БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна ( 1962 - 2009 ) Дочь легендарного актера, режиссера и сценариста Сергея Федоровича Бондарчука и популярной актрисы Ирины Скобцевой. Окончила Школу-студию МХАТ.
Снявшись в нескольких фильмах в 80-е годы, Алена сосредоточилась на работе в театре. Она работала в Театре имени А.С. Пушкина, затем в Театре имени Моссовета. С 1998 года Алена Бондарчук - одна из ведущих актрис МХАТа имени А.М. Горького.
Вновь на экранах зрители увидели Алену Бондарчук спустя почти десять лет. Она сыграла в сериале "Бедная Настя" императрицу Александру Федоровну, талантливую и весьма образованную женщину. В последние годы жизни Алена много снималась в кино. Среди ее работ: Нина Березина в сериале "Дорогая Маша Березина", Галя Грекова в картине "Запасной инстинкт", Алена в драме "Я остаюсь" и др.
7 ноября 2009 года Алена Бондарчук скончалась.
Алёна Сергеевна БОНДАРЧУК: интервью
Алёна Сергеевна БОНДАРЧУК (1962 – 2009) – актриса театра и кино
ДЛЯ МЕНЯ ОЧЕВИДНО, ЧТО ЕСТЬ БУДУЩАЯ ЖИЗНЬ
Алена БОНДАРЧУК успела запомниться зрителям своими ролями в фильмах: "Борис Годунов" (царевна Ксения, дочь царя), "Тихий Дон" (Наталья), "Я остаюсь" (Анна), в сериалах: "Бедная Настя" (императрица Александра Федоровна) и "Дорогая Маша Березина" (Нина Березина). Окончив Школу-студию МХАТа, она снялась в 80-х в нескольких фильмах, сосредоточилась на театре. Работала в Театрах имени Пушкина, имени Моссовета, с 1998 года - актриса МХАТа имени Горького. Со спектаклем "Дорогая Елена Сергеевна" ездила на гастроли в Америку. Среди антрепризных ролей - мадам Барнье в спектакле "Оскар" и Бланш в "Трамвае "Желание" (приз за лучшую женскую роль в 2006 году на фестивале "Амурская осень"). Такой мы запомним Алену Бондарчук - в одном из последних интервью.
- Отец вашего отца (С.Ф. Бондарчука) не пускал сына в актерскую профессию. Но он все же настоял на своем. Знаю, что и вас, детей - Алену и Федора, - уже сам Сергей Федорович с мамой, Ириной Константиновной Скобцевой, не пускали в ту самую профессию, которой "переболели" сами.
- Нет, нас, как и Сергея Федоровича, родители предупреждали, но ничего не запрещали. Папа ко всему относился очень серьезно, поэтому говорил, что профессия актрисы требует большой отдачи, и это может отразиться на семье, на взаимоотношениях. В какой-то степени, актерство - профессия, предполагающая одиночество.
- На экране Сергей Бондарчук - оголенная душа, с болью за всех и за все...
- Он любил оставаться с самим собой, говорил: "Мне никогда не бывает скучно", особенно в тот период, когда не имел возможности работать после злосчастного V съезда. Конечно, мучился в отсутствие работы, но он всегда, даже в период простоя, занимался творчеством: рисовал, читал, был феноменально образованным человеком. У нас потрясающие книги по истории живописи, музыки, он сам осваивал теорию живописи. Одно время даже интересовался иконописью. У нас висят в доме иконы, написанные Сергеем Федоровичем.
Когда работал в Италии, жил в монастыре Франциска Ассизского. Там изучал майолику. А когда фильм "Борис Годунов" снимался, мы жили в гостинице Троице-Сергиевой лавры. У отца очень много было друзей, которые помогали в создании "Бориса Годунова", ведь ему разрешили снимать в основном соборе. Его жизнь тесно переплеталась с жизнью Церкви. Он всегда ей помогал. Когда было тысячелетие Крещения Руси, сам взял камеру и снимал все события. Я его всегда вызывала на разговор о вере, о Боге. Он даже иногда издевался надо мной, потому что в какой-то период боялся, что я уйду в монастырь. Говорил: "Ты - актриса, почему ходишь такая?" Ведь одно время я была увлечена Елизаветой Федоровной, образовавшей Марфо-Мариинскую обитель, и хотела снять документальный фильм, что-то сделать в память об этой потрясающей женщине. И было время, когда очень много ездила по монастырям, отец побаивался, нужно ли мне это, все время провокационные вопросы задавал. Для меня очевидно, что есть будущая жизнь. Я - человек верующий, как и отец, поэтому знаю, что за гробом есть жизнь и очень важно земной период прожить достойно, стараться не грешить. Вообще отец, конечно, всю жизнь как раз этому и учил меня.
- Сергей Федорович снял вас в "Тихом Доне" в роли Натальи, жены Григория Мелехова. Вы на чьей стороне как женщина, на стороне Натальи или Аксиньи?
- Мне, конечно, ближе Наталья, и отец это, как никто, понимал. Вообще, он нам, женщинам, трудные задания всегда давал. Например, в "Степи" в сцене появления княгини, которую играла моя мама Ирина Константиновна, он говорил ей: "Ты должна появиться, как чудо, как Богородица..." Мама отвечала: "Боже мой, как это все сыграть?" А когда снимали первое мое появление в "Тихом Доне", заявил: "Появись, как Джоконда". Вот такая неопределенная странность должна была быть в моей Наталье - полуулыбка, предопределенность судьбы, что ли. "Джоконда" - мистическая картина, приносящая несчастье, кстати. Оно читается и у Шолохова, потому что Наталья появляется в черной шали, вязаной коклюшками. Это знак. Мы думали, как по цвету найти решение этого образа? Наталья ведь вплетена в донскую природу. Она уходит рожать на Дон. И потом Шолохов пишет, как она возвращается от Аксиньи, все переживания Натальи происходят на фоне донской природы. У нее красота и натура такая закрыто-страстная, гордая. При этом Наталья - это символ верности, потому что есть сцена, она в романе написана: "Никто не ждал прихода Григория, как Наталья". Мужчины быстрее, чем женщины, переключаются. Вот когда я разбирала роль, думала: ну хорошо, она понимает, что он ее уже не любит, уже дети родились. Ну взяла бы детей, ушла. А с другой стороны - обстоятельства: куда ей уходить-то?
- Сергей Федорович говорил: "Женщина хороша либо в танце, либо в седле", может быть, имел в виду Наташу Ростову, когда снимал "Войну и мир"?
- Я сидела в седле, но это не мое. Мне кажется, в женщине должна быть скромность. Для меня это важно. Никогда не нужно выставлять себя напоказ и свои достоинства, лучше, если о тебе скажут другие. А потом активные женщины мне не очень нравятся. Мне кажется, женщина должна быть активна в доме, со своими детьми.
- Но вы - современная женщина.
- Я люблю собирать старые бутылочки, баночки, кружевные салфеточки, старинные кружева, ангелов у меня целая коллекция. Вещи люблю старые. Мне в этой старине уютно существовать. Хай-тек - не для меня. Чувствую себя уютней со старинными лампами, абажурами. Одно время я вышивала иконы. У меня есть подруга - матушка, которая хорошо шьет бисером, и я одно время училась это делать. Я видела много монастырских работ, как монахини шьют гладью. Одеваться модно для меня - не самое главное. Индивидуальность больше важна. Иногда увидишь платье, но не женщину в нем. Мне кажется, все это перешло мне от мамы, Ирины Константиновны, - одеваться так, чтобы человек запомнил тебя, а не то, что на тебе.
- Вы чуть ли не с трех лет читали стихи и сказки...
- Я мечтала стать балериной, и меня привели в школу Большого театра, потом мамина подруга сказала: "Ирина, она будет такого высокого роста, для балерины не годится". Но я обожала танцевать. И если меня надо было чем-то занять, включали музыку, тогда я могла часа три-четыре танцевать без остановки. А Федора заставить заниматься музыкой было невозможно. Он хлопнул крышкой рояля однажды и сказал: "Я не хочу быть поэтом!" На этом его занятия музыкой закончились. А потом он маму "доставал", почему ты не проявила строгость, мне так нужны музыкальные знания. Потом Федя ходил в художественную школу, рисовал. А я занималась музыкой, окончила Школу имени Гнесиных по классу фортепиано.
- Вы больше работаете в театре? Почему мало снимаетесь?
- Я вообще больше любила и люблю театр, может, потому что просто его больше знаю? Сейчас участие в кино - очень сомнительное дело, удовольствия не доставляет.
- Спектакль "Оскар", в котором вы участвуете, некий гротеск, непонятно, кто кого любит?
- Это комедия положений. Яркую комедийную роль всегда хорошо играть, роли же должны быть разные, как и актрисы, их исполняющие. Например, Таня Лютаева в этом спектакле - очень яркая актриса, она - профессиональный человек, и Катя Климова - из молодых - крепкая очень актриса, думающая.
- Иногда говорят, нужно любить себя...
- Ну да... стараюсь. Сейчас много разговоров о том, что надо любить себя, книги всякие издают на эту тему. Но я немного по другой системе ценностей живу. И думаю, ну как же так, не страдать, не переживать? Наверное, когда никого не любишь, тогда и не страдаешь, и выбираешь для любви только себя.
Источник: www.kultura-portal.ru
|