О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
КОРДОЧКИН Андрей (протоиерей)
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

Виталий КАПЛАН: интервью

КАПЛАН Виталий Маркович

Виталий Маркович КАПЛАН (род. 1966) - писатель, поэт, литературный критик, публицист, редактор раздела "Культура" журнала "Фома" : Апологетика | Видео | Статьи | Проза | Интервью | Поэзия | Аудио | Литературоведение | Педагогика | Доброе слово .

РАЗГОВОР О СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

- Виталий Маркович, наш сегодняшний разговор будет о современной православной литературе и о православном книжном рынке. Давайте для начала как-то обрисуем понятие «православная литература». Что это такое?
- Термин «православная литература» употребляется довольно часто, но точного его определения никто пока не дал. Мне это выражение не очень нравится — звучит почти как «арийская физика» - но за неимением лучшего приходится пользоваться им. Обычно под «православной литературой» понимают художественную прозу, написанную православными людьми и касающуюся вопросов духовной жизни, веры, воцерковления и т.д. Но иногда это понятие используется в более широком смысле, для обозначения художественной литературы, которая с православной точки зрения душеполезна, которая способствует правильному духовному устроению внутреннего мира читателя. При этом такая литература вовсе не обязательно содержит церковную лексику, вовсе не обязательно напрямую говорит о Боге.

- Вы, будучи редактором отдела культуры «Фомы», вероятно, имеете представление о рынке православной литературы для детей - ведь эта тема многократно поднималась на страницах Вашего журнала... В каком состоянии находится этот вид литературы?
- Да, мне приходилось в качестве журналиста заниматься этой темой, кроме того, поскольку «Фома» с этого года начал новый проект - выпуск серии детских книг «Настя и Никита», и проблемы серии воспринимаются всеми нами, журналистами «Фомы» как наше общее дело, то некоторое представление о ситуации у меня есть. Ситуация мне представляется довольно сложной. Качественной православной детской литературы практически нет. То, чем чаще всего заполнены прилавки церковных книжных лавок, - это слащаво-назидательные книжки, ориентированные не на реального, а на некого идеального православного ребенка. К сожалению, зачастую такие книжки пользуются большой популярностью - но не у детей, конечно, а у родителей, которые недавно стали воцерковляться и совершают типичные ошибки неофитов. Сложнейшая картина мира заменяется в их сознании на простенькую чёрно-белую схему, внешние формы благочестия значат для них гораздо больше, чем подлинная духовная жизнь.

Отсюда и желание воспитывать своих детей на неких сусальных образцах, в упор не замечая ни особенности личности ребёнка, ни вообще реалии жизни. А на такое предложение, естественно, находится спрос - вот и появляются «книги для православных девочек», «для православных мальчиков», сказочки про православных ёжиков и так далее. Иногда у меня возникает ощущение, что многие такие книги сделаны, что называется, «на коленке», что их автором казалось, будто писать для детей - очень легко.

Есть, конечно, и хорошие книги, но их, как мне кажется, меньшинство.
Другая очень серьёзная проблема - почти все православные детские книги ориентированы на маленьких детей, дошкольников и младших школьников. Для подростков нет практически ничего, за исключением, пожалуй, книг Юлии Вознесенской.

- А эта проблема характерна именно для православной детской литературы, или же для православной литературы вообще?
- Разница в том, что в случае литературы для взрослых мы по крайней мере можем судить о ее реальной востребованности читателем. Вот, к примеру, вышла «Мечеть Парижской Богоматери» Елены Чудиновой - ее сметают с прилавков, а какие-нибудь, условно говоря, «Благочестивые опыты православного благочестия» будут пылиться на складе. Разумеется, это не значит, будто всё, что хорошо продаётся - качественная литература, а всё, что плохо - соответственно, плохая. Но, во всяком случае, можно понять, что пользуется реальным спросом. В случае же детской литературы надо учитывать, что сами дети её не покупают - им покупают книги родители, ориентируясь на свой вкус, а что на самом деле нравится детям - это вопрос сложный. Изучением этого вопроса, применительно к светской литературе, занимаются исследователи — например, из Российской государственной детской библиотеки. Занимаются ли такими исследованиями православные люди, я не знаю, но подозреваю, что нет.

Но вообще стремление к слащавости, натужному благочестию и крайнему упрощению картины мира характерно и для взрослой православной литературы. Правда, не в такой мере, как для детской. Тут можно назвать немало замечательных авторов, чья православная вера не мешает им писать литературно качественные произведения. К примеру, это Олеся Николаева, Алексей Варламов, Максим Яковлев, Наталья Сухинина, Майя Кучерская… Но такая качественная православная литература должна ещё найти себе дорогу к читателю. Даже если она издана, то ещё не факт, что именно её закажут люди, отвечающие за подбор ассортимента православных книжных лавок и магазинов. Ведь какой-нибудь «Антихрист в Москве» гарантированно будет лучше продаваться.

- Это Вы говорите уже о проблемах книготорговли, а вот что касается книгоиздания —какие его проблемы, на Ваш взгляд, сильнее всего тормозят развитие православной литературы?
- Мне очень нравится формула «трех китов», выдвинутая руководителем портала «Правкнига» Георгием Гупало, кратко описывающая все основные проблемы православного книгоиздательства: «Деньги не пахнут», «у каждого свое мнение» и «непрофессионализм».

«Деньги не пахнут» - это значит, что если книга хорошо продается, то ее будут издавать, невзирая на её содержимое. Вплоть до наличия в тексте откровенно оккультных идей или политического экстремизма.

«У каждого свое мнение» - именно такова, как правило, реакция книготорговцев на критику в адрес какой-либо православной печатной продукции. Мол, это только вам не нравится, а ваше мнение ничего не значит.

Непрофессионализм в том, что люди просто не умеют торговать книгами и их издавать. Зачем издают книги, которые заведомо не будут покупаться?

- Сейчас нередко говорят, что среди православных писателей крайне мало талантов. Вы согласны с этим мнением?
- Я думаю, что проблема не столько в «физическом» отсутствии талантов, а в том, что издатели либо не умеют, либо не хотят их находить. Между тем, православных людей, пытающихся писать художественную прозу, довольно много, и хотя большая часть написанного ими по литературному качеству, что называется, «ниже плинтуса», всё же способные и даже талантливые люди есть, и в пересчёте на миллионы православных христиан в нашей стране количество таких талантливых авторов может оказаться вовсе не маленьким. Другое дело, что зачастую они даже не пытаются преодолеть издательский барьер, либо ломаются при первых же неудачах. Я в какой-то мере могу судить об этом, потому что, как редактор отдела культуры «Фомы», постоянно имею дело с поступающим в адрес нашего журнала «самотёком». Дело в том, что до 2009 года у нас была рубрика «Чтение», в которой мы печатали сравнительно небольшие рассказы. Так вот, среди поступающих произведений было немало довольно сильных в литературном отношении. Зачастую они не вписывались в формат журнала - и по объёму, и по содержательным критериям, но вполне заслуживали публикации в каком-либо другом православном или светском издании. Довольно часто таким авторам не хватает мастерства, они делают типичные ошибки начинающих, но эти ошибки вполне преодолимы при правильном отношении к делу.

Но тут встаёт ещё одна серьезная проблема. Она состоит в том, что в православной литературе (как, впрочем, и в светской) практически полностью умерла система воспитания молодых писателей. В советское и даже раннее постсоветское время для них проводились творческие семинары, а потом это стало экономически убыточно. К сожалению, православные издатели тоже не слишком озабочены взращиванием молодых талантов. Им гораздо проще вложиться, скажем, в издание книг Юлии Вознесенской, которые гарантированно будут покупаться, чем устраивать какие-то семинары для молодых авторов, с которыми еще неизвестно, что получится — а к тому же непонятно, как эти семинары устраивать, кого привлекать к их работе, какие ставить задачи. Тут ведь кроме финансирования нужна ещё и компетентность…

- А не мог бы интернет помочь в разрешении этой проблемы?
- В своё время на сеть возлагались такие надежды, но жизнь показала, что особой пользы начинающему автору от интернета нет. Конечно, существует множество разного рода литературных сообществ, форумов и так далее. Но всё это почти всегда превращается в какую-то «песочницу», где люди варятся в собственном соку, друг друга хвалят или ругают, но не имеют представления о подлинных критериях литературного качества, о «гамбургском счёте». Неудивительно - ведь состоявшиеся писатели и критики интереса к этим «песочницам» не проявляют, а кто же ещё поставит этим молодым (или не слишком молодым) авторам планку?

- Но где тогда выход из сложившейся неутешительной ситуации?
- Начну с того, что в издательском деле я не профессионал и не рискну давать какие-то рекомендации в этой области. Но вот что касается способов повышения литературного качества православных книг, могу высказать некие достаточно очевидные соображения. Во-первых, говоря о писательстве, о литературном уровне произведений, о творчестве, зачастую упускают из виду то, что писательское творчество (как, впрочем, и любое другое) редко бывает возможным само по себе, вне того, что уважительно именуют «литературной средой» или пренебрежительно - «литтусовкой». Иначе говоря, писателю свойственно общаться с себе подобными, свойственно обсуждать книги — свои и чужие, проблемы культуры, и так далее, и тому подобное. Из такого, на первый взгляд, пустого препровождения времени выкристаллизовываются идеи книг, возникает мотивация к творчеству. Не знаю, стоит ли лишний раз упоминать, что писательство - это не только радость вдохновения, но и тяжёлый ежедневный труд, который чаще всего не приносит заметного материального дохода. И поэтому у пишущего человека должна быть серьёзная мотивация, он должен чувствовать, что не в песок уходят все его труды, что это кому-то интересно, кому-то нужно, что он не один такой. Для всего этого и необходима литературная среда. В «хорошие» времена - скажем, в XIX веке - она вырастала сама, в нашей же ситуации её необходимо создавать.

А что значит «создавать»? Надо создавать некие опорные точки, или, иначе говоря, точки кристаллизации такой среды. То есть, прежде всего, журналы, конкурсы и мастер-классы. Всё это, разумеется, требует материальных вложений. Возможно, возникшая совсем недавно Ассоциация православных книгоиздателей будет что-то делать в этом направлении - понимая, что непосредственного коммерческого эффекта это не даст, что это вложения в будущее, может быть, достаточно отдалённое. У нас, кстати говоря, не существует ни одного православного литературного журнала, т.е. такого, для которого литературная тематика является основной, в котором были бы и проза, и поэзия, и литературная критика. Несколько лет назад идею такого журнала (точнее сказать, альманаха) пытался реализовать «Фома», но не удалось найти инвестора и дело заглохло.
 
Конечно, есть толстые журналы с «православной направленностью», например, «Москва» и «Наш современник». Но это журналы, скорее, просто патриотические и собственно литература там далеко не всегда стоит на первом плане. А нужен именно литературный православный журнал, который не ставил бы никаких политических ограничений перед авторами, который стремился бы к тому, чтобы выявлять литературные таланты, а не способствовать тому или иному внутрицерковному направлению. Я уверен, что такой журнал был бы заметен, причём не только в православной, но и в светской литературной среде.

- Вы думаете, такого журнала было бы достаточно для воспитания нового поколения православных авторов?
- Конечно, нет. Необходима еще, как минимум, система мастер-классов. Кстати, такая система прекрасно организована в среде писателей-фантастов: каждый год у них проходят несколько встреч, так называемых конвентов, где собираются писатели, издатели, переводчики, художники, критики и, разумеется, начинающие писатели, многие из которых благодаря системе таких конвентов в итоге приходят в профессиональную литературу... Я думаю, что и мы могли бы со временем организовать нечто подобное.

- А нет такой опасности, что подобные встречи православных писателей превратятся в своего рода междусобойчик?
- Несомненно, есть. Кто-то может начать решать за всех: мол, вот этого мы считаем достаточно «православным», а вот этого нет. Могут появиться «начальники», может начаться разделение на фракции и грызня между ними. Риск вполне очевидный. Что же делать? Да просто не надо на мероприятиях такого рода требовать от авторов воцерковленности. Разумеется, возникнут споры, у кого литература православная, а у кого не очень. Да, чётких критериев действительно нет, но на практике чаще всего бывает совершенно очевидно, что есть что. Понятно, что так называемую «чернуху» и «депрессуху» к православной литературе причислять нельзя (хотя бы она была и на церковную тему), но, в то же время, дать нравственную оценку произведению не так уж сложно. Поэтому организаторы таких встреч должны заранее понимать, что нельзя допускать перехода на личности, нельзя требовать «справку от батюшки» у желающих стать православными писателями, нельзя делить участников на «овец» и «козлищ». Понятно, что проблемы всё равно возникнут, но делать-то всё равно что-то надо! Известно ведь, под какой камень не течёт вода…

- Ну ладно, журнал - раз, семинары - два. А что три?
- Три - это литературные конкурсы и премии. Смысл таких премий не только в выявлении наиболее талантливого писателя-победителя, но и в том, что вокруг них закипает литературная жизнь: пишутся статьи, спорят критики, идут обсуждения... И это бурление, собственно говоря, поддерживает существование литературной среды.

- А может ли какую-то роль в этом деле сыграть портал «Православная книга России»?
- Несомненно. На сегодняшний день это крупнейший сетевой ресурс, который аккумулирует всю информацию о выходящих книгах, об авторах, издательствах. Но, помимо этого, на «Правкниге» постоянно размещаются рецензии, публикуются проблемные статьи, идут обсуждения, причём там бывают представлены разные точки зрения, там нет какой-то идеологической заданности. При расширении этой сферы деятельности портала он сможет стать именно такой «точкой кристаллизации», какие нужны для создания литературной среды — а значит, и для появления действительно качественных православных книг.

Источник:  http://www.pravkniga.ru/ Автор: Серафим Ореханов

О НАШИХ КРИТЕРИЯХ


- В журнале «Фома» была рубрика «Чтение», входившая в блок «Культура», которым Вы руководите. Но с января 2009 года раздел исчез. С чем это связано?
- В 2009 году объем нашего журнала из-за финансового кризиса пришлось сократить на тридцать шесть полос, то есть почти на четверть. Многие старые рубрики из-за этого исчезли, в том числе и «Чтение», в котором мы печатали художественную прозу. Надеюсь, что ситуация эта временная и при первой же возможности мы вернем эту рубрику.

- А по какому принципу вы выбирали авторов, вошедших в этот раздел?
- Мы руководствовались двумя основными критериями - нравственным и художественным. Нравственный критерий означает, что содержание и идея произведения не должна противоречить христианской нравственности. Большинство присланных работ вполне этому критерию соответствовали, хотя бывали и исключения. Например, сюжет одного из присланных рассказов заключался в том, что трое подростков в советское время забрались в разрушенную церковь и устроили там костерок. А ангел Господень за такое осквернение храма раздул огонь в пожар и святотатцы сгорели живьем. Автор, похоже, считал такой финал торжеством Православия. Думаю, незачем разъяснять, насколько такие зверские взгляды несовместимы с христианским мировосприятием.
 Но второй критерий, критерий литературного качества, выдерживали весьма немногие тексты. Увы, в большинстве случаев авторы присланных рассказов даже не осознавали, что мало иметь, "что" сказать, надо еще "уметь" сказать.
 
- А кто в основном присылал тексты?
- Отбирая рассказы для рубрики «Чтение», мы, конечно, руководствовались не только редакционной почтой, но и тем, что сами находили (как правило, в интернете, реже в бумажных изданиях). Сразу замечу, что мы могли напечатать и уже опубликованный рассказ, при условии, что здесь не будет нарушения авторского права и что источник, по которому делаем публикацию, практически недоступен массовому читателю. Так произошло, например, с пожилым писателем Сергеем Щербаковым, книга которого вышла крошечным тиражом и не имела никаких шансов получить известность.

 Что же касается авторов того, что на редакционном сленге именуют «самотёком», то это очень разные люди. Иногда - совсем молодые, только-только начинающие литературную жизнь, иногда - люди пожилые и маститые, члены разных творческих союзов. Большинство этих людей - воцерковленные православные христиане, агностики или иноверцы присылали свои работы гораздо реже, хотя и такое случалось. Но конфессионального критерия мы перед собой не ставили. Если рассказ - качественный и добрый, то мы его печатали, не обращая внимания на взаимоотношения автора с Православием.
 
Силовой вариант

- А есть вообще разница, если судить по тексту? Вы сами могли бы отличить книгу, написанную верующим человеком, от книги неверующего автора?
- Не думаю, что у меня внутри такой мощный «харизмометр». Иногда вероисповедание автора заметно невооруженным глазом, а иногда совершенно невозможно догадаться. Мне приходилось видеть очень православные рассказы - православные и по содержанию, и по духу - а потом оказывалось, что автор - человек совершенно нерелигиозный.

 Но какие-то тенденции все-таки можно выделить. Например, о многом можно судить по отношению автора к злу, которое чаще всего присутствует в сюжете его произведения. Бывает так, что зло по сюжету побеждает. На такое решение автор — православный или светский, неважно — имеет полное право. Но разница в том, как эта победа зла субъективно воспринимается автором. Негодует он, спокойно констатирует факт, посмеивается или даже восхищается этой победой? Бывает ведь, что автор сам подпадает под очарование изображенного им зла. В таком случае очень высока вероятность, что такой автор - неверующий.

 Но иногда бывает так, что автор - верующий, причем верует всерьез, но вот в его произведении присутствует подход, совершенно несовместимый с тем, во что он верует. Например, когда победа над силами зла (особенно если они, эти силы, действуют напрямую, а не через людей) происходит за счёт силового решения. Скажем, в романе одного весьма уважаемого православного автора ангелы и бесы воюют друг с другом, но как воюют? Как современные силовые структуры - с гранатометами, с автоматами Калашникова. «Наши» просто оказываются круче «ихних» - вот и вся победа добра над злом. У известного писателя и поэта Евгения Лукина есть написанные в середине 90-х годов стихи:

На излете века
Взял да ниспроверг
Злого человека
Добрый человек.
Из гранатомета
Шлеп его, козла.
Стало быть, добро-то
Посильнее зла.


Так вот, этот роман и ему подобные - просто пересказывают лукинское стихотворение в прозе. Очевидно, что если мы говорим о победе добра над злом, то подразумеваем духовное преображение героя, причем необязательно происходящее в традиционных церковных декорациях. Победа в первую очередь должна произойти в душе человека. А физическое уничтожение злых сил - это смешно, это попса, подменяющая собою подлинно духовный подход.

- А можете привести какой-то пример христианской по сути книги, которая была бы написана неверующим человеком?
- Хороший пример - роман Марины и Сергея Дяченко «Шрам» (из цикла «Скитальцы»), написанный в жанре фэнтези. Главный герой, Эггерт Соль - молодой дворянин, блестящий кавалер, повеса, душа общества. Однажды этот юноша совершает подлость - убивает на спровоцированной им же дуэли беззащитного человека, чтобы завладеть его невестой. И тогда появляется маг, который налагает на героя заклятие: тот становится патологическим трусом, из-за чего рушится вся его жизнь: его изгоняют из полка, ему приходится бежать из родного дома, он становится бродягой. Но благодаря этому проклятию, ставшему для него горьким лекарством (как тут не задуматься о Промысле Божием?) герой постепенно меняется: он начинает понимать других людей, сочувствовать им, и, в конце концов, преодолевает свой страх и остается верен тому новому, что родилось в его душе. Это блестящий, замечательный, христианский роман о покаянии. Хотя авторы его - неверующие люди, с большим уважением относящиеся к христианству, но сами все-таки позиционирующие себя как агностиков.

- Значит, христианскую по сути книгу может написать и неверующий?
- Получается, да. Конечно, можно сказать: автор вовсе не это имел в виду. Но такой аргумент мне представляется бессмысленным. Неважно, что хотел сказать автор. Потому что когда книга попала к читателям, автор лишается преимущественного права толкования собственного произведения. Тут нельзя не вспомнить мысль Сергея Довлатова о том, что всякая литературная материя имеет три составляющие: что автор хотел сказать и сказал, что автор хотел сказать, но не сумел, и что автор не хотел сказать, но все-таки сказал.
Православная проекция

- Вы - автор нескольких книг, одновременно с этим Вы православный человек. Можно ли в таком случае назвать Вас православным писателем?
- Вопрос на самом деле очень непростой. Частично я попытался ответить на него в своей статье «Отражающая способность» («Фома», декабрь 2009). Наверное, я только как человек православный, а как писатель - просто писатель. Другое дело, что выше головы не прыгнешь и свое мировоззрение вольно или невольно проецируешь в книги — даже когда сюжет вроде бы никак не касается церковной тематики.

- Вы стали писать, придя к вере, или наоборот, вера привела вас к писательству?
- Писать я начал еще до того, как крестился. А вот впервые опубликовался спустя пять лет после крещения. Думаю, явной связи здесь нет - я продолжал бы писать, и не придя к вере. Но только книги мои были бы другими.

- А ради чего же тогда Вы пишете?
- Для меня писательство - попытка разобраться в каких-то важных вопросах. Мне вообще кажется, что есть три основных мотивации для творчества - если исключить соображения гонораров, тщеславия и проч. Первый мотив - это нести своему читателю некую Истину, некую Благую Весть. Изменить его своими книгами к лучшему. То есть это, по сути, проповедь в литературной форме. Звучит, может, иронично, но такая мотивация вполне имеет право на существование и нередко дает хорошие плоды. В качестве примера могу привести всё творчество Клайва Льюиса. В отличие от Толкина, он видел себя в литературе прежде всего проповедником. Второй мотив - это выплеснуть из себя некую правду, которую, как тебе кажется, все должны знать. Не для того, чтобы как-то измениться, не для того, чтобы переделать окружающий мир - а просто потому, что невозможно это в себе держать. Например, такова, на мой взгляд, мотивация писателя Леонида Габышева, опубликовавшего в 1989 году повесть «Одлян, или воздух свободы». Юность Габышева прошла в колонии для несовершеннолетних, а тема эта в советские времена была наглухо закрыта. И настолько ему хотелось рассказать об этой стороне жизни, неизвестной большинству, что он написал свою повесть. И, наконец, третий мотив — я бы назвал его исследовательским. Желание в форме художественного творчества разобраться в том, что тебя волнует.

 И это как раз именно мой случай. Каждый из нас нередко размышляет над какими-то жизненными проблемами, ситуациями. Но, как правило, такие размышления бывают очень отрывочными. Ухватили какую-то мысль, начали было ее крутить — и тут же бросили, переключились на что-то другое. Недодумали до конца. А каким образом все-таки схватить эту мысль за хвост?

- Записать?
- Да, но не просто записать, а придумать какую-то модель, какую-то ситуацию, представить себе, как бы это могло быть и к чему могло бы привести. Сам себе задаешь вопросы - где это было бы? С какими людьми? Чем бы это кончилось? То есть мысль начинает проверяться, тестироваться в «лабораторных условиях», и когда она, наконец, воплощается в сюжете, в героях, в их взаимоотношениях - ты приходишь к более глубокому пониманию, чем в тот момент, когда эта мысль у тебя только появилась.

- Получается, в основе ваших книг, как правило, лежит какая-то случайная мысль, мелкая деталь?
- Зачастую так. Иногда идея приходит во сне. Например, есть у меня повесть «Юг там, где солнце». Это по жанру - альтернативная история: фантастическое допущение состоит в том, что в 1996 году в России произошел консервативный переворот и восторжествовала монархическая диктатура, Православие стало государственной религией, секты и оккультные сообщества преследуются особой спецслужбой — Управлением защиты веры. Так вот, весь сюжет повести был навеян сном. Точнее, мне приснился один небольшой эпизод, а затем мысль стала раскручиваться — при каких обстоятельствах это было бы возможно, в каких формах это бы проявилось, к чему бы это привело…

О вкусах спорят

- Виталий Маркович, а если говорить о Ваших личных литературных вкусах, кого из современников вы читаете? Я имею в виду светскую литературу.
- Если говорить о фантастике, то в первую очередь, я читаю вышеупомянутых Марину и Сергея Дяченко и считаю их фигурами первой величины, пожалуй, даже лучшими современными русскоязычными писателями. Им свойственно потрясающее умение построить интересный сюжет и дать при том очень серьезную мировоззренческую подкладку. Очень люблю книги Дмитрия Быкова, Дины Рубиной, Марии Галиной, Владислава Крапивина. Могу, кстати, порекомендовать молодую, но уже известную писательницу Наталью Ключарёву. Из писателей старшего поколения — пожалуй, Борис Екимов с его рассказами о современной деревне. Отдельная тема — поэзия. Из современных авторов мне близки стихи Юрия Кублановского, Бориса Херсонского, Инны Лиснянской.

- Есть ли, на Ваш взгляд, сейчас какие-то литературные фигуры, соизмеримые с классическими писателями? Скажем, масштаба Хемингуэя?
- Сложно сказать. Соизмеримость - вопрос времени. Кстати, недавно на сайте «Афиша.ру» вывесили анкету: привели список современных писателей, человек тридцать, и задали вопрос: «Кто, по вашему мнению, войдет в круг чтения через сто лет?». Лидирует Виктор Пелевин. Может, его и будут читать через сто лет. Я не могу сказать, что отношусь к нему отрицательно, но все-таки великим русским писателем его не считаю. Пелевин, по моему мнению - это человек, который с холодным вниманием рассматривает какие-то явления современной жизни, подвергает их резекции. Этакий Базаров, препарирующий лягушек. Но порой мне кажется, за его иронией и отстраненностью скрывается страх перед пустотой и бессмысленностью мира.

- Вернемся к тому, с чего начинали: фантастике и фэнтези. Кого из фантастов, вошедших в классику мировой литературы, Вы могли бы посоветовать православному читателю?
- Бредбери, конечно. Самым христианским по сути его произведением я считаю повесть «Что-то страшное грядет». По сюжету это — почти Стивен Кинг, только с совершенно христианским анализом проблемы и путем ее разрешения. То есть, победа над бесовскими силами достигается именно через нравственное преображение героев. Лет пятнадцать назад, вскоре после крещения, я новыми глазами прочитал эту повесть и даже написал стихи, которые позволю себе привести.
 
                            * * *
Здесь радости уже никто не хочет
(Да мы и сами не напрасно ль ждём?)

И хищная слюна последней ночи
На мостовые падает дождём,
Но мы пойдём сквозь грозовую темень
На чёрный луг, пускай никто не звал,
Где буйствует жестокий карнавал...
Да хватит ли нам сил сразиться с "теми"?
Есть в этой теме тонкая деталь:
В бою с тенями бесполезна сталь,
И даль нам недоступна в этом веке.
Но мы пойдём. Пускай кругом темно,
Мы всё же верим: светится окно.
То самое окно в библиотеке.

 

- Как Вы думаете, что ждет нынешнюю православную литературу, допустим, через двадцать лет? Появятся ли православные писатели, соизмеримые по масштабу таланта с наиболее известными светскими авторами?
- Не исключаю такую возможность при определенных условиях, но тут, разумеется, никаких гарантий быть не может. Что же касается условий, то это, в первую очередь, разрушение некой стенки между «православной» литературой и «светской». Сейчас писатели, позиционирующие себя в качестве православных, печатаются почти всегда в православных же издательствах, читают их, как правило, только воцерковленные люди. В результате получается некий «лягушатник», где автор всегда найдет читательское внимание, где его чаще всего будут хвалить - и потому нет стимула развиваться, повышать планку своего творчества, говорить всерьёз, без той форы, которую по умолчанию в церковной среде имеет тот, кто именует себя православным писателем. То есть нужно, чтобы православные люди, занимающиеся литературным творчеством, печатались в светских издательствах и журналах, чтобы их книги обсуждали светские люди (порой весьма недоброжелательно настроенные по отношению к Церкви), чтобы литературные критики читали их и разбирали по косточкам. Конечно, для многих такое изменение формата было бы неуютным, в лягушатнике-то тепло и спокойно. Но лучше уж бурный океан большой литературы — со штормами, акулами и прочими радостями жизни — чем нынешний междусобойчик.

Источник:  http://www.pravkniga.ru/ Автор: Ореханов Серафим

 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ