О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
КОРДОЧКИН Андрей (протоиерей)
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

Майя Александровна КУЧЕРСКАЯ: интервью

КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
Майя Александровна КУЧЕРСКАЯ (род. 1970) - писатель, кандидат филологических наук, доцент, литературный критик, лауреат Бунинской премии:  Видео | Интервью | Статьи | Проза | Аудио | Фотогалерея.

«ВСЕ НАШИ ПИСЬМЕНА – АВТОПОРТРЕТЫ ДУШИ»


Книга Майи Кучерской «Современный патерик» вышла в издательстве «Время» три года назад, но обсуждают ее до сих пор. Коротенькие – иногда смешные, иногда страшные – истории о современной православной церкви вызвали у одних восторг, у других раздражение, одни посчитали ее гимном религии, другие – пасквилем. Сейчас у Кучерской выходит в том же «Времени» новая книга – «Бог дождя». О новой книге и о вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» биографии великого князя Константина Павловича рассказывает сама Майя Кучерская.

– Что было раньше написано: «Бог дождя» или «Современный патерик»?
– Не помню. Кажется, первые истории «Патерика» появились до «Бога дождя», точнее, первого варианта «Бога дождя», а последний вариант «Бога дождя» появился после «Патерика», потому что у «Бога дождя» – два варианта, один 1996-го, другой 2006 года... Что можно сказать совершенно точно, так это то, что книги эти отражают разные эпохи в жизни православной церкви. «Бог дождя» – о рубеже 1980-х–1990-х, о том необыкновенно чистом и юном для церкви времени, когда створки вдруг распахнулись – и повеяло свежестью. Было столько трепета во всей этой нарождающейся церковной жизни. «Патерик» теснее связан с сегодняшним днем, когда церковь уже вошла в силу и все стало иначе. Вкус гречневой каши, которой нас кормили в 1989 году в только-только открывшейся тогда Оптиной пустыни, был совершенно райским. Все сидели, ели и удивлялись: что же это такое? Обычная гречневая каша, но почему так божественно! вкусно?! И вот прошло десять лет, мы снова приехали, и... каша как каша, обычная вареная гречка – понимаете?

– То есть все началось с гречневой каши?
– Да просто в первый наш приезд эту кашу варили для десяти паломников, а в следующий – для двухсот. Сначала маленькая кастрюля на домашней плите, потом большой армейский чан. Это рациональное объяснение. Наверное, существуют и другие, более тонкие, но мне не хочется говорить о них, скажем так, всуе.

– Что было писать проще?
– Наверное, «Патерик». По очевидной причине. Короткий рассказ, из которых эта книга состоит, сел и написал. Роман, даже маленький – сел и... не встал.

– Можно сказать, что у этих книг общая философия?
– Я не очень хорошо понимаю, что такое философия. Если допустить, что это представление о том, в чем конечная цель человеческой жизни, то философия моих книжек, наверное, такая: конечная цель всякого пути – стать человеком. «Будь человеком!» – вот главная заповедь Божия. А «Патерик» и «Бог дождя» – о том, как страшно и как трудно ее исполнить.

– Расскажите поподробнее про реакцию на «Современный патерик».
– Было много трогательного. Рождественские открытки из каких-то далеких монастырей, женских, мужских, с благодарностью, благословениями, приглашениями приезжать, пожить у них в обителях, набрать материал для нового Патерика... Письма по электронной почте – очень теплые и дружеские – от священников, особенно от священников почему-то. Кто-то, конечно, рассердился, но их было отчетливое меньшинство, и я до сих пор не понимаю, что их так огорчило? Все, что пишет про современную жизнь православной церкви «Московский комсомолец», например, – в «Патерике» этого ведь нет. Не зря же Лев Данилкин высказал гипотезу, что «Патерик» – это пиар-проект Московской патриархии. А самые жесткие мои читатели, причем все сплошь честные христиане, и вовсе сказали: «Какие-то детские сказочки ты написала. На самом деле в церкви все гораздо хуже!»

– И еще по поводу реакции: у меня сложилось мнение, что на «Патерик» обиделись больше неверующие, чем православные. Так ли это?
– Это не так. Больше обиделись православные, главное обвинение: так писать о церкви – бестактно, бесстыдно. Мне их не разубедить. Я устала повторять, что бестактно молчать, бесстыдно жить в душной православной резервации, закрывая глаза на происходящее в мире, и не пытаться откликаться на это с состраданием, а не ожесточенно, обличительно... Стараться греть, греть его, этот мир, греть и любить. Не делать этого – путь духовно бесперспективный. «Патерик» – именно такое пробивание головой (и она у меня до сих пор болит) стены, стоящей между верующими и неверующими, церковными и нецерковными людьми. Попытка сказать и тем, и другим: «всюду жизнь».

– Теперь про «Бога дождя»: можно ли считать, что роман автобиографичен? Насколько герои книги пересекаются с реальными людьми?
– Мне кажется, любой роман автобиографичен. Все наши письмена – это автопортреты души. И пересекаются не столько герои, сколько время. Время зафиксировано, как мне кажется, с документальной точностью. Конец 1980-х – начало 1990-х, именно так все и было, так вот, тогда жили люди моего круга – студенты филфака МГУ. Кто-то ходил на сейшны, хипповал, ездил по трассе, кто-то просто прилежно учился, кто-то крестился и начал новую церковную жизнь, молился, постился, как сумасшедший, а некоторые, кстати, пытались все это соединять. И моя героиня именно из тех, кто хочет жить сразу всеми жизнями одновременно.

– В 1980-е годы, когда происходит действие «Бога дождя», вера была фрондированием. Но ситуация поменялась. Скажем для меня, когда я учился в школе, фрондированием был подчеркнутый атеизм. Значит ли это, что сейчас, парадоксальным образом, путь к вере будет сложнее?
– Да сейчас труднее, потому что тогда сама вера, крещение и обращение – все это было овеяно немножко дымкой запретности. И обращение к христианству было нонконформистским шагом, даже еще в конце 1980-х. Теперь все поменялось, и не креститься – вот это будет нонконформистский шаг. Но все это – политическая ситуация, приход священников в школу или их не приход, атмосфера запретности – к христианству, к его сути не имеет никакого отношения. И на самом деле приходит в церковь не тот, кто как-то реагирует на ее модность или ее оппозиционность, а тот, кого очаровало само учение, – вот кто становится истинно верующим.

– Я не верующий, но, скажем так, сочувствующий. И мне кажется, что преподавание в том или ином виде православия в школе лишь навредит ему. Религия превратится в очередной тошнотворный ненавистный предмет, где-то между страшной литературой и не менее страшной алгеброй.
– Совершенно согласна. Тут еще один нюанс: любая обязаловка, даже самая прекрасная на свете обязаловка, все равно становится тошнотворной и противной. Вот хотим мы ввести в школах основы преподавания православной культуры, ну так начнем для начала с преподавателей, с учебников. Потому что то, что я видела, ныне существующие учебники – это на грани кощунства. Может, прежде чем вводить такой предмет, стоит открыть институт по подготовке преподавателей по предмету? С жестким конкурсом и специальной учебной программой, предполгающей не только изучение Священного Писания и знания нескольких языков, древних и новых, но и знакомство с современной культурой, музыкой, литературой.

– Перейдем к «Константину Павловичу»: как вы выбирали этого героя? Или герой выбрал вас?
– Великого князя в герои мне помог выбрать один замечательный филолог и историк, Александр Львович Осповат. За что ему постоянная благодарность. Лет сколько-то назад мы ехали по городу Лос-Анджелесу в его машине в наш университет, где Осповат и сейчас профессорствует, а тогда я была его аспиранткой. Я мычала что-то невнятное – о том, как мне хочется найти какого-нибудь такого второго царевича Димитрия (я про него много писала в тот момент и думала), историческую фигуру, которая породила целое облако мифов, легенд, сказок всяких. Но только чтобы мой царевич жил не в XVII, а в XIX веке. Осповат задумался, сделал затяжечку и сказал: «Константин Павлович!» Мне хотелось его расцеловать. Потому что это действительно удивительный персонаж, его мифическая и реальная биография совершенно не совпадали друг с другом. В великом князе Константине многое сошлось. Такой фатальный лузер и юрод.

– Вам не кажется, что Константин Павлович – необычайно трогательный персонаж?
– Когда кем-то занимаешься десять лет, а примерно столько и прошло с момента нашего разговора в Лос-Анджелесе до завершения книги, этот персонаж становится тебе как бы уже и родственником. Объективно трогательным великий князь Константин не был – на его совести десятки самоубийств. Он был отвратителен в гневе. Наконец, он постоянно бежал от ответственности, – в том же 1825 году, появись он в Москве лично, крови определенно пролилось бы меньше. Но меня он все равно трогает, по-родственному, знаете ли. И еще потому, что в нечеловеческих условиях, в которых как член императорской фамилии был воспитан и жил, он сумел сохранить человечность, искренность и с какой-то очаровывающей наивностью никогда не умел жертвовать личными отношениями, пристрастиями ради политических целей. В общем, всю жизнь отстаивал право быть частным лицом, по рождению и месту, на которое его поставила судьба, им не являясь.

– Вы сейчас пишете что-нибудь новое?
– Конeчно, пишу. По строчке в месяц. Не месяца без строчки – вот такой у меня ритм. Во-первых, я сейчас делаю биографию Лескова для «Жизни замечательных людей». Она будет совсем в другом духе, чем «Константин Павлович», менее научная. Мне бы хотелось, чтобы эту книгу прочло максимальное количество читателей. А еще я пишу повесть, доминанта которой такая: «это повесть о пошлости». Точка.

Источник: Беседовал Константин Мильчин

«НУЖНО ПИСАТЬ, РУКОВОДСТВУЯСЬ К ТОМУ, О ЧЕМ ПИШЕШЬ…»


Майя Кучерская  – известный писатель, блестящий журналист, сотрудник газеты «Ведомости» и преподаватель Высшей школы экономики, живет и работает в Москве.

Книга, принесшая ей популярность, – «Современный патерик. Чтение для впавших в уныние» – сразу же стала событием года. Коротенькие рассказы  гротескные, смешные, трогательные или даже страшные о мирянах и батюшках, об околоцерковных суевериях и настоящих чудесах, о грешниках и праведниках, живущих в Православной Церкви, вызвали живой интерес как у православных, так и у людей, далеких от Церкви.

Новаторство книги оценили по достоинству: «Патерик» получил Бунинскую премию, три раза переиздавался, о нем много писали и пишут до сих пор.

Вторая книга Кучерской «Бог дождя» – роман о воцерковлении и связанных с ним трудностях – тоже не остался незамеченным, книга получила Студенческий Букер и уже успела собрать ряд самых противоречивых рецензий.

Помимо двух своих книг о Церкви, Кучерская написала предисловия и комментарии к нескольким православным книгам, а также составила «Евангельскую историю для детей» – пересказ Евангелия, понятный и интересный ребенку,  который родился из личного опыта писательницы, когда она приобщала свою дочку к чтению Священного Писания.

Еще одно направление творчества Кучерской – работа с документа
льными источниками: в серии «ЖЗЛ» уже вышла ее книга «Константин Павлович» о Великом князе Константине Романове, готовится к публикации книга о Н.С. Лескове в той же серии.
Майя Кучерская поделилась с нашими читателями своим мнением о литературе, православном воспитании детей и рассказала о своих творческих планах.


– Майя Александровна, вы считаете себя православным писателем? Вы могли бы назвать свои книги о Церкви православной литературой?
– Когда я вижу вывеску «православный юрист» или «православный врач», мне хочется развернуться и пойти к хорошему врачу и хорошему юристу. Если он при этом православный человек, тем лучше. С писателями то же самое. Всякий раз, когда говорят «православный писатель», отчего-то кажется, что имеют в виду литератора, очевидные недостатки которого извиняются его принадлежностью к православию.

– Сейчас появилось много православных  книг в разных жанрах – фэнтези, детективы, ориентированные на то, чтобы заинтересовать читателя и одновременно раскрыть красоту православия, эти книги стали называть «православной художественной литературой».  Как вы относитесь к такой литературе?
– Разумеется, дидактическая литература  может существовать в самых разных формах – детектива или комедии. Но все же дидактическая литература обычно не связана с большой литературой, с искусством, которые мне на данный момент интересней. Успеть бы прочесть самое-самое, да вот хотя бы европейскую классику. А православные фэнтези, детективы…  Возможно, я пропустила что-то важное. Но я этих книг не читала.

– Популярность пришла к вам после книги «Современный патерик: чтение для впавших в уныние». В одном из интервью вы говорили, что эта книга – попытка пробить стену между верующими и неверующими. Но удалось ли достичь поставленной цели, захотелось ли неверующим людям заглянуть в мир Церкви? Или «в миру» заметили только новаторство и литературную ценность «Патерика»?
– Удалось ли мне достичь поставленной цели – я не знаю. Мы ведь еще в пути, да? Книга продается, ее читают. Судя по некоторым отзывам, прозвучавшим после выхода «Патерика», то есть за три с половиной года, со стороны неверующих это движение случилось. Точно. Мне рассказывали разные истории. Кто-то даже крестился, прочитав «Патерик». Да, многие читатели, далекие от церкви, увидели в «Патерике» в основном набор приколов, анекдотов, восприняли только шутливую его сторону. Пусть так. Прочли, улыбнулись, и спасибо. Одно то, что нецерковных людей рассказы про церковь не отпугнули, что они отнеслись к «Патерику» как к нормальному чтению, это, по-моему, и есть движение навстречу. А вот изрядное число пребывающих в ограде церкви, наоборот, стали укреплять стены своей крепости. В одном монастыре было даже аутодафе. Занятно, что – в монастыре женском… В общем если движение и было, то только с одной стороны.

– Ожидали ли вы такой реакции со стороны верующих? Как вам кажется, с чем связано такое неприятие вашей книги в церковной среде?
– Если бы я писала, рассчитывая на какую бы то ни было реакцию, этой книги бы не было. В процессе ее создания меньше всего меня заботило то, какова будет реакция, а когда она вышла в свет, я, конечно, не предполагала, что «Патерик» будут читать Кабанихи. Но это неприятие не в церковной среде, нет! – а в определенной категории людей, называющих себя церковными. В церковной среде положительных откликов полным-полно. Как и сдержанных. И я могу понять тех, у кого моя книга вызвала недоумение, или кто остался к ней равнодушен, – но вот агрессивную и злобную реакцию вообще не считаю реакцией православных людей.

– Как вам кажется, отчего вообще православные люди имеют тенденцию к зажатости, желанию создать свою резервацию, замкнуться на себе, откуда этот страх впустить что-то новое из вне?
– Ну, как откуда? От лукавого.

- Рассказ из «Патерика» о православном ежике необычайно популярен – этот персонаж даже как будто стал жить отдельной жизнью. Помимо всего прочего история про ежика (да и вся глава «Цикл для чтения в воскресной школе»)  – пародия на слащавую  примитивную назидательную литературу для детей. Как Вам кажется, отчего сложился такой стереотип, если книжку позиционируют как православную, то она, как правило, написана слащаво, восторженно, благостно и при этом очень схематично и примитивно? Как развенчать этот стереотип и возможно ли это сделать?
– Это сделать не так сложно. Нужно писать исходя не из абстрактных идей, а руководствуясь любовью к тому, о чем пишешь, а еще симпатией к читателю. Кстати, и образцов не слащавой и при этом доступной широкому читателю литературы о православии – множество. Работы Федотова, Шмемана, "История русской церкви" митрополита Макария Булгакова, очерки митрополита Евгения Болховитинова, список бесконечен. Всех этих авторов объединяет одно – уважение к читателю, когда автор не считает, что его читатель неразумен и темен и его надо немедленно просветить. Все это гордыня.

Слащавость, фальшь – прямой ее результат.

– Вы, как мама, педагог и филолог, что можете посоветовать родителям, как привить детям любовь к чтению, с какой литературы начинать, чем заинтересовать ребенка?
– Все то же: детям надо давать хорошую литературу. Пушкин, Андерсен, Стивенсон, Астрид Линдгрен, Сельма Лагерлеф, Чуковский, – продолжать? Хорошие книжки воспитанию православного человека не помеха.

– Вы написали и детскую книгу «Евангельская история для детей». Что вы можете сказать о православном воспитании ребенка, особенно о воспитании через книгу? Какие духовные книги, на ваш взгляд, годятся для детей, и стоит ли вообще приобщать ребенка к такому серьезному чтению?
- Мне кажется, православное воспитание – это очень просто. Детей надо любить. И учить их любить то, что их окружает. Ну, еще научить их отличать добро от зла. Соответственно, и книги, которые учат детей любви и добру, – можно считать духовными. А дальше – все очень индивидуально. Кому-то лучше читать сказки, кому-то жития святых, а кому-то и то, и другое.

– Можно ли считать ваш  роман «Бог дождя» автобиографичным?
– Переживания главной героини, ее опыт вхождения в церковь – во многом, хотя и не во всем, автобиографичны. А сюжет, персонажи, диалоги - это уже из области художественной литературы, в которой реальность и вымысел смешаны до неразличимости.

– Не могли бы вы рассказать о вашем пути к Богу, о первых шагах в Церкви?
– Вы знаете, путь к Богу – у каждого свой. И я не думаю, что стоит останавливаться на моем, никому это особенно не поможет. Могу сказать только, что все было совсем не так болезненно, как у Ани, героини «Бога дождя», и шло довольно плавно и естественно.

– Что особенно важно для воцерковляющегося человека, на ваш взгляд?
– Пусть не преувеличивает общественную значимость своего вполне понятного восторга.

– Для церковного человека конфликт романа – любовь молодой девушки к духовнику – трагичен сам по себе, понятно, что любовь эта невозможна и греховна, но, с другой стороны, такие случаи на приходах, к сожалению, не редки.
Как отреагировали на ваш роман далекие от Церкви и церковной жизни читатели, ведь тематика довольно специфическая и вряд ли до конца понятная человеку  «непосвященному»?
– Студенты, которые в большинстве своем не являются церковными людьми, тем не менее, сочли роман событием года. Роман получил Студенческий Букер. Видимо, молодые люди увидели в нем что-то важное для себя. И я этому рада. Да и вообще книга разошлась довольно большим тиражом, и в основном ее продавали не в приходах.

– А какой была реакция в православной среде? Новая книга оказалась менее «скандальной», чем «Патерик»?
- Да, я вообще не скандальный писатель. А то, что реакция на роман более сдержанная, понятно – это чтение более сложное, чем чтение коротких рассказиков и анекдотов.

– Каковы ваши дальнейшие творческие планы? Будете ли вы писать еще на церковные темы? Или «светские» темы тоже представляют для вас интерес?
– Меня интересует вообще жизнь человека, который живет и в Церкви, и вне ее стен. Мне вообще не свойственно шизофреническое разделение жизни человека на церковную и нецерковную часть. Мой следующий роман и будет как раз, что называется, "про жизнь".

– Что вы можете сказать о портале «Православная книга России»?
- Иногда там бывают отличные новости. Полезный и информативный портал, функционален – и прекрасно.

– Что бы вы пожелали нашим читателям?
– Трезвости.

Источник: www.pravkniga.ru

 «ИСКУССТВО – НЕ САМОЕ ДУШЕСПАСИТЕЛЬНОЕ ИЗ ЗАНЯТИЙ…»


Мое знакомство с Майей Кучерской, точнее, с ее творчеством, началось с романа «Бог дождя» (2007), затем я освоила ставший к тому моменту популярным «Современный Патерик: чтение для впавших в уныние» (2004), время от времени читала в Интернете ее статьи о литературе... Но образ писателя Майи Кучерской не складывался, уж слишком непохожи были книги одна на другую. И вот этой весной встретила Кучерскую в РГГУ на одной из дискуссий. Тогда-то и решила взять интервью.

- Когда «Патерик» только вышел, приняли его неоднозначно, говорили разное, кому до ужаса понравился, кто-то счел себя оскорбленным в лучших чувствах. Начали спорить о том, кощунственная ли книга... Как Вы относитесь к подобным разговорам?
- Устало. Как еще относиться к провалу коммуникации - невозможности говорить на одном языке? Это, по меньшей мере, утомительно. Впрочем, однажды, когда одна радиослушательница сказала мне в прямом эфире, что меня надо забросать камнями, я испытала не усталость, а счастье, что сижу в студии, закрытой со всех сторон.

- В журнальном варианте предисловия к «Современному Патерику» Вы пишете, что говорить Вам интересно только о русской церкви. Вы это серьезно? Или для красного словца?
- В тот момент - то есть пять лет назад - совершенно серьезно. В храме, если запрокинуть голову, - увидишь росписи, которые изображают Небо. Не то небо, конечно, которое у нас сейчас над головами - а другое, со святыми, ангелами, архангелами. Я писала Патерик с запрокинутой головой, и ощущение, что под куполом церкви скрыта бесконечная вселенная, целый космос, было для меня необычайно острым. Настолько - что мне все время хотелось этим поделиться, хотелось об этом думать и говорить. Но с тех пор эти чувства... нет, не поблекли, но перешли из сферы публичной рефлексии в интимную. Параллельно и акценты сильно изменились. Раньше я смотрела на реальный мир сквозь призму храма, теперь все наоборот - вот это голубенькое земное небо в облачках мне настолько нравится, кажется таким необыкновенным, что последнее время я предпочитаю рассматривать именно его. И скорее уж в нем видеть отблеск высшего.

- То есть отвечать на вопросы, касающиеся Русской православной церкви, Вы устали?
- Честно говоря, да. Но и отказываться про это говорить я тоже вроде бы не вправе, потому что этой церкви принадлежу, в нее хожу и по-прежнему ее люблю. Так что если вопросы есть - я на них отвечу.

- Давно хотела спросить, а как Вы относитесь к литературному аспекту деятельности Андрея Кураева?
- Я не очень слежу за тем, что пишет отец Андрей, но сам проект «отец Андрей Кураев» мне нравится. Ведь до появления Андрея Кураева на нашей, скажем так, общественной сцене ничего, точнее, никого похожего не было. Публично выступающий, высказывающийся на самые злободневные темы представитель церкви, не облеченный ни официальными полномочиями, ни должностями, такой self-made спикер - это и пятнадцать лет назад, когда проект только зарождался, и сейчас выглядит и ново, и смело. Мало ли у нас дьяконов? Тысячи. А дьякон Андрей Кураев - один.

- А за кем из сегодняшних писателей Вы следите с большим интересом?
- Одна из моих профессий - литературный обозреватель, поэтому волей-неволей я слежу за всеми основными игроками нашей недружной литературной команды. И больше всего люблю неожиданности. Когда вдруг кто-то выступит выше своего уровня или сделает такое сальто, что захватывает дух. За последние годы авторов, которые сыграли иначе, чем прежде, было не так много - Людмила Улицкая, которая взяла и написала не об отношениях мужчин и женщин, а книгу о вере - «Даниэль Штайн, переводчик». И, кстати, примерно в то же время сознательно стала заниматься деятельным христианством, чего ни один писатель у нас пока не делал. Или Владимир Маканин с романом головокружительной глубины и литературной отваги «Асан». Интересно смотреть и на новеньких, вышедших на поле совсем недавно - люблю Олега Зайончковского, у которого, кстати, сейчас выходит новый роман, страшно интересно, что у него получилось, потому что было ощущение, что Зайончковскому пора делать следующий шаг, выходить за пределы личного жизненного опыта. Мне нравится безбашенная искренность Натальи Ключаревой, хотя станет ли она большим писателем - не знаю. Очень хороши некоторые «железнодорожные» рассказы Ольги Славниковой, которая нашла в себе силы обрезать все эти длинные метафорические кудри у своей прозы - и получилось просто, но сильно. Любопытен и последний роман Кабакова «Беглец», хотя не столько как текст, сколько как попытка уйти в сторону от самого себя, стереотипов собственной прозы. Давняя моя литературная привязанность - Михаил Шишкин, который тоже скоро, по-моему, нас чем-то порадует. А из зарубежных авторов открытием этого года стал Джонатан Коу.

- Кого из современных сочинителей можно отметить как автора христианского толка? Или таких писателей сегодня нет?
- Да ведь искусство вообще не самое душеспасительное из занятий и не самое христианское. Современные сочинения христианского толка лежат в церковных лавках и принадлежат священникам разным, афонским монахам... Сочинительство романов проходит по другому ведомству. Поэтому что уж требовать христианства от художественной литературы. Она про другое. И, тем не менее, это, наверное, неизбежно - подходить к книге не только с эстетическими, но и этическими критериями. И, несмотря на собственные декларации, я тоже очень люблю, когда писатель - добр. Добрый писатель - довольно редкое, увы, явление.

- Как Вы их оделяете от «недобрых»?
- Здесь важна мера сострадания. Если автор пишет об этом мире и своем герое с состраданием (в случае, конечно, когда этот герой не автобиографический), пожалуй, его можно назвать христианским. Понимаю, что оценить степень чужого сострадания к фантому бывает трудно, но если ты, закрыв книгу, исполняешься сочувствием к тому, что тебя окружает, к тем, кто живет рядом с тобой, если вот эта лира пробудила в тебе чувства добрые - значит, это христианская по духу литература. В этом смысле Пушкин, Толстой, иногда Лесков, часто Достоевский - авторы, безусловно, христианские. А из современных... наверное, Петр Алешковский и Олег Зайончковский. Наверняка кто-то еще, но больше что-то никто пока в голову не приходит.

- В «Патерике» пишете: «- Батюшка, можно я буду читать духовные книжки?
- Пока учишься в школе, читай просто хорошие книги.

- Это какие?»
- Это реальный диалог с реальным батюшкой, святым. Отец Тихон Пелих его звали. Я думаю, он имел в виду просто русскую классику. Ну, и может быть, еще Астрид Линдгрен, Сельму Лагерлеф, Диккенса. Вряд ли отец Тихон был знаком с «Денискиными рассказами», но я бы дополнила Драгунским этот список. С детства эту книжку люблю, хотя сознаю, что для нынешних детей она, увы, во многом звучит архаично - проверяла это на собственных детях. Они не смеются там, где я смеюсь, не все реалии уже понимают. Зачем, например, купленную в магазине курицу стричь, откуда на ней вообще волосы? Из недавно вышедшего детского традиционно прекрасны скандинавы. Только что прочитала с детьми «Звезду по имени Аякс» Ульфа Старка и Стины Вирсен - чудесная и печальная книга. И у Нурдквиста Петсон тоже отлично получился.

- Судя по тому, что Вы пишете в «Патерике» и «Наплевать на дьявола», история с Гарри Поттером и церковью Вас забавляет? А Ваши дети эту книгу читали?
- Забавляла. Но, по-моему, эта история уже устарела. Насколько я понимаю, сейчас даже Ватикан с Поттером смирился. Моя дочка, глотательница книг, в свое время все прочла, ей было 9 лет, когда вышел последний том, читала она все тома запоем, и на фильмы на все мы ходили, кроме последнего. Сын читает не так быстро, он помладше. Но характерно, что трилогию Толкиена, и в книжной, и в киноверсии, оба любят намного больше. И даже «Хроники Нарнии» явно оставили в них более глубокий след, во всяком случае года два-три они играли в Аслана и во всех этих детей и фавнов. То есть отличить оригинал от подражания они, очевидно, вполне в состоянии. Вообще же сейчас Гарри Поттер, кажется, улетает на своей метелке в историю, поттеромания неизбежно будет сдуваться, хотя до конца вряд ли исчезнет. Но госпоже Роллинг все равно надо поставить прижизненный памятник, что, возможно, где-нибудь уже и сделано, памятник за то, что в век пресыщенности она изобрела настолько привлекательный культурный продукт и детскими сказками сумела поднять в мире такую суматоху. Поставить памятник - и двигаться дальше, к другим детским книгам.

- Вы написали пересказ Евангелия для детей. А подростковый роман сочинить не планируете?
- Никогда не думала об этом. Детское-то Евангелие я написала из чисто прагматических соображений - в тот момент, когда дети были маленькими, я не сумела найти хорошего пересказа Нового Завета, а мне тогда казалось страшно важным пересказать им события священной истории. Но подростковых романов вроде бы хватает, и от детей заказа такого не поступало. Нет, погожу пока для подростков.

- Давайте теперь про Ваш роман «Бог дождя» поговорим. Там интересная конструкция выстраивается: человек - Бог - человек. От любви к Журавскому Ваша героиня через любовь к Богу вновь приходит к земному чувству. А уже потом ценой отречения к себе. И все равно Бог остается с ней. Думаете, иначе Бога обрести нельзя?
- Знаете, что мы почти никогда не учитываем? Что Бог свободен в своих пристрастиях, своем выборе так же, как и мы. Он тоже ревнив, и у Него тоже есть свои любимцы, вот сказала же Богородица Серафиму Саровскому: «Сей от рода нашего», волосы дыбом от таких слов! Но почему именно он, купеческий сын, простец и великан Прохор? Не почему. Бог его избрал, и все. Словом, кому-то Он сам выходит навстречу и просто дарит Себя, кому-то открывается в страшных потрясениях, а кому-то в глубоком счастье, одному - в младенчестве, другому за два часа до смерти. Да мало ли... Так что путей столько, сколько людей.

- Не просто любовь к духовному отцу, но земная любовь к монаху (фактически) - тема табуированная. Как Вы решились писать об этом? Вообще для Вас, как для писателя, существуют запретные темы?
- Табуированная? Слово, ласкающее слух - из далекого, архаичного прошлого... В современном обществе, по-моему, уже не осталось табу, увы! Писатели и чистят зубы, и мочатся, и совокупляются вместе со своими персонажами, дистанция между героем и автором исчезла, обернулась полным каким-то бесстыдством - вот что, по-моему, грустно. Вот что следовало бы табуировать - непристойную интимность в отношениях писателя и его героя. А земная любовь к монаху - да, это тема, конечно, опасная, больная, но мне показалось, написать об этом необходимо, потому что эту болезнь важно назвать по имени, исследовать, показать, как она зарождается и к чему приводит. Необходимо - чтобы помочь другим. Чтобы предупредить. По-моему, «Бога дождя» надо продавать во всех церковных лавках, наряду с книгами о борьбе с наркоманией или алкоголизмом.

- И последний вопрос. В «Патерике» много анекдотичного, забавного, но в то же время больного, тяжелого. Особенно в разделе «Назидательные рассказы для чтения в воскресной школе», та же ставшая уже хрестоматийной история про православного ежика и неправославную белочку. Как Вы думаете, где проходит та грань, которую божьим коровкам и ежикам в своем назидании и рвении ни в коем случае переходить нельзя?
- Этого больного-тяжелого много в нашей земной церкви, так что куда уж тут деться. А грань очень простая - уважение к чужой личности, к чужой свободе. В тех, в ком оно присутствует, православными ежиками стать не грозит. Увы, это не слишком русская добродетель, мы выросли в коммуналках, фигурально выражаясь, и боюсь, учиться этому уважению придется еще долго-долго.
 
Источник: www.chitaem-vmeste.ru Беседовала Алена Бондарева

 Недавно Владимир Путин, общаясь с народом, заметил, что вся жизнь, данная нам Всевышним, уже сама по себе счастье. А затем тут же добавил, что если помнить, что жизнь конечна, то счастьем является каждый день.
О том, что как раз Всевышний даровал нам жизнь вечную, небесную, а про счастье земное Всевышний ничего не обещал, премьер забыл. Но разве только в голове у премьера сплошные большевистские порхатые казаки? А вокруг что-то иное? И чем спасаться? Об этом я спросила Майю Кучерскую, автора «Современного патерика» - уникальной книжки, адресованной тем, кто

- Как по твоему опыту получается, где больше невежества - в церкви или вне её?
- О-о-о, да совершенно одинаково! В церковь приходят те же люди, что ходят и за её стенами. Другое дело, что в церкви невежество не поощряется, там люди обращаются к Богу вот так: ум мой просвети и сердце. Думаю, речь тут идёт в том числе и о борьбе с невежеством, суевериями, всякими глупостями, в этой просьбе о просвещении ума  сплошной как раз побег от невежества.

- Как ты думаешь, зачем сегодня жители светского государства приходят в церковь?
- Очень за разным. В основном, конечно, за своим. Большая часть людей в церкви ищут своего. Кто-то бежит от одиночества, кто-то от тяжкой жизни, родных с трудным характером, кто-то от невыносимой скорби, от потерь, кто-то надеется получить исцеление или вымолить его для своих близких… В общем, много всего. Но очень мало тех, кто приходит в церковь не за душевным комфортом, не за теплом, не чтобы попросить, а чтобы дать. Отдать Богу Богово - то есть чтобы стать лучше, сделаться лучшим христианином. В церкви ведь это проще. Хотя и такие всегда есть. Это настоящие праведники. Но и тех, кто приходит за своим, Бог, конечно, тоже не лишает своей милости, Он ведь выходит навстречу всем пришедшим к Нему и всё равно радуется каждому.

- У тебя не возникало ощущения, что современная церковь боится вопросов людей, как бы не принимает вызова времени? Скажем, нет у неё духу на современную Контрреформацию?
- Знаешь, я откликнусь историей. Недавно мне позвонила близкая подруга, из Америки, и попросила помочь одной семье в городе Ногинске. Семья такая - мама, дочка-инвалид, сын-студент, который шесть часов тратит на дорогу в Москву, туда и обратно, лишь бы доучиться, получить высшее образование, и до недавних пор бабушка. У девочки сложная болезнь суставов, которая позволяет ей передвигаться только в коляске, и без посторонней помощи больше двух-трёх часов она быть не может. Жили все они на бабушкину пенсию и зарплату, мама работать не могла, она всегда при дочке, сейчас этой девочке уже 23 года, мама её поднимает-опускает, спина, конечно, давно сорвана, но дело даже не в этом. Этой осенью бабушка умерла. И семья сразу же осталась без средств к существованию. Всё, что им платит государство на троих, - 7 тыс. рублей. И вот подруга звонит мне и говорит: придумай что-нибудь, помоги. И я растерялась. Государству они не нужны, работы маме не найти, потому что она должна быть неотступно дома, сама девочка могла бы что-то делать за компьютером, но кто захочет ей эту работу дать? Могу, конечно, и я как-то помочь им материально, но в целом всё это дела не спасёт. И что же делать?

- Да-да, и что же ты сделала?
- Я по совету одного человека беспомощно позвонила священнику, отцу Аркадию, и уже через неделю его добровольцы поехали в Ногинск и, что называется, взяли над ними шефство. Я и не знала, что существует такая удивительная организация, которая помогает инвалидам, сиротам, алкоголикам, наркоманам, бездомным - в общем, тем, кому положа руку на сердце не помогает никто. Понимаешь? Только церковь и помогает этим несчастным. Но вот об этом в газетах не пишут. Об этой совершенно бескорыстной, жертвенной помощи церкви никто почти и не знает. Естественно, потому что здесь нет скандала, а значит, и рейтинга для издания. И представление о церкви у людей внешних превратное, увы. Так что церковь принимает вызовы времени, только у неё не на всё хватает сил.

- Подожди, я же немного про другое. Я тебя спрашиваю о том, что современный человек нередко чувствует, что с ним говорят в церкви, не видя его в упор, не умея откликнуться на его проблемы…
- Да я, в общем-то, о том же. Эти проблемы никакие не современные, всё уже было на этом свете, они стары как мир. Просто ответы церкви людей часто не удовлетворяют, обычно потому, что они не хотят менять своей жизни. Хотя понимаю, иногда наши пастыри ограничиваются императивами, не разобравшись в ситуации, но, допускаю, часто это от нехватки времени.

- Жена Дарвина нашла формулировку, примиряющую её с деятельностью мужа: «Пока ты честно ищешь истину, ты не можешь быть противником Бога». Нет ли ощущения, что если человек сейчас честно ищет истину, то в современной церкви ему не место? Как бы всё время надо играть в поддавки - «А и Б и не говорите» и всё в таком духе. Скажем, если я правильно помню, с употреблением контрацептивов согласились только на соборе 1995 года, а до этого отцы церкви вроде не знали, что две трети россиян — горожане. Значит, большинство их прихожан живут в крохотных городских «скворечниках», не приспособленных к многодетным семья. Как будто отцы церкви не знают, что в большинстве домов, построенных до 1990-х годов, в лифт мать с тремя детьми и коляской даже войти не сможет. Как будто не знают средней зарплаты отцов по России и вроде как не понимают, что современные матери должны работать хотя бы из-за денег и т.д. И вот кажется, что исповедь превращается в обоюдное заметание мусора под ковёр?
- Но ведь согласились же… Хотя да, это всё трудные вопросы. Не скажу за контрацептивы, но скажу за самоограничение в целом. Применённое с рассуждением, оно, уж прости, прекрасно. Если в жизни есть посты, есть воздержание, жизнь интереснее, разнообразнее, веселей, что ли. Рождественская индюшка гораздо вкуснее после нескольких недель поста.

- Мне в жизни встретились всего два батюшки, с которыми было интересно говорить. Один - простой сельский священник, не шибко эрудированный, но в нём ощущалась постоянная духовная работа. Второй — умница-интеллектуал. Первый был полный, круглый и весёлый. Второй - сухой, резкий, ироничный. Но общего в них было то, что оба добры и терпеливы к слабостям ближних. А твой опыт каков?
- Мой опыт таков, что в жизни мне встретились всего два человека, с которыми было по-настоящему интересно говорить. Ну, от силы три. Людей, с которыми тебе хорошо, вообще мало. Батюшки тут, по-моему, ни при чём.

- Общение с кем из батюшек на тебя произвело самое сильно впечатление?
- С отцом Николаем на острове Залит и отцом Павлом Груздевым. Я немного написала о них в «Современном патерике». Оба давно умерли, к сожалению. А с тех пор никого с такой же сильной верой и любовью к людям я пока не встречала.

- Однажды я видела, как батюшка освящал офисный центр, находившийся на Садовом кольце, в Булгаковском доме. Он ходил и махал кадилом на офисные стены, обклеенные плакатами с «нежитью», «некромантами», «гаргульями», «вурдалаками». В этих комнатах располагалась фирма по производству компьютерных игр. Тебе от таких вещей в большей степени смешно, грустно или страшно?
- Нормально. Ну а почему бы и не освятить офис с «нежитью» и «вурдалаками»? Глядишь, и сбегут эти вурдалаки в лесные чащи. Не исключаю, что этот батюшка просто проявлял смирение. А что он, по-твоему, должен был сделать? Поджечь эти плакаты, опрокинуть столы, произнести гневное слово обличения о вреде компьютерных игр? Христос так однажды поступил, но то была особая ситуация и то был Христос. Слово же этого батюшки вряд ли на кого-то бы повлияло. В лучшем случае все только плечами бы пожали: мол, во чудит батяня! А вот так, тихо сделать, что просят, - по-моему, в этом больше достоинства и правды. Вообще, чем дальше живу, тем яснее вижу: кротость - страшная сила.

- Я помню, что на одной из первых презентаций «Современного патерика» на тебя набросилась одна верующая чуть ли не с кулаками. Где, по твоему ощущению, больше нетерпимости? Или она разлита, в соответствии с нормальным гауссовским распределением, по всем социальным группам примерно одинаково?
- Самые беспокойные - это всё-таки женщины. Совершенно точно. Так что тут дело не в социуме, а в поле. Женщины как-то особенно из-за «Патерика» нервничают. Не знаю почему. Может быть, видят в «Патерике» себя и обижаются?

- Я не верю в знаки, обращённые ко всем, в астрологию, в приметы. А ты? Веришь ли ты в предзнаменования? В откровения?
- Мм, а что такое знаки, обращённые ко всем? Приметы - ерунда, по-моему, полная. Вся эта магия чисел мне тоже не близка. Предзнаменования и откровения - тут главное их частота. В среднем, по-моему, такие вот мистические события случаются редко, крайне редко, но случаются несомненно. Когда высшие силы заглядывают к нам в окно.

- Как ты со своими детьми говоришь о вере?
- Плохо говорю. Потому что как-то всё меньше. Слишком боюсь их спугнуть. Но что-то главное повторяю им постоянно. Например, как важно просить прощения или там быть внимательным к тем, кто рядом. Как видишь, это уже не совсем о вере, скорее о её производных.

- Каков твой самый важный опыт, полученный от церкви?
- Да много всего было. Но нигде больше я не встречала такой бесконечной любви к себе, маленькой Майе Кучерской, такой веры в меня, как в церкви.

Источник: www.chaskor.ru  Беседовала Ольга Орлова

 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ