О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
КОРДОЧКИН Андрей (протоиерей)
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

Антон Олегович ВИСКОВ: аудио

1. Антон ВИСКОВ "Песнопения великой вечерни" для камерного хора и органа - Скачать

Исполнители: Маргарита Королёва (орган),хор храма-музея Св.Николая в Толмачах.2000 г.



2. Антон Висков: «По своей сути я в гораздо большей степени потребитель музыки…» - Скачать

В программе «Рандеву с дилетантом» – известный церковный композитор Антон Висков. О том, чем обусловлен интерес к духовной музыке в современной России, допустимы ли концерты в стенах храма, и какая музыка должна звучать при богослужении, он рассказал в беседе с Владимиром Молчановым…

Антон Висков: «Я понимаю духовность в музыке несколько шире, чем чисто жанр церковной музыкы. Тяга к духовному была присуща отечественным композиторам на протяжении всей советской истории. Взять хотя бы Шостаковича – у него нет православных сочинений, но конфликт его симфоний в своей основе религиозен. То же самое у Прокофьева. Это извечный конфликт борьбы добра и зла, который по сути своей религиозен. Творчество Шнитке, Губайдулиной, Свиридова: еще задолго до амнистирования церковной православной музыки эти композиторы ставили перед собой духовные проблемы. Сегодня композиторы имеют свободу писать на литургические тексты, но этот духовный поиск не прекращается до сих пор…» Источник:  Радио ОРФЕЙ .



3. Антон Висков в программе «Светлый вечер» на «Радио Вера» часть 1 - Скачать


4. Антон Висков в программе «Светлый вечер» на «Радио Вера» часть 2 - Скачать


Антон Олегович ВИСКОВ (род. 1965) - композитор, член-корреспондент Международной академии творчества: Видео | Интервью | Статьи | Аудио | Фотогалерея.

Наш гость пишет музыку к телевизионным и художественным фильмам, проводит научно-исследовательскую работу по восстановлению утерянных или неоконченных партитур композиторов прошлого, а также пишет духовную музыку. Об этих и других направлениях творчества и жизни нашего гостя шел разговор в нашей студии.

Ведущие: Алексей Пичугин, Алла Митрофанова

А. Пичугин: Здравствуйте, добрый вечер! Надеюсь, светлый вечер, в эфире радио «Вера» одноимённая программа. Меня зовут Алексей Пичугин, также в этой студии Алла Митрофанова.

А. Митрофанова: Добрый, светлый вечер!

А. Пичугин: И представляем вам нашего гостя: сегодня на радио «Вера» с нами вместе этот вечер проводит композитор Антон Висков. Антон Олегович, здравствуйте!

А. Висков: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели!

А. Пичугин: Вы родом, как я понимаю, не из музыкальной семьи. В одном из ваших интервью я читал, что музыкой занимается ваш отец, но на любительском уровне. А вот вы сами как к этому пришли?

А. Висков: У меня дед пел в храме и отец любитель-композитор. А как пришёл в музыку - меня родители отдали в музыкальную школу учиться музыке, в нулевой класс школы имени Гнесиных.

А. Пичугин: Многих отдают в музыкальную школу, ребята её заканчивают, а потом как-то музыка в их жизни появляется очень фрагментарно. А вот у вас был какой-то момент точки невозврата?

А. Висков: Дело в том, что Московская средняя специальная школа имени Гнесиных - это школа непростая, если ты туда попал, ты из музыки уже не уйдёшь, как бы ты это не хотел. Поэтому как-то так сложилось, что уже с нулевого класса было ясно, что я буду заниматься музыкой. Это всё равно, как есть математические школы или с какими-то другими специализациями. То есть люди, которые туда уже пришли, которые туда приняты - понятно, что по каким-то критериям было определено, что они будут этим заниматься всё время, иначе бы туда просто невозможно было попасть.

А. Митрофанова: Вас называют учеником Свиридова, а вы могли бы об этом рассказать, где вы у него учились?

А. Висков: Дело в том, что Георгий Васильевич Свиридов оказывал и оказывает огромное воздействие на всю нашу отечественную музыкальную среду. Уже будучи в консерватории, заканчивая её, в классе прекрасного композитора, профессора Альберта Семёновича Лемана, я самостоятельно позвонил Георгию Васильевичу Свиридову и попросил прослушать мои сочинения. Он согласился. И вот с этого момента началось его со мной общение, которое выглядело, видимо, как отношение учителя и ученика. Потому что он был уже маститый старец в это время, а я был только начинающий молодой человек, который только вступает в музыкальную жизнь. И это общение продолжалось почти 10 лет, вплоть до его ухода.

А. Митрофанова: А у вас были какие-то с ним совместные выступления, работы? И, вообще, что он вам дал как человек?

А. Висков: Дело в том, что Георгий Васильевич Свиридов уже занимал самую верхнюю точку, если можно так сказать, музыкального Олимпа. И он помогал мне продвинуться на композиторском поприще, помогал и не только творчески, но и организационно: он звонил, например, в Союз композиторов, благодаря ему я был туда принят. В те годы это было не так просто, очень был жёсткий критерий отбора, и не сразу мне это удалось - только вот Георгий Васильевич мне помог. А также, естественно, он помогал наладить связи с исполнителями, например, с замечательным нашим басом, с великим басом Александром Филипповичем Ведерниковым, затем с капеллой имени Александра Юрлова и с другими коллективами: с Большим симфоническим оркестром имени Чайковского, под управлением Владимира Ивановича Федосеева. И вот этот круг исполнителей, с которым был связан и Свиридов, естественно, так сказать, со временем… мне очень повезло с тем, что он меня рекомендовал этим исполнителям, и какие-то мои произведения были исполнены ими.

А. Пичугин: Когда я вас представлял, я нарочно не сказал, что вы церковный композитор, потому что ваше творчество всё-таки шире, вы пишите совершенно разную музыку. Но вот что касается этой стези - тем более что мы послушаем вместе с вами сегодня ваши произведения именно церковной направленности, - как вы пришли к церковной музыке, как она появилась в вашей жизни? Я так понимаю, что это произошло довольно рано, в 80-е годы, когда для общего характера, наверное, музыкальной культуры у нас здесь, в Советском Союзе, это было не очень характерно.

А. Висков: Я связываю это только с одним - с Промыслом Божиим. Каждому человеку предназначено что-то совершить в этом мире, на этой земле, в этой жизни. И мой путь творческий сложился так, что - за чтобы я не брался вне Церкви, вне церковной сферы - у меня ничего не получалось.

А. Пичугин: А вы уже тогда были верующим человеком? Какие это были годы примерно?

А. Висков: Я бы не сказал, что сразу вот наступило полное осознание веры, осознание себя принадлежащим Господу. Ведь я воспитывался в коммунистическом, в октябрятском сначала, потом пионерском, комсомольском режиме. И все вот эти постулаты были очень сильно забиты в подсознание. Но уже в те годы у меня была тяга через храмовую архитектуру, через старинную к Церкви.

А. Пичугин: А какие это были годы?

А. Висков: Это было с самого начала. Вот десять лет мне было, я уже от родителей, извините, таскал книги по старым каким-то архитектурным памятникам, комплексам. Я старался смотреть старинные монастыри, церкви. Ещё тогда были в ужасном состоянии, разрушены. И вот через архитектуру… Это были семидесятые годы.

А. Пичугин: Вторая половина семидесятых - брежневское время.

А. Висков: Да, брежневское время. Но уже тогда в обществе проявилась огромная тяга к духовному.

А. Пичугин: ВООПИиК, Пётр Дмитриевич Барановский как раз, Общество охраны памятников…

А. Висков: Огромное количество, да. И в музыке тоже стали впервые исполнять доселе запрещённую православную музыку, после долгих лет забвения. Это и Юрлов, и Минин, и Чернышенко - выдающиеся наши хоровые дирижёры стали исполнять эту музыку. И это было очень такое явление подспудное мощное.

А. Митрофанова: А храмах в те годы, вообще, были коллективы, хоры, которые могли бы исполнять такую музыку?

А. Висков: Был потрясающий хор Николая Матвеева в храме «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, который регулярно в дни памяти Сергея Васильевича Рахманинова…

А. Пичугин: «Всенощную» Рахманинова исполнял.

А. Висков: «Всенощную» исполнял, а в день памяти Чайковского «Литургию святого Иоанна Златоуста», принадлежащую перу Чайковского. Он постоянно исполнял и исполнял другие сочинения композиторов Московской Синодальной школы: Чеснокова, Кастальского, Никольского, Гречанинова. И, конечно, хор отца Матфея - архимандрита Матфея (Мормыля) в Троице-Сергиевой Лавре - потрясающий мужской хор, который очень хорошо был известен и у нас, и за рубежом, и традиции которого до сих пор живы.

А. Пичугин: Кажется, у Ардова, в его воспоминаниях о Большой Ордынке, я читал, что в Скорбященском храме, когда исполняли «Всенощную» Рахманинова и «Литургию» Чайковского, это были два дня, когда в церкви можно было увидеть абсолютно не церковных, возможно, в другое время людей, но, тем не менее, всю московскую интеллигенцию, которая как-то по обыкновению своё время проводила в консерватории.

А. Висков: Я понимаю. Но сам Михаил Ардов относится к музыке конкретно Рахманинова, как к околоцерковной. Он её рассматривает не как музыку целиком и полностью только богослужебную, а всё-таки, как выходящую за рамки богослужения; и даже в одном месте я читал, как «псевдорелигиозную» музыку - такое у него есть выражение. Этот вопрос всегда стоял - соотношение духовного и душевного, художественного и духовного, насколько в Церкви, в частности, в музыке, в первую очередь, возможно проявление художественного, так сказать, излияния автора этих песнопений.

А. Пичугин: А как вы считаете?

А. Висков: Здесь не должно быть однозначного ответа, потому что в разные эпохи это соотношение менялось. И мы имеем огромный пример в истории, когда, например, в эпоху русского классицизма превалировало авторское начало. Но эти сочинения, например, Бортнянского или Артемия Веделя, или Максима Березовского, они не потеряли своей душеспасительной духовной силы, продолжают звучать сейчас на клиросе. Но, тем не менее, там авторский знак, авторское излияние очень сильно, и с тем же успехом эти произведения звучат на концертной эстраде. В то время как эпоха знаменного распева или русского троестрочия, то есть дореформенного пения…

А. Пичугин: А про троестрочие можно поподробнее?

А. Висков: Конечно!

А. Пичугин: Просто про знаменный распев, я думаю, что многие знают, партесное пение представляют и слышат, а вот троестрочие - это что-то не очень известное, как я понимаю.

А. Висков: Троестрочие - это очень любопытное явление в русской духовной музыке дониконианской эпохи, так скажем. Нужно сказать, что, опять же, это несколько направлений. Это собственно троестрочие, а было и демественное многоголосное пение, которое отличалось от троестрочия. Генезис происхождения этого теряется в глубоких веках. Например, замечательный исследователь Беляев считал, что русское многоголосие в духовной музыке возникло аж в тринадцатом веке, и именно с того времени идут определённые законы сочленений голосов - обычно трёх голосов - путь, верх и низ. И то, что русская полифоническая - то есть многоголосная - школа развивалась параллельно с западной, не пересекалась, имела свои совершенно законы. И он эти законы вывел, и мы их можем использовать - там определённая система звукоряда, которая не свойственна западноевропейской гармонии. Но, тем не менее, всё это было в середине семнадцатого века сметено новыми веяниями с Запада. И партесная музыка, западноевропейская, связанная с белорусско-украинским просветительством, с польским влиянием, она вытеснила вот эти старинные формы русского многоголосия: троестрочия, демественного многоголосия. И то, что мы сейчас слышим, в общем-то, это одно из ответвлений западноевропейской музыкальной традиции.

А. Пичугин: Я думаю, что мы сейчас вернёмся к этой теме, а пока предлагаю послушать сейчас одно из ваших произведений. И что это будет?

А. Висков: Это будет один из духовных стихов, построенный на старинном напеве, записанном в Смоленской губернии «А кому я спою всю молитву мою Господу Богу Вседержителю». Солист - отец Александр Агейкин.

А. Пичугин: Это нынешний настоятель Елоховского собора. Тогда, когда была сделана эта запись, я так понимаю, что он был ещё протодиаконом?

А. Висков: Да, был протодиаконом московского Храма Христа Спасителя, поэтому там звучит хор Храма Христа Спасителя и Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» под управлением Сергея Тарарина.

А. Пичугин: А музыка Антона Вискова. (Звучит музыка.)

А. Пичугин: Напомню, дорогие друзья, что в гостях сегодня у радио «Вера» композитор Антон Висков. Мы в прошлой части программы начали с вами говорить на очень интересную тему - это история русской церковной музыки. И дошли до того, что в семнадцатом веке традиционные русские вариации, традиционные русские - как правильно сказать? - не манера исполнения, а…

А. Висков: Традиционное русское музыкальное мышление было вытеснено.

А. Пичугин: Мышление, да, было вытеснено, трансформировалось в итоге в партесное пение, которое пришло к нам из Белоруссии нынешней, с территории Украины. А насколько это замещение проходило безболезненно и быстро? До какого времени всё-таки сохранялся знаменный распев, вот это вот троестрочие?

А. Висков: В господствующей Церкви, если не считать старообрядцев, такое вот совместное существование и партесного стиля, то есть эпохи барокко и классицизма, и даже знаменного многоголосного пения сохранялось вплоть до конца восемнадцатого века, может, даже до начала девятнадцатого века. А в среде старообрядцев до сих пор принято только одноголосное знаменное пение.

А. Пичугин: Они это сохранили или реконструировали в итоге? Вот я знаю, что современное знаменное пение во многом сейчас исполняется благодаря трудам Бориса Кутузова.

А. Висков: Борис Кутузов - это подвижник, который возрождает старинные формы знаменного пения, он исследователь и практик.

А. Пичугин: Андроников монастырь.

А. Висков: Да, в Андрониковом монастыре. Андроников монастырь был центром такого возрождения древнерусского духовного пения. Нужно сказать, что в практике старообрядцев - это и Рогожская община, и какие-то региональные общины - Стрельниковская община в Костромской области - а также пение поморцев, нужно сказать, это отмечают исследователи, те старинные многообразные формы знаменного пения постепенно упрощаются. Конечно, здесь и влияние цивилизации. И как-то традиция в том богатстве, как она, например, была в начале двадцатого века, когда пел знаменитый Морозовский хор - он выступал на сцене, например, Большого зала консерватории - вот эта традиция, к сожалению, сейчас в живом своём виде уходит. Но зато возрождаются формы по письменным источникам, исполнение песнопений по письменным источникам. Потому что, слава Богу, огромное количество рукописей сохранилось, многие из них уже расшифрованы. И сейчас, мне кажется, нужно больше исполнять эту музыку, чтобы современное ухо оценило всю духовную глубину и всю художественную красоту этого старинного стиля.

А. Пичугин: А исполнять в храмах за богослужением или в концертных залах?

А. Висков: Мне кажется, что везде надо исполнять. Кстати, это очень такой вопрос, который мне бы хотелось затронуть - это стиль музыки за богослужением в данном храме. Дело в том, что существует определённая гармония художественных стилей - художественного оформления храма: его архитектуры, его иконостаса, стиль написания икон - и должно быть соответствие музыки. Допустим, если мы приходим в храм эпохи классицизма, построенный Матвеем Казаковым или Василием Баженовым, мне бы там хотелось слышать музыку эпохи классицизма, может быть, это чисто такие эстетские…

А. Пичугин: Но они очень закономерны.

А. Висков: Мне кажется, они закономерны, потому что гармония…

А. Пичугин: Должна быть во всём.

А. Висков: Во всём должна быть, совершенно верно.

А. Пичугин: В архитектуре, в том числе.

А. Висков: В то время, когда мы приходим в какие-то средневековые храмы - это можно назвать собор Успения на Городке в Звенигороде или тот же Спасский собор Андроникова монастыря…

А. Пичугин: Владимирские белокаменные…

А. Висков: Да-да, там должны звучать вот эти древние формы. Это очень соответствует этой аскетической архитектуре, определённому стилю иконописи. В эпоху барокко потрясающая, например, Меньшикова башня - храм Архангела Гавриила - построенный архитектором Зарудным в начале восемнадцатого века…

А. Пичугин: Телеграфный переулок, теперь Архангельский.

А. Висков: Да-да-да, там подворье Антиохийской Церкви. И вот этот храм знаменовал совершенно новые веяния в архитектуре и вообще в художественном мышлении. Конечно, там интересно звучал русский партес. Или храм Знамения в Дубровицах, там остались замечательные хоры деревянные. Они как будто ласточкины гнёзда прилеплены к стенам храма, и в каждом из них помещалось четыре человека. Это «согласия» называлось, где было четыре голоса: дишкант, альт, тенор, бас. И вот несколько этих согласий образовывали огромные многоголосные композиции, которые звучали - конечно, сейчас это трудно восстановить.

А. Пичугин: Мой замечательный друг восстанавливал этот храм как раз в Дубровицах.

А. Висков: Потрясающий храм, таинственный по своей архитектуре. Так и непонятно - как такое чудо могло возникнуть.

А. Пичугин: Его долгое время не хотели освящать. Но это мы всё с вами уходим в архитектуру, а насколько, как вам кажется, сейчас соблюдается вот эта гармония: единство архитектуры и церковной музыки.

А. Висков: Сейчас это очень сложно соблюсти, потому что для того, чтобы её соблюсти, нужен определённый художественный уровень, технический уровень тех хоров, которые исполняют в храмах. Вот мы остановились на партесе. Исполнить партес очень сложно. Это обычно восьмиголосные, шестнадцатиголосные произведения, в которых техническая сторона развита совершенно потрясающе. Сейчас мало кто из профессиональных хоров это может исполнить. Это первая проблема. Вторая проблема - то, что большинство произведений эпохи партеса, русского барокко остались в рукописях в виде партий, которые необходимо реставрировать, необходимо их сводить в партитуру и в современную нотацию - они все написаны в квадратной, киевской нотации, которой сейчас наши певцы не владеют. Огромные залежи вот этого материала в Государственном историческом музее, куда попало Епархиальное собрание после революции, Синодальное собрание. И там тысячи…

А. Пичугин: В библиотеке Исторического музея?

А. Висков: В отделе рукописей. Юлия Плотникова - замечательный наш исследователь - она проводит большую работу по реставрации. Но, конечно, одного человека здесь не достаточно, здесь нужен огромный институт, чтобы всё это восстановить: где только 60 наименований композиторов, которые эти произведения писали. Огромные… Это же всё собирал исследователь, палеограф Смоленский в начале 20 века, создатель Московской синодальной школы. Он собрал огромное количество рукописей, которые приходили к нему не только из Москвы, из московских монастырей, он собирал их по всей России - приходили из Казани, из Усолья - огромные эти собрания. Там знаменные распевы, троестрочие, демественное многоголосие и партес. Поэтому огромный труд. Если бы была государственная программа, может быть, как-то ассоциированная с церковной программой по возрождению этого наследия, это было бы потрясающе. Наша бы жизнь просто изменилась, художественная жизнь, музыкальная, если бы это было восстановлено всё.

А. Митрофанова: Антон Олегович, вы произнесли слово «школа». А в нашем современном понимании школа - это как художественная среда, в которой формируются определённые артисты, исполнители, в которой есть место традиции, где она сохраняется и передаётся, и в общем-то развивается, преумножается - вот это всё сейчас в России присутствует?

А. Висков: Конечно, это присутствует везде, всегда. Школы могут теряться, возникать новые, могут быть слабые школы, сильные школы, плохие. Но преемственность, которая лежит в основе школы, преемственность традиций, может быть, даже плохих традиций - она во всех профессиях.

А. Митрофанова: Как вы сейчас оцениваете состояние школы церковного пения в современной России? Она хороша, успешна или есть какие-то иные эпитеты, которые к этому можно употребить, или есть над чем работать? Вот как бы вы охарактеризовали?

А. Висков: Работать всегда есть над чем. Огромная есть тяга сейчас к духовной музыке. Это и среди творцов духовной музыки, потому что огромное количество современных композиторов, регентов обращаются к музыке и создают новые сочинения на богослужебные тексты - с одной стороны. С другой стороны, технический уровень исполнительства, может быть, недостаточно высок в силу того, что школу нужно подпитывать чем-то, она постоянно должна подпитываться новыми притоками, новыми соками - это средство. Например, в эпоху, так сказать, социализма, когда к Церкви было отношение негативное, тем не менее, были программы по привлечению молодых талантов из провинции в центр, где их обучали. Вот сейчас этого нет, если бы это возродить сейчас - было бы хорошо. Этим занималось Хоровое училище имени Свешникова - ныне это Академия Попова - этим занимались другие школы, то есть приезжали. Это было, между прочим, в истории неоднократно. Например, мы сейчас находимся в стенах Андреевского монастыря, куда боярин Ртищев в середине семнадцатого века привёз группу украинских спиваков-певцов, которые должны были обучать московитов именно вот основам гармонического западноевропейского пения, которое в то время было широко распространено на Украине, но абсолютно не было известно в Москве. Но тяга к этому новому в Москве была. Именно здесь начиналась русская партесная школа, вот в этих стенах.

А. Пичугин: Как интересно! Мы даже не знали и не могли предположить.

А. Митрофанова: Действительно! Может быть, мы могли бы послушать сейчас какой-нибудь произведение, связанное именно с этой традицией? Порекомендуйте что-нибудь!

А. Висков: Да, мы сейчас прослушаем кант. Кант - это, вообще, отсылка именно к той эпохе, он возник в те времена, связан с традицией белорусско-украинского просветительства. Кант на стихи выдающегося церковного деятеля того времени, просветителя и поэта Семёна Полоцкого. Слова эти являются заключительным хором из его комедии «Притча о блудном сыне». И там как раз есть элементы партеса, элементы стиля того времени там присутствуют. Исполняет хор московского Храма Христа Спасителя, Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», дирижирует Сергей Тарарин.

А. Пичугин: Музыка Антона Вискова. (Звучит музыка.)

А. Митрофанова: Добрый вечер еще раз, дорогие радиослушатели! Это программа «Светлый вечер» на радио «Вера». Алексей Пичугин, я - Алла Митрофанова и в гостях у нас сегодня Антон Висков, церковный композитор, человек с очень богатым опытом в музыке, о котором мы сегодня и размышляем.

А. Пичугин: Не только церковной, кстати говоря.

А. Митрофанова: Светской тоже. Об этом мы сегодня чуть позже… Музыка к кинофильмам интереснейшее направление деятельности…

А. Пичугин: А пока мы говорили о партесе говорили.

А. Митрофанова: Что же это такое - партес? Люди, которые не настолько близко соприкасаются с церковной музыкой, вообще с этим направлением, задаются вопросом – я, например. Что такое партес, объясните, пожалуйста.

А. Висков: Средневековая духовная традиция русской музыки, которая шла из Византии, она подразумевала пение, в основном, одноголосия, потом появилось троестрочие, это пение по одной строчке. Сверху писались крюки определенные, невмы такие, знаки, иероглифы, если это будет понятно, в которых были зашифрована определенная мелодическая попевка, оборот. А под ним был подписан текст. Вот так пели до середины, до начала XVII века. Когда пришла с Запада европейская традиция, то, во-первых, появилось много голосов, вместо одного и трех, как было раньше, появилось 8, 16, 24 и даже 36 голосов. И каждый артист, который стоял в хоре и пел за службой, он имел только свою партию, он не видел партию других артистов, которые рядом с ним. Поэтому это и называлось партес. Возникает вопрос: как композиторы могли сочленить так много партий. Ответ очень простой. Композиторы писали грифелем на доске, они писали партию одну под другой, затем тут же с грифельной доски переписчики переписывали каждого из солистов партии, и то, что было написано совместно, стиралось, и писалась следующая страница. Поэтому с того времени не осталось ни одной партитуры, то есть когда все голоса написаны один под другим, не осталось ни одной. Только партии, комплекты партий, иногда неполные.

А. Пичугин: То есть свести все это воедино - тоже труд современных исследователей.

А. Висков: Тоже труд, там есть масса тонкостей. Во-первых, многие комплекты не полные. Во-вторых, сама запись нотная - это не современная запись, там очень сложно с тактовыми, как вот доля… там, где сейчас нам это просто понять, а там было очень сложно, это, видно, была устная традиция. Знаки альтерации, ну это не совсем понятно слушателю, как ноту спеть выше или ниже. Это была устная традиция, которая передавалась и не фиксировалась в партиях. И сейчас непонятно. Мы можем и так считать, и по-другому. И одни исследователи так считают, другие так, инвариантность.

А. Пичугин: Вы так об этом рассказываете, создается впечатление, что это высшая математика.

А. Митрофанова: Игра в бисер.

А. Пичугин: Я могу себе представить, как в начале XVIII века это происходило в больших столичных городских храмах, а в деревнях что использовали, я думаю, люди все-таки не были обучены всем этим, ну простите за малограмотный термин, премудростям.

А. Митрофанова: По крюкам пели.

А. Висков: Дело в том, что крюки, знаменное пение, старообрядцы до сих пор знают и очень легко в этом ориентируются.

А. Пичугин: Да, мы же не о старообрядцах говорим, а о храмах в такой среднестатистической русской деревне.

А. Висков: Смотрите, какая ситуация. Когда была эпоха русского барокко, партесного пения с середины XVII и до примерно, почти до конца XVIII века, в основном, пение вот этих песнопений было во власти опытных певцов, специально обученных, это монастыри. А в сельских храмах сохранялась традиция одноголосного пения, допартесного, знаменного.

А. Пичугин: Практически то, о чем вы говорили в начале программы, до XIX века?

А. Висков: Да. А в конце XVIII века, когда пришел стиль классицизм, то здесь вообще было три направления целых. С одной стороны, барокко, эпоха барокко, партесное пение, с другой стороны, новое веяние итальянской музыки, классицистские концерты, классицистские литургии появились. И третье направление - обычное обиходное пение в сельских храмах. И нужно сказать, что это новое направление классицизма, оно привнесло много нового, когда простые люди могли петь сложные композиции. Например, огромное количество крепостных было хоров, которые исполняли в храмах такие концерты.

А. Митрофанова: Они специально не обучались этому?

А. Висков: Видимо, все-таки обучались. Я сейчас занимаюсь реставрацией анонимных концертов из рукописей Ярославского казанского женского монастыря, куда попали эти рукописи из архива помещика одного Ярославской губернии, это известный такой помещик был Барноволоков, он меценат, содержал, видимо, крепостную капеллу свою. И там вещи, когда их восстанавливаешь, они тоже по партиям, непонятно, как они могли петь, потому что получается полная какофония. Видимо, уровень был не такой высокий, что сейчас требуется корректура, а они пели, потому что не исправлено, не исправлено карандашом, значит, их это удовлетворяло. И таких вещей очень много, потому что мышление музыкальное русское, оно было… В центрах были здесь профессионалы, мышление это было очень продвинутое, а вот в провинции, даже в таких крупных центрах, как Ярославль, даже могли быть вещи совершенно, на мой взгляд, дикие.

А. Пичугин: А когда стали появляться духовные концерты? Не за богослужением исполняться песнопения, но уже, может быть, и в церкви, но не на службе.

А. Висков: Духовные концерты, запричастны, они даже не назывались концертами, они назывались запричастное пение. То есть они исполняются в момент Литургии, когда священники причащаются в алтаре. И в этот момент звучал… что-то народу, пастве надо делать, вот тогда-то решили где-то с середины XVIII века, что нужно исполнять такие пышные композиции, большие. Это было повсеместно, и в петербуржских храмах, и в московских храмах, и большое количество известных композиторов наших - Бортнянский, Березовский, западных композиторов, которые здесь работали - Галуппи, Сарти, они все писали такие концерты, которые представляют собой ценнейшие художественные произведения.

А. Пичугин: А сейчас можно услышать в это время даже не богослужебные, а просто христианские песнопения иногда в некоторых храмах.

А. Митрофанова: Кстати, вопрос, зачем это нужно. Понятно, зачем нужно собственно церковное пение. Насколько разными бывают исполнения разных хоров разной музыки. Зачем нужна музыка эстрадная, простите за такой переход, тоже понятно: она развлекает нас, поднимает настроение и прочее. Если говорить о церковном пении, которое исполняется со сцены, сейчас же это распространенная практика, возникает вопрос - зачем? Зачем этим люди занимаются, что это дает, лично вам что это дает?

А. Висков: Традиция духовных концертов существовала издревле. И поэтому она особенно сильно стала проявляться в конце XIX века, начале XX века, потому что во время Великого поста были запрещены все зрелищные мероприятия. Были запрещены все театральные представления, то есть оперы не давали, концерты светские не давали, но тогда духовные концерты были разрешены. Именно тогда духовная музыка выходила на концертную эстраду. Эта традиция так собственно и осталась. Сейчас, с чего у нас начался разговор, что в 70-80 годы XX века стали впервые исполнять духовную музыку на концертной эстраде, такие замечательные коллективы, как Камерный хор под управлением Минина, Государственная республиканская академическая русская капелла имени Юрлова. Тогда под управление Александра Юрлова они стали исполнять, потому что тяга была к этому огромная. Это же ведь пласт художественный потрясающий. Потом хор Минина в храме не пел, это были светские коллективы, естественно, они включали в свои программы духовную музыку, в то время как и в церкви, как мы говорили, были замечательные чисто церковные коллективы - хор Матвеева, хор Комарова - Синодальный хор, хор отца Матвея (Мормыля). И так же постоянно эта музыка звучала. Нельзя сказать, что совсем традиция прерывалась.

А. Пичугин: А вот такой необычный синтез. Я видел на Youtube запись, видимо, какой-то сборный концерт, может быть, ваш авторский, где помимо привычных для симфонического оркестра инструментов, опять-таки стоит хор, поются церковные песнопения, солист и такие привычные в другом жанре инструменты, как электрогитара, бас-гитара…

А. Митрофанова: Как это? Зачем это и что это дает?

А. Висков: Это был концерт в Светлановском зале Международного дома музыки в рамках фестиваля «Православная Русь». Там участвовал Синодальный хор, Камерный оркестр «Времена года» и рок-группа «Если» под управлением Бартенева, орган. Это был просто художественный эксперимент, который инициировался художественным руководителем этого фестиваля Алексеем Пузаковым - соединить такой, на наш взгляд, не соединимые, в Православии, по крайней мере, такого не было, духовные песнопения традиционные из Литургии Иоанна Златоуста с какими-то современными средствами художественной выразительности музыкальной, в частности, рок-группы. Но, в принципе, это направление…

А. Пичугин: А удачно получилось, как вы считаете?

А. Висков: Вы знаете, получилось, как получилось. По крайней мере, отзывы были разные. Молодежь приветствует как всегда, старшее поколение относится от настороженного до негативного. Конечно, это не привычно. Рок, то, что связано с рок-культурой ассоциируется не всегда с духовными ценностями.

А. Митрофанова: Рок очень разный. Вы как к нему относитесь?

А. Висков: Я как профессионал должен относиться к нему с профессиональной точки зрения, какие средства мы можем из этого использовать. А с точки зрения какой-то мировоззренческой, религиозной, конечно, рок, он связан в первую очередь с развитием цивилизации, может быть, с развитием неких негативных сторон, вот. Потому что рок без достижений технических, он не осуществим. Мы выключаем электричество, и рок не существует.

А. Пичугин: Но тем не менее, есть какие-то удачные примеры рок-групп, исполнителей…

А. Митрофанова: Связанные с духовным поиском…

А. Пичугин: Которые вы, как композитор, можете оценить.

А. Висков: Есть, конечно. Но то, что я знаю, все-таки это христианские идеи, часто фальсифицированы, не всегда правильны. Даже соединение григорианских… В основном, это на Западе, потому что православные песнопения с электроникой практически…

А. Пичугин: А мы даже сейчас не о православных песнопениях, а в целом об удачных с вашей точки зрения примерах каких-то рок-групп.

А. Висков: Художественно, ну вот группа «Эра», они очень интересны, Рекливи берет тексты секты катаров, это сатанинская секта средневековая, поэтому, насколько это удачно с точки зрения духовности, я не знаю. Точно так же, как и знаменитый рок-опера «Иисус Христос супер-звезда», это да, интересно, но те идеи духовные, которые там заложены, они чужды Православию. Или вспомнить мессу Бернстайна, есть такая вещь, это откровенно с идеями богоборчества, сложные момент.

А. Митрофанова: А вы слышали хор григорианский, как вы этот опыт оцениваете? Они собирают огромные залы, афиши их висят по всему городу, их выступления, безусловно, вызывают интерес.

А. Висков: Художественно это все оправданно и имеет большой художественное достоинство, но нам нужно смотреть все-таки тексты, потому что все это вместе, это очень сложный момент, что они там поют. Опять же это не всегда укладывается в рамках традиционного христианского мировоззрения. Потому что это либо какие-то богоискательства весьма опасные, либо богоборческий момент, потому что здесь очень важно какие тексты мы все-таки исполняем.

А. Пичугин: И давайте перейдем непосредственно к музыке. Что мы послушаем?

А. Висков: Это духовный стих эпохи Иоанна Грозного, даже он приписывается перу Иоанна Грозного в устной традиции «Умиленная песнь», умиленная, то есть покаянная. Как известно грозный царь все время порывался оставить престол и уйти в монахи. Может быть, поэтому такая традиция устная этот стих приписывает самому царю. Потому что идея такого русского ухода в пустыню, оставления всего мирского, суетного, предания своей жизни высшего смысла - это, конечно, очень свойственно именно русскому характеру. Именно поэтому там песня такая на основе старинного духовного стиха середины или конца XVI века, когда этот жанр и появился в русской духовной музыке. (Звучит музыка.)

А. Пичугин: Этот «Светлый вечер» с нами проводит Антон Висков, на радио «Вера».
Антон Олегович, я думаю, что нужно в последней части нашей программы поговорить еще об одном направлении вашей деятельности, вы пишете музыку к фильмам, такой неожиданный поворот. Говорили…

А. Митрофанова: Духовная музыка и вдруг такое светское направление…

А. Висков: Все фильмы, где используется моя музыка, они связаны с духовной тематикой. Это, в первую очередь, мое сотрудничество и работа с телеканалом «Радость моя», где было написано очень много музыки для таких проектов как, например, «История Ветхого Завета», «Повесть временных лет», «Новомученики», «Закон Божий», то есть все прикладные мои работы они так же связаны с духовной тематикой. Другие работы… Можно вспомнить, вот сейчас вышел сериал о святом Паисии Святогорце, это снимал центр «Покров». И там было много художественных моментов, например, опять сочетание электроники и монашеского афонского пения. Это была задача режиссера. Там очень есть интересный момент. Старец едет на катере по заливу в монастырь, и мотор катера постепенно переходит в монашеское пение. Как известно в греческой традиции есть такой прием - исон. Когда один голос держится и не меняется, а на фоне него другой голос исполняет песнопение мелодическое. И вот этот звук катера, он постепенно переходит в этот исон.

А. Пичугин: И для безболезненного перехода электронные…

А. Висков: И вокруг этого все это обволакивается какими-то звучаниями, это не совсем чистое пение, а все-таки это атмосфера передачи утра. Другой тоже есть момент - рассвета в монастыре. Где тоже в этом рассвете поет Христос анэстис, когда славят Воскресшего Христа, и солнце символизирует Светлое Христово Воскресение. Такой есть образ.

А. Пичугин: А в художественных фильмах приходилось работать?

А. Висков: В художественных фильмах я начинал работать с замечательным нашим режиссером Владимиром Наумовым.

А. Митрофанова: В каких картинах вы с ним работали?

А. Висков: Последние это «Сон белой собаки», а второе это «Джоконда на асфальте». Это философские картины. У него есть определенная стилистика, и музыка там в стиле западно-европейского барокко, то, что он любит - Вивальди, Альбинони. Он просил стилизовать. Что-то там есть какие-то современные… Дело в том, что все-таки я сейчас, основное мое поле деятельности сейчас связано с концертной жизнью. И с кино я как-то очень ассоциативно, меньше.

А. Пичугин: А концертная деятельность - соответственно у вас есть какие-то ансамбли, с которыми вы выступаете, исполняете музыку.

А. Висков: Сейчас моя основная работа - я директор Московского ансамбля духовной музыки «Благовест» под управлением Галины Кольцовой. Это коллектив, который находится в рамках департамента культуры города Москвы, он имеет определенный концертный график и я, как директор художественный, должен его обеспечивать. В мои обязанности входит придумывание программ, нахождение заказчиков этих программ и проведение концертов. То есть создание репертуара, подбор репертуара, солистов.

А. Митрофанова: Антон Олегович, вы настолько разнообразными направлениями занимаетесь в рамках духовной музыки: и научными исканиями, и концертной деятельностью, и пишете потрясающие вещи. Что это дает лично вам? Вы - православный христианин, вы как для себя определяете, зачем вам вся эта деятельность, что она вам дает?

А. Висков: Вы знаете, это очень сложно распределить. Мне главное определить, что я делаю правильно, а что мне делать не надо. Тут существует индикатор, если что-то неправильно, то оно и получаться не будет. А то, что получается, то и получается.

А. Митрофанова: То есть зачем-то это нужно, получается так?

А. Висков: Видимо, да. Если к этому есть у меня определенная склонность, желание, значит, это нужно делать как-то, мне сложно это в себе подавить. И потом я не вижу особой причины в себе это давить.

А. Митрофанова: А вы не относитесь к этому… знаете же, притча от талантах евангельских, о том, что тебе если дано, то не зарывай это в землю, потому что это сокровище, талант, денежные средства, какие-то иные дары, постарайся служить. Вы это как служение не расцениваете?

А. Висков: Ну это очень сложно. Сложно не зарыть, я имею в виду. Чтобы выполнить все рекомендации, заложенные в притчах о талантах, это нужно специально жить ради того, чтобы их выполнять. А просто… Все складывается… Естественно, Бог всегда умнее человека, Он направляет, нужно просто не сопротивляться голосу Божьему внутри тебя. И тогда все будет в порядке.

А. Пичугин: Давайте послушаем в завершение нашей программы еще одну вещь вашу.

А. Висков: Это старинный кант «Радуйся мир православный», стилизация той эпохи, партес это, может быть, опять же, потому что для большого хора, мне приходится оформлять часто вот такие церемонии торжественные, связанные с государственными, церковными праздниками. И там очень востребованы такие сочинения с большим составом хора, оркестром, солистами. И вот одна из этих вещей, которая является заключительной для некоторых таких мероприятий, является «Радуйся мир православный».

А. Митрофанова: Антон Олегович, спасибо вам за сегодняшний разговор, я напомню, в программе «Светлый вечер» на радио «Вера» был Антон Висков, композитор, человек, который занимается очень серьезными научными исследованиями в области духовной музыки. О том, зачем это нужно, как это происходит, мы сегодня говорили. Спасибо. Алексей Пичугин, я - Алла Митрофанова, до встречи в программе «Светлый вечер» на радио «Вера».

А. Пичугин: До свидания, всего хорошего!

А. Висков: До свидания, спасибо.

Источник: Радио ВЕРА Светлое радио 


 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ