Глава 10 Евангелия от Марка: размышленияМарина (в крещении Анна) Андреевна ЖУРИНСКАЯ (1943-2013) - журналист, публицист, лингвист, кандидат филологических наук, основатель и бессменный редактор журнала «Альфа и Омега»: О нашей вере( апологетика) | Видео | Размышления о Евангелии | Интервью | О Человеке | Цитаты | Статьи | Проза | Аудио.
Марина Андреевна ЖУРИНСКАЯ: Размышления о Евангелии: Мф. 5 | Мф. 6 | Мф. 10 | Мф. 12 | Мф. 13 | Мф. 15 | Мф. 16 | Мф. 18 | Мф. 19 | Мф. 20 | Мф. 21 | Мф. 22 | Мф. 23 | Мф. 26 | Мф. 27 | Мк. 1 | Мк. 2 | Мк. 5 | Мк. 9 | Мк. 10 | Лк. 4 | Лк. 10 | Лк. 11 | Лк. 14 | Лк. 23 | Ин. 1 | Ин. 3 | Ин. 5 | Ин. 6 | Ин. 8 | Ин. 9 | Ин. 18 .
ЗАЧЕМ ПРОЗРЕВАТЬ СЛЕПЫМ?
В Евангелии от Матфея (Мф 20:30-34) и от Марка (Мк 10:46-52) рассказывается об исцелении слепых. В первом случае говорится о двух слепцах, во втором - об одном, но последовательность событий в том и в другом Евангелиях совершенно одинакова: слепец на дороге кричит Иисусу: Сын Давидов, помилуй меня, то есть исповедует Его Мессией, Господом, и приносит Ему покаяние к большому возмущению окружающих. Спаситель спрашивает, чего же слепцы хотят, и получает ответ: прозреть. И в отличие от многих других исцеленных обретшие зрение следуют за Ним.
Об исцелении тещи Петра рассказывается в трех Евангелиях: Мф 8:14-15; Мк 1:30; Лк 4:38-39. Эта женщина, явно весьма немолодая, болела тяжело, с высокой температурой (лежала в горячке). Христос с учениками пришел к Петру из синагоги, и едва Он коснулся ее рукой, женщина встала и начала хлопотать, встречая гостей, как подобает (служила им).
В этих случаях нам вроде бы ясно, что исцеленные поступили так, как и следовало. Но часто ли так бывает в нашей жизни? Разве не привычнее, что человек, избавившись от напасти, получивший исцеление (или просто вылеченный) никаких выводов не делает, а с увлечением предается тому же образу жизни, который и довел его до беды?
Впрочем, дело здесь даже и не в способности делать выводы, а в притупленности того, что можно было бы назвать религиозным чувством.
Распространено мнение, что верующий - это тот, кто в той или иной степени убежден в том, что существует мир невидимый. Но между таким убеждением и христианством лежит громадное расстояние, если не пропасть. Здесь не место писать о том, во что верят христиане, это сказано в Символе веры. А из Символа веры следует, что главная наша «ценность» - это отнюдь не здоровье и успех, хотя они и не противопоказаны, а общение с Богом. Он создал нас для Себя, как отметил блаженный Августин, то есть для любви и свободы, которые мы можем найти только в Нем. Если человек исцелен, то для того, чтобы следовать за Христом.
И ничего удивительного и несправедливого нет в том, что хороший человек иногда умирает молодым: он нужен Господу в Царстве небесном, а на земле свой «урок» выполнил. А человек не очень хороший может жить долго-долго, и это отнюдь не знак его праведности, как думают некоторые, а знак того, что Господь дает ему шанс. Другое дело - воспользуется ли он им, пойдет ли за Христом. А жить-то стоит только для этого.
…Евангельское чтение на освящение воды (Ин 5:1-8) заканчивается исцелением расслабленного. Но дальнейшее повествование стоит того, чтобы отнестись к нему со вниманием. Исцеление происходит в субботу, что вызывает недовольство тех, кто предается внешней набожности. Главный их вопрос к исцеленному: кто посмел? Тот и сам этого не знает, и когда встретивший его в храме Иисус призывает его оставить грех, первое, что он делает, - идет доносить, чтобы от него отвязались и наказали Того, Кто вернул ему способность ходить. И искали убить Его за то, что делал такие дела в субботу (Ин 5:16).
Так всегда ли мы, получив дары Божии, ведем себя как исцеленные слепцы, а не как расслабленный?
Источник: ФОМА православный журнал для сомневающихся
***
Карл БАРТ (1886-1968) - швейцарский теолог, один из основателей диалектической теологии. Его «Церковная догматика» в 13 томах стала значительным событием в христианском мире XX века: Статьи | Цитаты | О Человеке .
МГНОВЕНИЕ
... Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня?
Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. (Евангелие от Марка 10:51)
У человеческого глаза много возможностей и функций; самая человеческая из них - посмотреть в глаза другому и увидеть его - увидеть его по-настоящему. Когда люди говорят: «Это меня не касается» или «Это тебя не касается», чаще всего это плохой признак, потому что за этими словами почти всегда стоит нежелание людей обратить внимание друг на друга; это значит - люди не хотят смотреть и не хотят, чтобы смотрели на них; это значит - их открытость друг другу имеет границы. Мы следуем своей человеческой природе в той мере, в какой мы преодолеваем границы собственного «я» и берем на себя нелегкий труд узнать другого; в той мере, в какой мы справляемся с боязнью, что другой узнает нас; даже если в других отношениях мы глубоко человечны, это все равно остается главным критерием. (Кстати, вот наблюдение, появившееся в результате жизненного опыта: гуманность измеряется именно глубиной, а не высотой и живет в глубинах, а не на вершинах.) Когда человек решается, осмеливается увидеть другого и разрешить ему увидеть себя, он делает первый и важнейший шаг на пути к гуманности; первый шаг, ибо без него нельзя сделать следующих шагов. Это великое, торжественное, неповторимое мгновение - мгновение, когда люди посмотрели друг другу в глаза; мгновение, когда один человек увидел другого!
Статья строится на игре слов: по-немецки слово «мгновение» (Augen- blick) - составное слово; его части - «глаза» и «взгляд» (прим. пер.).
Источник: Барт К. Мгновения / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. – 160 с.
|