О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
КОРДОЧКИН Андрей (протоиерей)
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

Глава 8 Евангелия от Луки: комментарии

Уильям БАРКЛИ (1907-1978) - шотландский богослов, профессор Университета Глазго. В течение 28 лет преподаватель кафедры изучения Нового Завета. Преподавал Новый Завет и древнегреческий язык: Цитаты .

«Сила христианской любви должна держать нас в согласии. Христианская любовь - это та добрая воля, та доброжелательность, которая никогда не приходит в раздражение, и которая всегда хочет только добра для других. Это не просто побуждение сердца, как, например, человеческая любовь; это - победа воли, одержанная с помощью Иисуса Христа. Это вовсе не значит любить только тех, кто любит нас, или тех, кто нравится нам, или тех, кто мил. А это значит - несокрушимая доброжелательность, даже по отношению к тем, кто ненавидит нас, к тем, кто не нравится нам, и к тем, кто неприятен и противен нам. Это истинная суть христианской жизни и она оказывает на нас влияние на земле и в вечности»  Ульям Баркли

КОММЕНТАРИИ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ: Глава 8

В ДОРОГЕ (Лк.8:1–3)

Время, которое предчувствовалось, наступило. Иисус странствовал. Синагоги уже больше не были открыты для Него, как это было ранее. Иисус действительно начал свое служение в церкви, где каждый человек, имеющий весть от Бога, мог рассчитывать встретить восприимчивых и отзывчивых слушателей. Но вместо радушия Он встречал сопротивление; вместо внимательных слушателей книжников и фарисеев, открыто и холодно наблюдавших за Ним, чтобы найти предлог для обвинения; и поэтому Он направился на открытые дороги, на склоны гор и на берег озера.

1) И здесь мы вновь обращаем внимание на факт, с которым уже встречались раньше. В этом отрывке Приведены имена женщин, которые служили Ему имением своим. Всегда считалось богоугодным делом оказывать равнину материальную помощь, и если преданные последователи Иисуса помогали Ему, то это полностью соответствовало тогдашней общественной практике. Но, как по отношению к ученикам Иисуса, так и по отношению к этим женщинам, мы должны бы обратить внимание на то, сколь пестрой была эта группа. Среди них была Мария Магдалина, то есть Мария из Магдалы, из которой Он изгнал семь бесов. Ясно, что у нее было темное и ужасное прошлое. И среди них была Иоанна, жена Хузы, домоправителя царя Ирода. У царя было много имущества и доходов, а домоправитель как раз и управлял его финансовыми делами. В Римской империи, даже в тех областях, которые управлялись проконсулами, назначаемыми сенатом, римский император имел своего домоправителя, следившего за его интересами. Домоправитель был самым доверенным и важным сановником двора. И вот, мы находим вместе Марию Магдалину с ее темным прошлым, и Иоанну, придворную даму.

В этом одно из великих свершений Иисуса: Он воодушевляет разных людей желанием жить вместе, нисколько не утрачивая своих личных качеств. Дж. К. Честертон замечает по поводу текста из Ис. 11,6, где сказано, что лев будет лежать рядом с ягненком: «Надо помнить, что этот текст истолковывают слишком просто. Люди считают, что когда лев ложится рядом с ягненком, то лев уподобляется ягненку. Но это было бы чистым насилием и прямой агрессией со стороны ягненка. Это значило бы, что ягненок просто-напросто уподобился льву, вместо того, как это было прежде, чтобы лев съел бы ягненка. Но ведь трудность заключается в том, сможет ли лев лечь рядом с ягненком, сохраняя свою королевскую свирепость? И вот к решению этой задачи стремилась церковь; и именно свершения этого чуда она добилась». Прежде всего, нужно церкви научиться соединять в совместной повседневной работе людей с различными качествами и темпераментами. Если мы не можем совладать с этой задачей, то это наша вина, ибо во Христе это можно сделать, и это было сделано.

2) В этом перечне мы встречаем группу женщин, помощь которых была практическая. Женщинам не полагалось проповедовать; но они делали то, что могли. Один старый сапожник всегда хотел стать священником, но так вышло, мечта его никогда не сбылась. У него был друг, молодой студент богословия, и когда юноша впервые учил кафедру в церкви, старый сапожник попросил его об одном одолжении: позволить ему делать для него башмаки, чтобы он всегда знал – на церковной кафедре, на которую он так и не смог подняться сам, стоит священник в башмаках, сделанных его руками.

Главную работу не всегда делает человек, стоящий на первом плане. Многие, занимающие общественные должности, не смогли бы и неделю выполнять свою работу, если бы их не поддерживали домашние! Любой дар человека может быть поставлен на службу Христу. Многие Его важнейших слуг находятся на заднем плане, их не видно, но они играют важную роль.

4–15 СЕЯТЕЛЬ И СЕМЯ (Лк.8:4–15)

В этой притче Иисус использовал хорошо знакомую Его слушателям картину. Также возможно, что Он говорил это, видя сеятеля, сеявшего семена. В притче говорится о четырех видах почвы.

1) Общественная земля в Палестине была разделена на длинные узкие полосы; между полосами лежали дорожки, которыми все имели право пользоваться. Падая на эти утрамбованные дороги, семя не имело возможности попасть в землю, чтобы расти.

2) Кроме того, имелась каменистая почва. Под этим следует иметь в виду не одни камни, а почву, представляющую собой массивные пласты известняка, покрытые тонким слоем земли. В ней не было ни влаги, ни питательных веществ, и проросшее на ней растение было обречено на высыхание и гибель.

3) Почва с тернием в момент посева казалась достаточно чистой. Можно сделать так, чтобы любой участок земли выглядел чистым, если перепахать его, оставив, однако, в ней семена сорняков и корни дикорастущих трав. Доброе семя и сорняки развиваются и растут вместе, но сорняки развиваются быстрее и заглушают растение доброго семени.

4) Хорошая почва достаточно глубока, чиста и хорошо обработана. Стихи 9 и 10 всегда были загадочными. Они звучат так, будто Иисус говорил притчами, чтобы люди не смогли понять смысл сказанного; но нам трудно поверить, чтобы Он преднамеренно скрывал от Своих слушателей смысл Своих высказываний. Предложены различные толкования этих стихов.

1) В Мф.. 13,13 это изложено несколько иначе. Он говорит, что Иисус потому и говорил притчами, что многие не могут сообразительно видеть и мыслить. Матфей якобы намекает, что притча не помешает, а поможет людям понять то, что говорил Иисус.

2) Сразу после этого Матфей приводит цитату из Ис. 6,9.10: «И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите и не разумеете; глазами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». Таким образом, учение Иисуса в настоящем отрывке направлено не столько на объект учения, сколько на причину, почему Он вынужден прибегать к такой форме учения.

3) Собственно говоря, Иисус хотел сказать следующее: восприятие людей может настолько огрубеть, отяжелеть и отупеть, что когда истина Божия доходит до них, они не могут различить и понять ее. В этом нет вины Божией. Люди настолько обленились, предрассудки настолько ослепли их и они столь неохотно видят то, чего не хотят видеть, что они совершенно потеряли всякую способность воспринимать истину Божию.

Посмотрим на два толкования этой притчи.

1) Одни видят смысл притчи в том, что судьба Слова Божия зависит от того, в сердце какого человека оно посеяно.

а) Под твердой дорогой подразумеваются люди, разум которых глухой ко всему, и посему отказывается признать Слово Божие.

б) Под каменистой почвой подразумеваются те люди, которые принимают Слово Божие, но не изучают его и не осознают связанных с ним последствий, и, поэтому, вера увядает как только возникают трудности.

в) Под тернистой почвой подразумеваются люди, мысли и сердца которых настолько заняты своими делами, что в них не остается места для дел Божиих. Следует, однако, всегда помнить, что все те житейские проблемы, которые вытесняют дела Божий, вовсе не обязательно должны быть делами злыми: самым опасным врагом лучшего часто является хорошее.

г) Под доброй почвой подразумеваются люди хорошие, благочестивые. Хороший слушатель делает три хорошие вещи: во-первых, он слушает внимательно. Во-вторых, он держит услышанное в уме и в сердце своем и осмысливает его до тех пор, пока сам не раскроет для себя смысл услышанного. И в-третьих, он действует в соответствии с ним. Он обращает услышанное в деяние.

2) Другие видят в этой притче наставление против отчаяния. Подумайте только о положении, в котором находился Иисус: он был изгнан из синагоги; против Него выступают книжники, фарисеи и религиозные руководители. И ученики Его, неизбежно, должны были упасть духом. Именно к ним обращается Иисус в своей притче, в которой Он говорит: «каждый крестьянин знает, что часть посеянных семян гибнет; все они не могут вырасти. Но это не обескураживает его и не побуждает его прекратить сев, потому что он знает, что несмотря на все, он соберет урожай. Он знает, что нас ждут препятствия и разочарования; знает, что у нас есть враги и противники, но никогда не следует отчаиваться, потому что в конце мы соберем обильный урожай».

Эта притча вполне может служить и предупреждением для нас, как нам надлежит слушать Слово Божие, и одобрением, как отбрасывать всякое сомнение и уверовать в то, что никакие препятствия не помешают собрать, в свое время обильный Божий урожай.

16–18 ПРАВИЛА ЖИЗНИ (Лк.8:16–18)

Перед нами три присловья, каждое из которых представляет собой наставление для жизни.

1) В стихе 16 подчеркивается открытый характер христианской жизни. Христианство лучше всего узнать в ежедневной жизни. Всегда можно найти много причин не выставлять напоказ всему свету свою христианскую веру. Почти каждый человек тревожится, что он вдруг будет отличаться от других; и очень часто люди подвергают гонениям тех, кто отклоняется от принятых норм.

Один писатель писал о своих курицах. В курятнике все куры, за исключением одной, были одинаковой окраски. И эту одну куры заклевали до смерти. Даже в мире животных – отличаться равно преступлению. Но как бы трудно ни было, на нас лежит долг – никогда не стыдиться Показывать всем, что мы Христовы и что мы Ему служим; а если подумаем и войдем во святилище Божие, то долг превращается в благо.

Перед коронацией английской королевы Елизаветы II на всех домах и магазинах были вывешены флаги. Я тогда как-то проходил по проселочной дороге и около кустарника я набрел на стоянку лудильщика. Она состояла из одной палатки, но около нее развевался английский флаг, почти такого же размера как и палатка. Кочевой лудильщик как бы говорил: «Я ставлю себя и чем владею под флаг моей страны». И христианин, какое бы скромное положение он не занимал, не должен стыдиться показать людям, под Чьим знаменем он живет.

2) В стихе 17 подчеркивается невозможность сохранить какую-либо тайну. Мы же всегда пытаемся скрыть что-то:

а) От себя самих. Мы закрываем глаза на разные поступки действия и привычки, горькие последствия которых заранее очевидны для нас. Мы уподобляемся человеку, умышленно закрывающему глаза на симптомы болезни, хотя она ему известна. Стоит подумать на какую невероятную глупость человек способен.

б) Мы пытаемся скрыть нечто от своих ближних. Но обыкновенно так или иначе тайна становится известной. Человек, который скрывает правду – несчастный. Счастлив человек, которому нечего скрывать. Говорят, что однажды один архитектор предложил древнегреческому философу Платону построить дом, в котором бы каждая комната была скрыта от глаз людей. «Я заплачу тебе вдвое, – сказал Платон, – если ты построишь мне дом, в каждую комнату которого мог бы всякий заглянуть». Откровенный человек счастлив.

в) Иногда мы даже пытаемся скрыть что-то от Бога. Но нет ничего более невозможного. Хорошо было бы, если бы мы постоянно помнили, что сказано в Библии: «Ты Бог, видящий меня» (Быт. 16,13).

3) В стихе 18 изложен универсальный закон: кто имеет, тому будет дано еще, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь. Если человек с физически здоровым телом и духом будет следить за собой, он будет способен ко все более значительным свершениям; если же человек опустится, он станет вялым, нерешительным и утратит и те способности, которые имел. Чем более ученик учится, тем большему может он научиться; но если он отказывается продолжать учебу, то забудет и то, что знает. Другими словами, в жизни нет постоянного. Мы идем либо вперед, либо остаемся позади, и тот, кто не идет вперед, тот обязательно отстает от жизни. Кто ищет, тот всегда найдет; но тот, кто перестает искать, теряет и то, что имел.

19–21 ИСТИННОЕ РОДСТВО (Лк.8:19–21)

Нетрудно заметить, что, по крайней мере, в период пребывания Иисуса на земле, члены Его семьи, не были в полном согласии с Ним. В Мк. 3,21 говорится о том, что «ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя». В Мф.. 10,36 Иисус предупреждает своих учеников, что врагами человека могут быть и домашние его, и это Он говорил из Своего горького опыта.

В этом отрывке выражена великая истина, имеющая большое практическое значение. Нередко человек чувствует себя ближе к чужим людям, нежели к родным. Самые тесные отношения между людьми – не кровное родство, а родство душ и мыслей. Только люди с общими целями, общими принципами и общими интересами становятся поистине близкими друг другу.

Вспомним определение Царствия Божия, с которым уже знакомились. Царствие Божие проявляется на земле в Его общинах так же, как оно в совершенстве исполняет волю Божию на небе. Высшее совершенство Иисуса как раз и заключалось в том, что Он достиг единства Своей воли и воли Божией. И, поэтому, все люди, единственная цель которых стремиться к тому, чтобы воля Божия стала их собственной волей, принадлежат к истинной семье Иисуса. Мы говорим, что все люди – чада Божий, и это действительно так, потому что Бог любит и святых, и грешников; но истинное родство с Богом всегда этически обусловлено. Лишь тогда возникает истинное родство с богом, когда человек с помощью Духа Святого, вполне подчиняет свою волю воле Божией.

Стоики заявляли, что именно в этом единственный в жизни путь к счастью. Они твердили, что чтобы ни случилось, чтобы ни постигло человека – радость или горе, победа или поражение, прибыль или убыток, сияние солнца или тень – во всем воля Божия. Человек не признающий этого, бьет головой о вселенной, что дает ему одни страдания.

Когда человек взирает на Бога и говорит: «Делай со мной, что Тебе угодно», – он нашел путь к счастью.

Из этого вытекают две истины:

1) Есть верность, превосходящая всякую земную верность, есть нечто, что стоит выше всего на земле. В этом смысле Иисус Христос – требовательный Господин, потому что Он не делит сердце человека с кем-то или с чем-то. Любовь – чувство исключительное. В одно время можно любить лишь одного и служить лишь одному хозяину.

2) Это действительно трудно, но в этом и великое чудо: когда человек вверяется полностью Христу, он становится членом семьи, включающей в себя весь мир. Какие бы лишения не переживал бы, они будут вознаграждены. Как писал Джон Оксенхем:

Неразлучимы во Христе

Ни запад, ни восток,

Ни юг, ни север, – Бог живой

К общенью нас привлек.

Сердцем искупленным везде

Блаженство суждено,

В Его служенье и труде

Сливаются в одно.

Подай же руку, брат, твою,

Где б в мире ты ни жил,

Но раз вошел в Христа семью – Ты дорог мне и мил.

Восток и запад, север, юг – Сливаются в хвале:

В Иисусе мы и брат и друг

По всей, по всей земле.

Человек, ищущий волю Божию в Иисусе Христе, вошел в семью всех святых неба и земли.

22–25 УСМИРЕНИЕ БУРИ (Лк.8:22–25)

Это событие Лука рассказывает чрезвычайно сжато, но живописно. Вне сомнения, Иисус отчасти потому решил переправиться через озеро, что они устали и нуждались в покое. И когда они плыли, Он заснул.

Очень мило представить себе спящего Иисуса. Он устал, как устаем и мы. И Он уставал, и Ему сон был необходим. Переезд Он доверил Своим ученикам: они были рыбаками на этом озере, и, поэтому, Он попросту положился на них, возложил на Господа заботы Свои, ибо знал, что на озере Он так же близок к Нему, как и на суше.

Но вдруг разразился шторм. Галилейское море пресловуто внезапно набегающими шквалами. Один путешественник рассказывает: «Едва село солнце, как ветер резко подул на озеро и дул непрерывно всю ночь с нарастающей силой, так что, когда мы на следующее утро добрались до берега, поверхность его была похожа на кипящую пучину». Причина этому следующая. Галилейское море лежит на 208 метров ниже уровня Средиземного моря. Вокруг него простирается равнина, а дальше – высокие горы. Реки прорыли в равнине глубокие русла, по которым как по аэродинамическим трубам устремляется к озеру холодный ветер с гор; и так возникают штормы. Этот же путешественник описывает, как они пытались в такой шторм закрепить свои палатки. «Нам пришлось удвоить все веревки, и даже после этого нам приходилось часто опираться всем телом, чтобы удержать нашу качающуюся палатку, чтобы буря не подхватила и не унесла бы ее».

Именно в такой внезапный шторм попала в тот день лодка, и жизнь Иисуса и Его учеников была в опасности. Ученики разбудили Иисуса и Он запретил ветру и успокоил бурю.

Все, что делал Иисус, имело не только преходящее значение. Настоящее значение этого путешествия заключается в следующем: где Иисус, там утихает буря.

1) Иисус является и утихает буря искушения. Иногда искушение охватывает человека с почти неодолимой силой. Как сказал однажды Стивенсон: «Вы знаете Каледонский вокзал в Эдинбурге? Однажды мрачным, холодным утром я встретил там дьявола». Нам всем приходиться встречаться с дьяволом. Если мы одни встретим бурю искушений – мы погибнем, но Христос вносит тишину, в которой искушения теряют свою силу.

2) Иисус успокаивает бурю страсти. Жизнь страстного человека вдвое тяжелей. Один человек встретил как-то своего друга, человека с горячим сердцем и страстным характером. «Я вижу, – говорит он ему, – что ты успешно обуздал свой характер». «Нет, – ответил ему тот, – это не я обуздал мой характер. Иисус обуздал его для меня».

Если сердце огорчено,

Гневом, гордостью полно,

Мысли язвят неуклонно,

Небо из-за слез темно, – Он Один простит всю горечь

Слов обиды, жар страстей,

Милосердно мне дарует

Верх блаженства: мир душе.

Мы обречены на гибель, если Иисус не даст нам покоя и силы для победы.

3) Иисус успокаивает бурю скорбей. В жизнь каждого когда-то врывается скорбь и страдания, ибо страдание часто является наказанием за любовь. Если человек любит, ему приходится страдать. Один человек сказал после смерти своей жены: «Как будто кто-то меня за голову держал, чтобы я не горевал». В такой час руки Иисуса, вытирают слезы, и сердце скорбящего успокаивается.

26–39 ИЗГНАНИЕ БЕСОВ (Лк.8:26–39)

Мы никогда не сможем даже что-то понимать из этого отрывка, если мы, – независимо от того, что мы сами думаем о бесах, – не осознаем, что они были вовсе реальны для народа Гадаринской окрестности и для самого бесноватого. Человек, одержимый бесами представлял слишком большую опасность для людей, и поэтому, жил где-то среди могил, которые, как полагали, служили жилищем для бесов. Следует отметить смелость, с которой Иисус действовал, освобождая бесноватого от бесов. У бесноватого была очень большая сила, позволявшая ему рвать свои цепи и узы. Земляки так боялись его, что никогда и не попытались бы сделать что-нибудь для облегчения его участи; а Иисус встретил его спокойно и без страха. Когда Иисус спросил у бесноватого о его имени, тот ответил «легион» (Римский легион состоял из 6 тысяч воинов).

Слишком много проблем создали люди вокруг эпизода со свиньями. Иисуса даже осуждали за то, что Он наслал бесов на невинных свиней. Это считали жестоким и безнравственным поступком. Бесноватый никогда не поверил бы в свое исцеление, если бы у него не было очевидных доказательств. Его могло излечить лишь одно: он должен был сам видеть, как бесы покидают его. Разве можно сравнить стадо свиней, с одной стороны, и бессмертную душу человека с другой? Должны ли мы жаловаться, если ценой жизни этих свиней спасена человеческая душа? Разве это не извращенная праведность – жаловаться на то, что погибли свиньи, если тем самым смог быть вылечен человек? Нельзя же забывать о чувстве меры. Если же гибель свиней была необходима для того, чтобы убедить этого человека в том, что он выздоровел, то разумно ли вообще возражать против того, что это в действительности произошло?

Давайте посмотрим, как реагировали на это разные люди.

1) Жители Гадаринской окрестности просили Иисуса удалиться от них.

а) Им очень не понравилось, что был нарушен их порядок жизни. Жизнь у них протекала мирно до прибытия Иисуса, нарушившего ее спокойное течение, и они возненавидели Его. Многие люди именно только потому и ненавидят Иисуса, что Он нарушает их установленный порядок жизни. Если Иисус требует от человека «Ты должен избавиться от этой привычки, ты должен изменить свою жизнь», если Он говорит работодателю: «Ты не можешь быть христианином и заставлять людей работать на таких условиях», если Он обращается к домовладельцу, сдающему квартиры и говорит ему: «Нельзя брать с людей такую квартирную плату за такие трущобы», то, пожалуй, все они скажут Ему: «Уходи прочь и оставь нас в покое».

б) Своих свиней они ценили выше души человека. Одна из величайших опасностей жизни заключается в том, что люди ценят имущество выше человека. Именно поэтому возникают трущобы и плохие условия. Живя по принципу, «Своя рубашка ближе к телу», мы стали эгоистами, требуем покоя и удобств для себя, даже если для этого какой-то уставший должен работать до изнеможения. Но в этом мире нет ничего более важного, чем человек.

2) Но как реагировал излеченный человек! Вовсе естественно, что он просил Иисуса быть с Ним, но Иисус отправил его домой. Свидетельствовать о христианстве, как и проявить христианское милосердие прежде всего следует начинать дома. Ведь намного легче жить и проповедовать о Христе среди людей, которые нас совсем не знают. Но нам велит Христос проповедовать о Нем там, куда Он нас поставил. И если даже кто-нибудь из вас – единственный христианин в цеху, в бюро, в школе, на фабрике, в той группе, среди которой вы работаете или живете, – то вовсе не следует жаловаться. Напротив, рассматривайте это как призыв Христа: «Иди, и каждый день говори людям, которых ты встретишь, что Я сделал для тебя».

40–56 ИЗЛЕЧЕНИЕ ЕДИНСТВЕННОЙ ДОЧЕРИ (Лк.8:40–42 и 49–56)

3десь ясно звучит радость после печали, Лука тонко изображает трагичность смерти девочки. Это чувство усугубилось следующими обстоятельствами:

а) Она была единственной дочерью у родителей. Об этом поведал только Лука: угас ясный свет родителей.

б) Ей было всего двенадцать лет. Это значит, что она как раз стояла на пороге зрелости, потому что на Востоке дети развиваются быстрее, чем на Западе. В этом возрасте она, возможно, уже помышляла о замужестве. И вот заря жизни внезапно обратилась в ночь.

в) Иаир был начальником синагоги, то есть он был ответственный за синагогу и за проведение богослужений. Он достиг самого высокого положения и уважения в глазах своих соплеменников, был, несомненно, состоятельным человеком, который приложил немало усилий, чтобы подняться по общественной лестнице и удовлетворить свое земное честолюбие. И вдруг жизнь, давшая ему щедрой рукой все возможное, казалось была готова отнять у него – как это часто бывает – самое драгоценное. Вся эта история проникнута печалью жизни.

Уже пришли плакальщицы в дом. Нам это может показаться надуманно отталкивающим. Но пригласить таких платных плакальщиц было знаком уважения к умершему, и люди никогда не пренебрегали этим обычаем. Девочка умерла. Все в этом были уверены. Но, тем не менее, очевидно, что Иисус вернул девочке жизнь. Необходимо отметить очень практический момент. Иисус повелел сразу же дать девочке поесть. Может быть, Он думал при этом столько же о матери, сколько и о девочке. Столь резкая смена боли, вызванной смертью дочери, радостным шоком от ее воскресения вполне могла вызвать у нее крайнее нервное истощение. Чтобы спасти человека, важно занять его чем-нибудь. Может быть, что Иисус в Своей отзывчивой мудрости, столь хорошо знавший человеческую природу, просто хотел дать перевозбужденной женщине занятие, чтобы успокоить ее. Но еще больший интерес представляет для нас в этом рассказе Иаир.

1) Он явно был человеком, который мог подавить свое самолюбие. Он ведь был начальником синагоги. К этому времени двери синагоги уже закрывались для Иисуса, если они еще не совсем закрылись для Него. Иаир вероятно не обожал Иисуса и, должно быть, считал Его нарушителем закона. Но, когда у него возникла острая нужда, он смирился и обратился за помощью к Иисусу.

В знаменитой «Песни о Роланде», Роланд рыцарь императора Карла Великого, во время его испанского похода а 778 г. со всем арьергардом был окружен и уничтожен сарацинами в Ронсевальском ущелье. У Роланда был рог Олифан, отнятый им у великана Ятмунда, звук которого был слышен за 48 км. Звук его был столь силен, что при нем птицы падали на землю мертвыми. Оливье, друг Роланда, умолял его затрубить, чтобы император Карл услышал, вернулся и помог им. Но Роланд был слишком горд, чтобы просить помощи. А его воины один за другим пали в битве, и, наконец, остался в живых он один. И лишь тогда, умирая напряг он все силы и затрубил в рог, и Карл Великий, услышав его звук, поторопился назад на помощь Роланду. Но было уже поздно – Роланд был мертв, потому что он был слишком горд, чтобы вовремя просить о помощи.

Легкомысленные считают, что они сами являются хозяевами своей жизни. Но люди лишь тогда станут причастниками чудес и милосердия Божия, если они подавят свое самолюбие и смиренно признают свое бессилие самостоятельно добиться всего. Поэтому люди должны обратиться к Богу и поведать Ему свои нужды. Просите и дано будет вам, но без этого нельзя рассчитывать на то, что что-нибудь будет дано.

2) Иаир, несомненно, был человеком веры. Каковы бы ни были его личные чувства, он не совсем солидаризировался с причитаниями женщин-плакальщиц: и он и его жена вошли в комнату, где лежала дочь. Он уповал на чудо. Душа его, несомненно, волновалась: «В конце концов, никто не знает, что может сделать этот Иисус». И мы не знаем всего, что может сделать для нас Иисус. В самые мрачные дни мы можем уповать на Его непостижимые сокровища, неисчерпаемое милосердие и непобедимую силу.

НЕ УТАИЛАСЬ В ТОЛПЕ (Лк.8:43–48)

Эта история произвела чрезвычайное впечатление на раннехристианскую Церковь. Полагали, что эта женщина была язычницей из Кесарии Филиппийской. Евсевий, крупный историк церкви (около 300 г. по Р. Х.) сообщает, что по преданию эта женщина воздвигнула в своем родном городе статую в ознаменовании ее выздоровления. Говорили, что эта статуя стояла там и до времени императора Юлиана, пытавшегося восстановить поклонение языческим богам, который и разрушил статую, а на ее месте поставил свою, но что его статуя была разрушена громом небесным.

Стыд и трепет женщины основывались на том, что по закону она была нечиста (Лев. 15,19–33). Ее кровотечение просто-напросто изолировало ее от общества. Именно поэтому она не подошла открыто к Иисусу, а подкралась в толпе к Нему сзади; и поэтому вопрос Иисуса о том, кто прикоснулся к Нему, так ошеломил ее.

Одежда всех набожных иудеев была украшена по краям кистями, в четырех же расположенным по краям кистях была вставлена синяя нитка (Числ. 15,37–41; Втор. 22,12). Каждый раз, когда иудей одевался, они должны были напоминать ему, что он принадлежит к избранному народу и обязан выполнять закон Божий. Позже, когда жизнь иудеев была в постоянной опасности, они носили эти кисти на нижнем белье. Иудеи и сегодня еще соблюдают этот обряд и носят кисти с синей нитью на шалях, которые они набрасывают на плечи и голову во время молитвы. Но во время Иисуса их носили еще на верхней одежде, и к одной из этих кистей и прикоснулась больная женщина.

И снова мы встречаем специфические для Луки-врача замечания. Марк говорит, что эта женщина «много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у нее, и не получила никакой пользы», а состояние ее даже ухудшилось (Мк.5:26). Лука не приводит последнюю часть предложения, потому что предпочел не осуждать врачей.

Интересно отметить, что с того момента, как Иисус оказался лицом к лицу с этой женщиной, как будто никого, кроме Иисуса и женщины, не было. Но ведь все это произошло среди толпы; но она забыта и Иисус говорил с женщиной так, как будто в мире была только она. Она же была бедной никому не нужной страдалицей, и именно этой никому не нужной женщине уделил Иисус все свое внимание.

Мы ведь готовы прикреплять к людям ярлыки и относиться к ним в соответствии с тем положением, которое они занимают в обществе. Для Иисуса же не существовало никаких искусственно нацепленных ярлыков. Будь то он или она – они были для Него страждущими душами. Любовь никогда не оценивает людей в зависимости от их роли в обществе.

Однажды в гости к Томасу Карлейлю пришло важное лицо. Карлейль был занят работой и его не должно было отрывать от дела, но его жена согласилась провести гостя наверх и чуть-чуть приоткрыла дверь, чтобы он мог, по крайней мере, увидеть мудреца. Она открыла дверь и они увидели Карлейля, погруженного в свою работу и забывшего все остальное – он писал те самые книги, которые сделали его знаменитым. «Вот это Томас Карлейль, человек, о котором говорит мир, и он – мой муж». Жена его в этот момент смотрела на Карлейля не как на знаменитого человека, а как на любимого ею мужа.

Почти все люди посчитали бы, что эта больная, нечистая женщина из толпы даже не достойна их внимания. Для Иисуса же она была страждущей женщиной, которой нужна помощь, и поэтому Он, как мы видели, совершенно забыл о толпе и уделил ей все свое внимание. «Бог любит каждого из нас так, как будто Он любит только одного». 

Источник: АЗБУКА ВЕРЫ  Православная энциклопедия .

 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ