О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
КОРДОЧКИН Андрей (протоиерей)
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

Андрей Иштванович МИКИТА: аудио

1. 1. Андрей Микита: Песнь Богородицы - Скачать

Сейчас уже можно сказать, что лучше всего у меня получается музыка со словом. В слове я нахожу для себя не только смысл, но и чувствую фонетическое его звучание, которое отражается в сочинённой мной музыке и как бы объективирует её. Предлагаю послушать «Песнь Богородицы» на стихи Бунина в исполнении солистки петербургского Михайловского оперного театра Натальи Мироновой.



2. 2. Андрей Микита: Ромео и Джульетта (Побочная партия) - Скачать

В прошлом году по заказу Московской филармонии я сделал очень необычную и ответственную работу – написал концерт для виолончели с оркестром П.И.Чайковского! Действительно, без шуток, я изложил музыку фантазии «Ромео и Джульетта» в виде виолончельного концерта, написав совершенно новую партитуру и при этом, не изменив ни одной ноты Чайковского (вставил только две каденции, как правило, обязательные в концерте, где солист должен продемонстрировать свою виртуозность). Вся затея была, конечно, из-за гениальнейшей темы любви - одной из лучших тем в мировой музыке. По моему мнению, не беспристрастному, естественно, эта тема у виолончели соло звучит даже лучше, чем в оригинале, за счёт большей гибкости солирующего инструмента. Можно послушать эту тему в исполнении лауреата первой премии XIII конкурса Чайковского виолончелиста Сергея Антонова и дирижёра Фабио Мастранжело.



3. 3. Андрей Микита: Концерт на темы Грига. Финал - Скачать

Уж если я заговорил о взаимодействии с музыкой великих композиторов, хочу рассказать о своём «сотрудничестве» с Григом. У него есть знаменитый фортепианный концерт ля минор, который, я думаю, на слуху у всех любителей классической музыки. А вот второй его концерт остался лишь в набросках. Используя эти наброски, я написал свой фортепианный «Концерт на темы Грига». Послушайте финал этого концерта в исполнении профессора Московской консерватории Александра Фоменко.



4. 4. Андрей Микита: Литургия красоты - Скачать

Одним из лучших своих сочинений я считаю кантату «Литургия красоты» на стихи Бальмонта, в частности, её заключительную часть. Послушайте, пожалуйста, эту музыку в исполнении Тамбовского камерного хора под управлением Владимира Козлякова и солиста Игоря Данилова.



5. 5. Андрей Микита: Тропарь Успения - Скачать

В последнее время я стараюсь сочинять как можно проще и доступней как для исполнителей, так и для слушателей. Но не всегда это получается. Вероятно потому, что я избалован общением с высококлассными хоровыми коллективами, которые многое могут петь «с листа».



6. 6. Андрей Микита: Сам един еси бессмертный - Скачать

Ещё одну тенденцию развития я вижу в вовлечении в интонационную сферу русской духовной музыки национальных фольклорных интонаций. В грузинском и греческом церковном пении эти интонации и сейчас присутствуют. Я сделал такую попытку интонационного и стилевого совмещения с русским фольклором. Прямую и наглядную. Соединил академический хор и народный ансамбль в песнопении «Сам един еси бессмертный». Послушайте, что получилось, в исполнении Московского синодального хора под управлением Алексея Пузакова и фольклорного коллектива «Ансамбль Дмитрия Покровского».



7. 7. Андрей Микита: Утешение - Скачать

Не считая себя исключительно религиозным композитором, всё же хочу предложить вашему вниманию свою фортепианную пьесу «Утешение», в интонационной основе которой лежит мелодия воскресного тропаря чётного гласа «Воскрес из гроба». Исполняет профессор Московской консерватории Михаил Петухов.



8. 8. Андрей Микита: Гимн Богородице - Скачать

В концертной духовной музыке происходит постепенное присоединение к хору, поющему богослужебный текст, различных инструментов, солирующих и аккомпанирующих. Под влиянием митрополита Илариона я, например, в своём «Гимне Богородице» ввёл орган. Послушайте: Московский синодальный хор и Фёдор Строганов (орган).



9. Андрей Микита в программе «Светлый вечер» на «Радио Вера» часть 1 - Скачать


10. Андрей Микита в программе «Светлый вечер» на «Радио Вера» часть 2 - Скачать


Андрей Иштванович МИКИТА (род. 1959) - композитор: Интервью | Статьи | О Музыке | Аудио | Фотогалерея.

Андрей Микита в программе «Светлый вечер» на «Радио Вера»

Разговор шел о музыке вообще и о духовной музыке в частности. Наш гость рассказал о том, как стал композитором, как музыка привела его к вере, какие современные духовные музыкальные произведения исполняется сегодня в храмах, а также о написании музыки для хора и симфонического оркестра на известные тексты Бориса Гребенщикова.

Ведущие: Алла Митрофанова, Алексей Пичугин

А. Пичугин: Здравствуйте, добрый вечер, дорогие друзья! Здесь, на радио «Вера», Алла Митрофанова…

А. Митрофанова: Добрый светлый вечер!

А. Пичугин: …и Алексей Пичугин. А в гостях у нас Андрей Микита, композитор. Здравствуйте!

А. Микита: Здравствуйте.

А. Митрофанова: Добрый вечер! Спасибо, что пришли! У нас сегодня традиционно эфир будет проходить, перемежаться беседой и музыкальной композицией, мы очень это любим. Такой действительно светлый вечер.

А. Пичугин: В одном из Ваших интервью Вы очень интересно рассказывали о том, как начали заниматься музыкой. Сразу вырисовывалась такая картинка красивая русской природы, Владимира Ильича Ленина, на секундочку, тоже. Вот расскажите, пожалуйста, эту историю, потому что, думаю, что это интервью далеко не все читали.

А. Митрофанова: Неожиданная такая, да.

А. Микита: Да, Вы знаете, ну, история, факты такие, что я родился в городе Ленинграде, но моего отца распределили после окончания Гнесинского института, как тогда он назывался, в город Кострому, и там прошло мое детство - на реке Волге. И, соответственно, я там по Волге катался на пароходах. И во времена моего детства еще ходили такие дореволюционные колесные пароходы, которые лопастями шлепали по воде. И вот, катаясь на пароходе, я уловил какой-то такой ритм и какие-то звуки. Мне казалось, что они, эти лопасти корабля, говорят слово «Ильич». А поскольку довольно мы жили в обществе таком, полном пропаганды…

А. Митрофанова: Это начало 60-х, да?

А. Микита: Да, 1962-й или 1963-й год… то Ильич у меня сразу с ассоциировался с Владимиром Ильичем Лениным, и я написал первое свое произведение - песню, которая называлась… сейчас не помню, называлась ли она, но стихи мои - «Ильич, Ильич, Ильич», - стучат колеса корабля, «Ильич, Ильич, Ильич», - шумят знамена Октября».

А. Митрофанова: (Смеется.) Так! И что было дальше с этим дивным творением?

А. Пичугин: А Вы же сами положили его на музыку, да?

А. Микита: Да, да, тут стихи и музыка были мои. (Смеется.)

А. Пичугин: То есть Вы уже в три-четыре года что-то могли, что-то знали?

А. Микита: Ну, конечно, насколько я понимаю, мне мама помогала, которая… у нее было семь классов музыкальной школы, и она… То есть записывать я точно не мог, записывала мама. Но мой какой-то творческий посыл был, безусловно. Так бы она не стала за меня сочинять. А потом она этот опус и еще несколько каких-то послала Кабалевскому в Москву. Кабалевский тогда был, в общем, по детской музыке и детскому музыкальному образованию самый главный человек. И он, несмотря на занятость, он ответил. Он ответил и сказал, что «да, это талантливые пьесы, и мальчику надо заниматься музыкой». И, таким образом, собственно, вот, можно сказать, Кабалевский определил…

А. Пичугин: Дал путевку в жизнь!

А. Микита: Да, да, да.

А. Митрофанова: Так все началось - с Ильича, парадоксальным образом. А теперь Вы пишете музыку духовную, и ее исполняют разные хоровые коллективы, которые поют именно в этом направлении, поют на клиросе и так далее.

А. Микита: Ну, да. Ну, я должен сразу сказать, что. Во-первых, духовную музыку я пишу, действительно, очень давно. И начал это я еще до того, как стало это модно. Был период моды, связанный с Тысячелетием празднования… Тысячелетием Крещения Руси, когда многие просто, и я… ну, нет, я - чуть пораньше, но многие обратили внимание на то, что вот есть православие, тысячелетняя история и так далее, многие композиторы.

А. Митрофанова: Есть такая тема, условно говоря.

А. Микита: Да, да. И буквально десятки советских тогда композиторов к этой теме обратились. Ну, к тексту относились примерно как к стихам любого поэта, то есть очень свободно, и не вникая в суть, и совершенно не имея представления о богослужебной функции этих текстов. Поэтому очень смешные там были…

А. Митрофанова: А Вы тоже так начинали?

А. Микита: Нет, Вы знаете… Я вот… Сейчас я расскажу, как я начинал. Просто я сейчас вспомнил одну херувимскую в ритме танго. (Смеются.)

А. Митрофанова: Слушайте, это, практически, фокстрот «Аллилуйя», прошу прощения!

А. Пичугин: Услышать где-то можно?

А. Митрофанова: Вообще, интересно, да. Но как-то… Не знаю…

А. Микита: Нет, Вы знаете, я довольно уже долгое время занимаюсь организацией разных концертов, в том числе хоровых и духовной музыки, и этого автора… В принципе, у него не только такое - у него была и хорошая музыка, которую можно было исполнить и без… на полном серьезе. Но просто он не отдавал отчета, что хорошо, что плохо, что можно, что нельзя. Это вот такое было, в принципе, девственное мировоззрение в советское время…

А. Пичугин: Но это эксперимент? Может быть…

А. Микита: Нет, это не эксперимент. Просто он… ну, просто не понимал.

А. Пичугин: Сейчас бы мы назвали это экспериментом.

А. Микита: Сейчас, возможно, да. Но он тогда писал совершенно искренне.

А. Пичугин: Может быть, не в церкви, а, может быть, на каком-то концерте духовной музыки это было бы интересно услышать?

А. Микита: Ну, я не знаю. Дело в том, что когда мне попали эти ноты - я делал отбор, вот эту, в фокстроте, я не рекомендовал к исполнению. А он профессор Консерватории был, ну, то есть известный, известный композитор. Сидельников, вот, (нрзб.). Николай Сидельников.

А. Пичугин: А-а! Да-да-да.

А. Митрофанова: Расскажите, как у Вас начался путь в направлении духовной музыки. 1987-й год - ну это действительно раньше, чем такой тренд.

А. Микита: Да. Но в 1987-м - это первое сочинение, а само как бы обращение произошло в 1986-м. И тут - я это тоже часто рассказываю, потому что, занимаясь музыкой духовной, я своим примером иллюстрирую ее миссионерское значение. Я в 1986-м году услышал Всенощную Рахманинова в концерте - это был Малый зал Филармонии в Ленинграде. Пел хор, Камерный хор под управлением Минина. Причем, в афише слово «Всенощная» не фигурировало тогда, а писалось просто «опус 37», «Рахманинов, опус 37». Я даже не знал, что это такое, просто пришел на концерт. И вот когда я услышал эту музыку, просто вот у меня душа перевернулась, я разрыдался прямо в зале…

А. Митрофанова: То есть она принципиально отличалась от всего другого, что Вы слышали?..

А. Микита: Ну, да, конечно. Отличалась и музыкой самой, интонацией, и текстом.

А. Пичугин: Это в Москве было, да?

А. Митрофанова: Нет, это было в Ленинграде.

А. Микита: Нет, Ленинград, Малый зал Филармонии, 1986-й год.

А. Пичугин: А, это в Ленинграде. Говорят, что вся музыкальная Москва собиралась в храме Всех Скорбящих Радости на Ордынке, где был настоятелем архиепископ Киприан Зернов. Он ввел эту традицию - по-моему, до сих пор она существует: «Всенощная» Рахманинова и «Литургия» Чайковского… Вот вся совершенно неверующая, но образованная музыкальная Москва, такая классическая Москва собиралась в этом храме слушать…

А. Микита: Ну, я об этом не знал, хотя я учился в Московской консерватории до 1984 года, потом два года в армии был, и с 1986-го - в аспирантуре, ну, и потом уже, в общем-то, в Москве. Я узнал об этом уже позже. И до 1986 года я был обычный советский студент, и…

А. Митрофанова: То есть это водораздел - встреча с музыкой Рахманинова, опусом 37, получается?

А. Микита: Это водораздел, да. Да, да, да.

А. Митрофанова: Неужели это настолько серьезный был переворот в сознании?

А. Микита: Ну, Вы знаете, я так думаю, что я был как-то готов к этому. То есть это… Безусловно, в принципе, любой композитор, искренне этим занимающийся, он как-то думает, о смысле жизни. Если вопросы жизни и смерти, они от творчества неотделимы настоящего. И, конечно, я тоже на эту тему думал. И та литература, которая мне попадалась (там обычно она была… буддистской тогда она была)… То есть я как-то искал, но не находил. И вот… Но я был готов, готов принять. И когда вот это я услышал, она просто упала на почву, которая была готова.

А. Митрофанова: И что было дальше? Какие Вы шаги предприняли?

А. Микита: Ну, я вот стал пытаться искать записи, ноты… Стал сам, естественно… Вот первое мое сочинение - очень подражательное Рахманинову. Потом, изучая, допустим, Московскую Синодальную школу, Кастальский, Чесноков - тоже как-то я стал погружаться. Ну, первая музыка - она такая подражательная, там можно и Бортнянского услышать партесное пение. То есть вот как бы… так я искал. Ну, потом я крестился, воцерковился.

А. Митрофанова: Это было логичным продолжением того, чем Вы начали заниматься, или это было как-то вот?..

А. Микита: Ну, это все вместе. То есть я понял, что есть Бог, есть Бог христианский, что есть православие…

А. Митрофанова: Через музыку.

А. Микита: Ну, первый толчок был - музыка, да. И кончилось тем, что я стал петь в церковном хоре тем голосом, который у меня есть. Но поскольку в то время - это еще, в принципе, был конец советского времени - музыкально образованных людей в церкви было, в общем-то, мало (это сейчас практически все поют, церковные хоры, да)…

А. Митрофанова: Ну, так или иначе, да. Народный хор привлекают.

А. Микита: А тогда вот это меня взяли, я пел, и через это я изучил как бы изнутри церковное пение. И что я считаю для композитора, пишущего духовную музыку, очень необходимым даже.

А. Пичугин: А давайте послушаем.

А. Микита: Предлагаю послушать как раз вот связанное с этим периодом песнопение «Богородице, Дево, Радуйся!» на основе греческого распева. Но там есть очень такой хитрый композиторский прием: в то время как звучит у солиста греческий распев в неизменном виде, мужской хор этот текст пропевает два раза. Это уже моя авторская музыка. Имелась в виду такая моя, может быть, умозрительная идея, что это песнопение в какие-то периоды богослужения три раза должно исполняться. Вот чтобы оно не три раза исполнялось…

А. Митрофанова: …а один раз…

А. Микита: …а за один раз проходил три раза.

А. Пичугин: Интересно, интересно, да.

(Звучит «Богородице, Дево, Радуйся!»)

А. Пичугин: Напомню, композитор Андрей Микита в гостях у радио «Вера». Андрей, скажите, пожалуйста, а как Вы думаете, насколько авторские произведения церковной музыки ныне возможны, употребимы за богослужением, или большинство из них все-таки пишется для исполнения в каких-то концертных мероприятиях?

А. Микита: Ну, я могу сказать, что, конечно, чтобы за богослужением музыка исполнялась, автор действительно должен представлять место авторской музыки в богослужении, то есть конкретное место службы и примерное время, сколько это может занимать. Я в 2009-м году познакомился с митрополитом Илларионом Алфеевым (он тогда не был еще митрополитом), и, по его предложению, под его руководством, был создан такой сайт - «Церковный композитор», и там, в общем, современная музыка духовная, и богослужебная, и концертная - там ее можно послушать. Но вот митрополит мне рассказывал, что он написал литургию именно под то, как он служит, под свой темп служения. Это, конечно, идеал для богослужебной музыки - когда человек четко знает.

А. Пичугин: А он сам ее служил, интересно?

А. Микита: Да, он под свою музыку очень часто служит. (Смеются.)

А. Митрофанова: Интересно. А много вообще композиторов, которые занимаются духовной музыкой? Вот на Вашем сайте много ли людей представлено?

А. Микита: Ну, Вы знаете что… В принципе, композиторы сейчас - они… Ну, не уверен, что так уж четко разделяются, просто есть композиторы действительно образованные, потому что знают богослужения и пишут музыку вообще… То есть без конкретной привязки. Мне кажется, это высший пилотаж - когда ты не разделяешься, а именно вот… И я могу… Ну, моя музыка довольно часто звучит в храмах, но я могу назвать, допустим, композитора Владимира Файна, у которого музыка только звучит в храмах, но он целый открыл… В Харькове он живет, работает только в этом жанре, и он такую русскую полифонию делает.

А. Митрофанова: Это что такое?

А. Микита: Это значит, он… Есть «Херувимская» в виде фуги.

А. Митрофанова: Интересно.

А. Микита: Да, интересно. И при этом это очень красивая музыка. Кому она попадает, все хоры ее с удовольствием поют. Единственное, поскольку полифония, не так легко это петь. Но…

А. Митрофанова: Хор должен быть высокопрофессиональным для этого?

А. Микита: Да, да. Но у него «Херувимских» штук 25, например. То есть человек исключительно здесь работает. Я могу назвать такого композитора, который как бы нацелен на богослужебную. А есть масса других, которые пишут музыку концертную, но, мне кажется, она тоже важна - именно вот с такой миссионерской точки зрения, о которой я Вам рассказал в самом начале.

А. Митрофанова: Да, это такой важный момент.

А. Пичугин: Но Вы можете представить себе, что вот это Ваше произведение - ну вряд ли его будут исполнять в храме с богослужением, это, скорее, для каких-то концертных мероприятий?

А. Микита: Ну, Вы знаете, мне кажется, сейчас ведь вот это разделение - оно наследие, по-моему, советского времени, когда людей, ходящих в храм, было очень мало, и, в общем-то, эстетически образованных людей тоже было мало, только какие-то избранные храмы в Москве и Петербурге (Ленинграде). А сейчас, еще с развитием средств массовой информации, все люди очень, мне кажется, много чего слышали, их…

А. Митрофанова: …ничем не удивишь! (Смеется.)

А. Микита: Не удивишь, да! Например, для меня очень ценно, что Патриарший хор Храма Христа Спасителя на тех богослужениях, которые транслируются на всю страну (Рождественское и Пасхальное), - ну, в Рождественском, в данном случае, поют песнопение «Странное Рождество» Свиридова. Это, в общем, такой мировой шедевр хоровой. Но Свиридов, конечно, не писал это для Церкви, он писал просто, что называется, для себя.

А. Митрофанова: Такая черта времени тоже, да, интересная.

А. Микита: Так что современная музыка вполне может звучать в храме. И я еще должен вот, наверное, такую мысль провести в Вашей передаче, что хорошая и искренняя современная духовная музыка - она глубже, я бы сказал, истовей, чем музыка композиторов XIX века. Почему? Потому что в XIX веке православие было государственной религией, и, в принципе, все было так… благостно. Поэтому музыка, там, Никольского или, там, Архангельского - она очень красивая, замечательная, но она… она благостная.

А. Митрофанова: А сейчас?

А. Микита: Вот мы - мы знаем период мученичества, новомучеников. Эти люди очень близко к нам, я знаю прямых потомков их.

А. Митрофанова: Да, да. Наши современники.

А. Микита: А в те времена мученики были где-то в Римской империи, тысячу лет назад, и, в общем, далеко. А вот те, кто это действительно значит о новомучениках и это переживает, естественно, это отражается. Поэтому я всячески пропагандирую современную… (Смеется.)

А. Пичугин: То есть в ХХ веке был такой водораздел?

А. Микита: Да.

А. Митрофанова: Сейчас, получается, нерва больше, да, в музыке? Больше какого-то личного, как это сказать…

А. Микита: Личного, безусловно, больше… Ну, в музыке без личного невозможно.

А. Митрофанова: …выстраданности. Выстраданности, да?

А. Микита: Да, пережитости, да. Именно личной пережитости. А музыка без личностного - она не может быть. Ее, как бы ты ни хотел бы объективным, в музыке, ну, как, в общем-то, и везде, ты не можешь. Поэтому личность композитора - она всегда, в любой ноте.

А. Пичугин: Скажите, а вот люди, которые стоят в храме и молятся, они всегда могут это осознать и понять?

А. Микита: Нет, музыка действует, прежде всего, на подсознание. И в этом плане это, конечно, очень мощное средство становления личности. Потому что - ну, это все замечали, - военная музыка поднимает дух, и люди идут на бой. То же самое музыка богослужебная - она за счет именно интонаций… Даже текста - в меньшей степени, текст - он как бы оформляет это логически. А самое главное - это интонация, которая в нас проникает на подсознании. И, собственно, интонации - они и формируют нашу личность. Почему, допустим, мир кажется более агрессивен? За счет как раз вот массовой музыки, очень интонационно агрессивной или примитивной - там, возьмем вот рэп, да? Это все не безвредно. Это не эсте… Вот в Интернете музыка большей частью находится в разделе «Развлечения» - «Entertainment». Но это не развлечение. На самом деле это средство воспитания. Не то, что средство, а… То есть когда ты слушаешь музыку, ты от нее никуда не можешь убежать - она тебя формирует. И поэтому многие поколения, и в чем, собственно, одно из проявлений глобализации - это не компьютеры и мобильные телефоны, - это массовое воздействие однотипной музыки, практически на всех, от племен Африки до кого там… каких-то интеллектуалов в Сорбонне.

А. Пичугин: А Вы сами работаете в подобных жанрах, в современной музыке?

А. Микита: Ну, вот, наверное, Вы имеете в виду громкое исполнение моей оратории «Семь песен о Боге» по мотивам песен?..

А. Пичугин: Нет, не с БГ, не про БГ как раз, мы про БГ еще поговорим.

А. Митрофанова: Мы поговорим обязательно, да.

А. Пичугин: Я, скорее, про именно Ваши работы в каких-то современных, не классических жанрах.

А. Микита: Ну, Вы знаете что, вот когда я обратился к православию, у меня был момент такой шизофрении лет десять - то есть я писал музыку церковную и музыку обычную, которую я привык писать, и чему меня учили в консерватории. И постепенно эти две сферы стали сближаться, и вот уже где-то в XXI веке это, в общем-то, сблизилось, и я могу сказать, что сейчас я пишу религиозную музыку, в целом. Она может быть на богослужебные тексты, она может быть инструментальной, без всякого текста, она может быть интонационно связана с богослужением. Например, у меня есть для фортепиано произведение «Утешение», там в основе лежит мелодия Воскресного Тропаря обиходного. Такой отсыл интонационный. Но есть музыка…

А. Митрофанова: «Обиходный Тропарь» - это надо пояснить. Имеется в виду распев, который…

А. Микита: Распев, который поется по воскресеньям. Их существует восемь, восемь гласов. Они пришли к нам, в общем-то, из Знаменного распева. Они зафиксированы нотно, то есть в сборниках богослужебного пения они присутствуют. Вот один из этих мотивов я положил в основу - ну, там, развивал его, в общем-то, обращался как с темой для музыкальных вариаций, скажем так, да?

А. Пичугин: А сами слушаете вообще такую музыку? Ну, какую-то другую - современный джаз, рок? Ходите на концерты? Может быть, в машине где-то?

А. Митрофанова: Вы вот доцент, я смотрю, кафедры компьютерной музыки, как о Вас сообщает справка биографическая в Интернете. И было бы интересно тоже, чтобы Вы об этом рассказали - что такое компьютерная музыка?

А. Микита: Ну, Вы знаете, сейчас я работаю на другой кафедре - на кафедре композиции.

А. Митрофанова: Имеется в виду, Академии Гнесиных?

А. Микита: Гнесиных, да. Но дело в том, что - был такой тоже период в моей жизни, и очень полезный для меня, - что, во-первых, я изучил программы, которые связаны… Ну, сейчас я пользуюсь программами нотного набора, то есть каждый - сам себе издатель. Сейчас уже… Также музыка там для театра и кино - в основном она делается на компьютере, живых музыкантов редко кто может себе позволить. Эти все технологии я изучил, частично использовал, частично обучал этому студентов. И, в общем, я, несмотря на свой уже возраст за 50 лет, достаточно могу говорить на одном языке с молодыми в этой области, потому что на самом деле разрыв-то очень большой. Технологический прогресс ставит очень большие границы между поколениями, и многие коллеги моего возраста - они просто очень мало что понимают, а вот…

А. Митрофанова: Вы от этого не дистанцировались?

А. Микита: Я не дистанцируюсь, потому что это… ну, это полезная вещь для композитора.

А. Митрофанова: Как-то обогащает, Вы хотите сказать, да, компьютеризация?

А. Микита: Меняет, да. Потому что…

А. Митрофанова: Точно?

А. Микита: Ну, прежде всего, та музыка в компьютере существует в очень таком изощренном графическом виде, и ты какие-то можешь вывести закономерности, грубо говоря, через глаза, это иногда помогает.

А. Пичугин: Давайте слушать музыку.

А. Микита: Давайте. Ну, я тогда, знаете что, вот, может быть, фрагмент фортепианной пьесы под названием «Утешение» на основе Воскресного Тропаря. Играет профессор Московской консерватории Михаил Петухов.

(Звучит фортепианная пьеса «Утешение».)

А. Митрофанова: Добрый вечер еще раз! Алексей Пичугин, я - Алла Митрофанова, в программе «Светлый вечер» на радио «Вера».

А. Пичугин: Здравствуйте.

А. Митрофанова: И Андрей Микита, композитор, автор многочисленных произведений в области духовной музыки, сегодня у нас в эфире, и мы продолжаем разговор о Вашем творчестве. Вы уже упомянули в первой части программы Бориса Гребенщикова, и Ваш опыт работы с этим музыкантом, исполнителем и автором - «Семь песен о Боге», так называется Ваша с ним, как я понимаю, совместная…

А. Микита: …оратория.

А. Митрофанова: Да, расскажите об этом.

А. Пичугин: Это была совместная работа? Или просто Вы взяли несколько произведений Гребенщикова и уже дальше сами с ними работали?

А. Микита: Нет, это, конечно, нельзя назвать совместной работой. Был 2012-й год, праздновалось довольно широко 40-летие группы «Аквариум», которой Гребенщиков много лет руководит. И одной журналистке, которая была большой поклонницей Гребенщикова, как-то пришла в голову идея, что - вот есть такой термин «кавер-версия», то есть перепевание песен в разных других форматах, - в том числе, сделать это для хора. Она обратилась в Синодальному хору и его руководителю Алексею Пузакову, с которым я дружу много лет. Ну, вот он как-то заинтересовался, предложил мне. Но самым толчком было то, что Михаил Плетнев дал для этой записи свой оркестр - Российский национальный оркестр.

А. Митрофанова: Как все с энтузиазмом отнеслись! (Смеется.)

А. Пичугин: Как все любят Гребенщикова!

А. Митрофанова: Кстати, здорово, хорошо!

А. Микита: Нет, я даже не знаю, в чем были его мотивы, но оркестр - один из лучших в стране…

А. Митрофанова: Безусловно! И в мире!

А. Микита: Да. И, конечно, это был такой толчок, что я могу написать для хора и оркестра, и это сыграют такие мастера, что мне, в общем-то, было все равно, честно говоря, что писать в тот момент.

А. Митрофанова: А Гребенщиков как отнесся к этой идее?

А. Микита: Нет, ну, слушайте, слушайте. Тогда он был карт-бланш, то есть делать с его песнями кавер. Это тоже называлось «кавер-версия». Вот я ее написал и выбрал песню «Сокол». И вот ее записали, и в рамках этого проекта она была выложена в Интернет.

А. Митрофанова: «Если долго плакать…» - вот, по-моему, эта, да?

А. Микита: Да, да. И вдруг она вызвала шквал просто откликов, и выяснилось, что гигантское количество людей вообще никогда не слышали хор и оркестр. Вообще. Они стали писать в Интернете. И буквально встречались тысячами отклики, тысячами: «Как это прекрасно - хор и оркестр!» (Смеется.)

А. Митрофанова: В смысле, вместе - когда хор и оркестр вместе исполняют?..

А. Микита: Да, да. Исполняют музыку, которая им знакома, то есть текст и мелодию. И тут пришла идея, что раз такой отклик, и, имея в виду действительно мою миссионерскую идею сделать что-то более крупное, и вот тогда действительно я обратился к Гребенщикову, сказал, что такая идея. Он дал мне разрешение на выбор любых песен, но песни были выбраны именно религиозного содержания. Ну, у Гребенщикова там разные метания по разным как бы религиям, но тексты, которые я отобрал, они, я бы сказал, есть и с евангельскими цитатами, а есть, в общем-то, универсальные, о которых нельзя сказать, что они антиправославные и так далее, это просто тексты. И я с ними обращался, как, ну, там, с текстом Пушкина, то есть вот какое-то…

А. Митрофанова: Какое хорошее сравнение!

А. Микита: Нет, я к чему? Что потом меня многие винили: «Как Вы посмели взять тексты Гребенщикова? Он такой-сякой, пятый-десятый!», да? Вот Пушкин тоже был «такой-сякой, пятый-десятый», да?

А. Пичугин: Обычно у нас, как и Пушкин, в определенном направлении творчества Борис Борисович - тоже личность неприкасаемая. Ну, не важно. Я хочу сказать, что в области текста - там, если непредвзято, те тексты, которые я взял, там ничего антихристианского, антиправославного нет - наоборот, они символически на эту тему говорят.

А. Митрофанова: Собственно, песня «Сокол» - тоже, она же потрясающе глубокая. Это такая метафора…

А. Микита: Метафора - да, в принципе, да. И, конечно, мы обсуждали это с руководителем Синодального хора, который еще более, что называется, «в теме», чем я. И, в конечном счете, это мероприятие благословил митрополит Илларион. То есть все, в общем-то, как бы… И, хотя сперва были противники, и были активные выступления - там даже мы боялись, что премьера будет сорвана, потому что там были такие фанатичные люди…

А. Митрофанова: Ничего себе!

А. Микита: …которые, возможно, хотели сорвать это…

А. Митрофанова: Ну, 2012-й год - он вообще таким острым был на события, да.

А. Микита: Да. А с той поры, хотя это очень дорогостоящее мероприятие - там, кроме хора академического, еще византийский ансамбль должен поучаствовать, который выполняет роль «над…», ну, вневременной музыки. Они поют текст Гребенщикова, переведенный на греческий, - ну, естественно, в византийской манере.

А. Митрофанова: Ого!

А. Микита: У нас мало кто поет, поэтому первые хоры из Греции приезжали, из Румынии ансамбль. То есть я к чему? Что это, чтобы исполнить, очень много денег надо - нрзб, два оркестра, два хора, причем, один заграничный. Но, тем не менее, это уже исполнялось пять раз, в разных городах России, и в общем, с неизменным успехом и с результатом духовным, я бы сказал.

А. Митрофанова: А каким духовным результатом?

А. Микита: А тем, что чисто эстетически действительно многие люди впервые приходят послушать хор и оркестр. И потом понимают, что это действительно прекрасно, и, в общем, начинают ходить на другие концерты.

А. Митрофанова: То есть начинается интерес, Вы хотите сказать, к духовной музыке и через это - к духовной жизни?

А. Микита: К духовной, классической и вообще к филармонической музыке. И второй момент - поскольку там действительно, в оратории, подборка и, собственно, сюжет, заканчивающийся песней «День радости», то, в принципе, я думаю, что многие люди, и действительно, я знаю, задумались сейчас… А кстати, на первых концертах было около 100 священнослужителей на премьере, которые пришли к своему священнослужению через песни Гребенщикова, это они мне сами говорили.

А. Митрофанова: Как интересно.

А. Микита: Так что это…

А. Пичугин: Сам-то он знает?

А. Микита: На премьере был, да.

А. Митрофанова: Что сказал?

А. Микита: Был на премьере в Москве и на премьере в Петербурге, два раза.

А. Митрофанова: Что сказал, какая реакция?

А. Микита: Он сказал, что… Он благодарил, сказал, что ему очень лестно, и, в общем… Ну, в общем, сотрудничества, как такового, не было - было просто официальное разрешение на использование.

А. Пичугин: Давайте послушаем!

А. Микита: Я предлагаю послушать один из наиболее, скажем так, красивых номеров из этой оратории, и текст - там есть цитата из евангельского текста «Серебро Господа Моего».

(Звучит фрагмент оратории «Семь песен о Боге».)

А. Пичугин: Итак, друзья, напомню, что композитор Андрей Микита сегодня на радио «Вера», он вместе с нами проводит этот «Светлый вечер».Андрей, такой вопрос хотел Вам задать. Творческое объединение «МОСТ» (Музыкальное объединение «Современная традиция») Союза московских композиторов… Вот что такое «современная традиция» сейчас в музыке?

А. Микита: Ну, Вы знаете что, вот как раз исходя из того, что музыка, когда я это осознал - что она воздействует очень сильно на подсознание, и вот эти средства воздействия - они не кем-то ведь придуманы, а они рождались во времени путем, что называется, естественного отбора. И вот, скажем, интонации, которые несут, ну, назову так - «национальный код», они связаны с русской речью. Как мы интонируем нашу речь, вот эти интонации, если их от слов отрешить и как-то очистить, то это, собственно, интонация русского человека. И, собственно, когда звучат эти интонации, то человек получает вот это вот свое национальное, скажем так, самосознание.

А. Митрофанова: У русских - одно, у итальянцев - другое, да?

А. Микита: Да, да. Вы знаете, я вот…

А. Митрофанова: Причем, абсолютно итальянское!

А. Микита: Очень распространено в таких музыковедческих вообще и консерваторских кругах такое математическое отношение к музыке. Вот один человек сказал: «Терция - она и в Африке терция». Терция, значит, это интервал, я думаю, все понимают. И вот я Вам скажу: терция в Африке совершенно другая, чем в России, принципиально другая, и в Италии, в том числе. Потому что она наполняется другой интонацией, другим смыслом и действует на нас по-другому. Так вот, возвращаясь к традиции: вот традиция выстраивает этот интонационный комплекс веками. Да, в нашей традиции - вот от Знаменного распева, может быть, и плюс народная песня, плюс Чайковский и так далее - вот весь комплекс выстраивается в традицию. Была попытка слома этой традиции - так сказать, музыка авангардистов, пришедшая сперва на Западе, начиная от Шенберга, там, Булез, Штокхаузен - называют такие фамилии… Ну, и на Руси тоже последователи, которые как бы музыку стали «математизировать», «алгоритмизировать» и так далее, и она потеряла, собственно, вот это предназначение, стала, в общем-то, такой игрой ума. Ну, прямо такой яркий пример, для меня совершенно чудовищный - один композитор написал музыку для четырех дрелей с оркестром. Когда дрели с разной скоростью вращаются, они разные звуки издают, из них можно строить аккорды.

А. Митрофанова: Ха-ха-ха!

А. Микита: То есть идея сама забавная.

А. Пичугин: В качестве эксперимента почему бы не попробовать?

А. Микита: Все да… Но вот, представляете, человек, любящий классическую музыку, работал строителем, весь день с дрелью имел дело, приехал в консерваторию, хотел услышать музыку…

А. Митрофанова: Неожиданно! (Смеется.)

А. Микита: …и услышал опять эту дрель! Ну, это смешной такой пример, но я к тому, что все-таки у музыки есть границы. Вот где-то это музыка… То есть эксперимент - экспериментом, да, но…

А. Митрофанова: Ну вот игра на пиле - это музыка?

А. Микита: Смотря какая игра. Если ты мелодии там способен издать, то почему бы и нет? На самом деле, очень важно, что после этого происходит. Вот человек услышал эту музыку - что с ним дальше? Если он стал добрее, лучше, чище - а это, безусловно, то есть его состояние, его личность изменяются после музыки. Если музыка направлена на эту сторону, это хорошая музыка. (Смеется.)

А. Митрофанова: Какой универсальный критерий!

А. Микита: А если на другую - на агрессию, на злобу, на уныние, на депрессию… Депрессивной музыки масса сейчас издается, от которой ты выходишь с еще большими, грубо говоря, проблемами, чем пришел.

А. Митрофанова: Но одна и та же музыка может на разных людей действовать по-разному. Кому-то, к примеру, нравятся рок-концерты, и люди себя после этого чувствуют хорошо и легко, они испытывают катарсис. Для кого-то это весьма удручающее такое…

А. Микита: Ну, я не уверен, что, может быть, катарсис. Прилив энергии, а энергия тоже разная бывает.

А. Пичугин: Ну, рок-концерт рок-концерту рознь.

А. Микита: Да.

А. Пичугин: Совершенно разная рок-музыка бывает, джаз, соул…

А. Митрофанова: Опять же, да.

А. Микита: Но я хочу сказать, что есть культурная аура, и, как бы мы ни хотели, пока мы говорим на русском языке (а мы еще все-таки на 80% говорим на русском, несмотря на англицизмы, которых очень много), то есть русская интонация. И там, где она присутствует, это нам близко, и вот этим мы едины.

А. Митрофанова: Поэтому базируется традиция, да?

А. Микита: Традиция - да. То есть мы это делаем сознательно. И одним из условий… То есть люди, которые… Это объединение добровольное. Кто-то приходит, потом, может быть, надоедает, или что-то его заинтересовало. Вот они думают о последствиях своей музыки. Вот самое главное.

А. Пичугин: Вас можно встретить на концерте? На джазовом, концерте блюзовой музыки?

А. Микита: Да. Вы знаете - вот, я не знаю, случайно или неслучайно Вы задали этот вопрос…

А. Пичугин: Случайно абсолютно. Я его хотел еще полчаса назад задать, но…

А. Микита: В последний год я активно сотрудничаю с такими известным джазовыми музыкантами, как братья Ивановы, Михаил и Андрей, которые как-то в своем творчестве (они оба и исполнители, и композиторы) хотят внести в джазовую среду какую-то русскую интонационность.

А. Митрофанова: Дерзкий замысел такой!

А. Микита: Мы познакомились случайно, но нашли действительно общие интересы. И мы сделали несколько проектов, где в джазовой форме (вот я почему говорю об интонации)… в джазовой форме проходит русская интонация. И у нас сейчас на самом деле очень большой проект, связанный с Тысячелетием преставления князя Владимира будут достаточно большие мероприятия на Валааме проходить. И вот там мы с ними делаем совместный проект, связанный как бы с такой подачей энергетической джаза, при этом с заложенной русской интонацией и с русским текстом, специально написанным, и так далее. Вот, к примеру, недавно, 7 марта, состоялся концерт в Зале Чайковского - концерт джазовой музыки, в целом джазовой. Но там была исполнена моя пьеса под названием «Тюильри». Это один номер из известной музыки «Картинки с выставки» Мусоргского, который сделан для джазового квартета с оркестром.

А. Митрофанова: Как интересно!

А. Микита: То есть это - там интонации Мусоргского, очень русские… Ну, там есть примесь французского, поскольку пьеса - «Тюильрийский сад», «Тюильри». Плюс, это развитие джазовой энергетики - с импровизациями и так далее. Ну, вот Ивановы - мастера, они могут импровизировать не вообще по-джазовому, что многие умеют, а именно в их импровизации прослушивался этот тематизм Мусоргского, что очень ценно. Так что вот такое мое сотрудничество. И наша с ними как бы идея - что в эту среду джазовую нести русскую традицию, скажем.

А. Пичугин: А как Вы смотрите на то, когда, казалось бы, традиционные какие-то русские инструменты - балалайка, например - приобретают совсем не традиционное для России звучание? Вот Архиповского эксперименты?

А. Микита: Ну, мне кажется, что… Дело в том, что для меня точно, и, думаю, я не такое исключение, тембр балалайки сразу дает какой-то вот такой национальный колорит, когда ты его слышишь уже. И то, что балалайка становится за счет Архиповского популярной для тех людей, которые так бы балалайку не пошли бы слушать, мне кажется, это тоже как бы становление национального единства, национальной культуры, я бы так сказал. То есть я отношусь к этому очень положительно и сам участвую в экспериментах. Еще упомяну тоже свою работу - такая… называется «Половецкая рапсодия», тоже с братьями Ивановыми сделана. Там смешанная тема Бородина из «Князя Игоря» («Улетай на крыльях ветра»), «Take five» Дезмонда, и есть еще «Рондо в турецком стиле» Брубека. Эти все три темы там переплетаются очень хитро. И версия есть для народного оркестра. И она, вот я думаю, получилась очень такой креативной, назовем. (Смеется.) Думаю, Вы ее услышите в ближайшее время.

А. Пичугин: А она не издана пока еще?

А. Микита: Ну, издавать не имеет смысла, потому что это, в общем-то, партитуры уникальные, под конкретных исполнителей.

А. Пичугин: Так запись (нрзб.)?

А. Микита: Это на бумаге. А в аудио - ну, пока нет. Пока нет. Пока это имеет концертную жизнь.

А. Пичугин: И ничего из Ваших совместных работ с братьями Ивановыми пока тоже в виде записей не издано?

А. Микита: В виде записей - нет. Но я могу сказать, что на сайте Московской филармонии есть архивный раздел, где, в принципе, все концерты, по-моему, за несколько последних лет. И, при желании, можно найти эти концерты. Вот в этом сезоне, во всяком случае, их было три, и там вот плоды вот такого нашего сотрудничества…

А. Митрофанова: Исканий творческих!

А. Микита: Да, да.

А. Митрофанова: Экспериментов!

А. Микита: Ну, я хочу сказать, что эта «Половецкая рапсодия» была принята залом - чуть ли не встали люди, так им все это понравилось. То есть это был фурор для публики.

А. Митрофанова: Я бы тоже с удовольствием послушала.

А. Микита: Вы знаете что, есть такая тенденция, которую, кстати, ввел митрополит Илларион, у которого есть музыка богослужебная с органом… И, в общем, я должен сказать, что общение с ним на меня большое воздействие произвело, и я тоже написал музыку. Ну, она, конечно, не богослужебная - концертная. Но вот мы начали наше прослушивание с песнопения «Богородице, Дево!», и этим же я бы хотел закончить, но это уже музыка концертная - на тот же текст, но с органом. И она исполнялась в Большом зале Московской консерватории - Синодальный хор и очень хорошие солисты. Они потом разъехались по европейским театрам. (Смеется.) Так что… Запись, главное, очень ценная такая. Вот предлагаю ее послушать.

А. Пичугин: Спасибо!

А. Микита: «Богородице, Дево!» для хора с органом.

А. Пичугин: Спасибо большое! Андрей Микита, композитор, напомню, был сегодня у нас в гостях. Алла Митрофанова и я, Алексей Пичугин.

А. Митрофанова: До встречи в эфире! И спасибо за Вашу музыку!

А. Микита: Спасибо! Всего доброго!

Источник:  Радио ВЕРА Светлое радио 


 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ