О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
КОРДОЧКИН Андрей (протоиерей)
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

Юрий Михайлович КУБЛАНОВСКИЙ: аудио

1. Юрий Кублановский: Эмиграция как расплата за талант - Скачать


Юрий Михайлович КУБЛАНОВСКИЙ (род. 1947) – поэт, эссеист, критик, историк: Видео | Интервью | Поэзия | Статьи | АудиоФотогалерея.


ЭМИГРАЦИЯ КАК РАСПЛАТА ЗА ТАЛАНТ

Владимир Кара-Мурза: 35 лет назад в середине марта 1978 года президиум Верховного совета СССР лишил советского гражданства Мстислава Ростроповича и Галину Вишневскую, как говорилось в указе, «за деятельность, несовместимую с высоким званием гражданина СССР, за участие в благотворительных концертах в пользу белоэмигрантских организаций» и тому подобное.
 
Тема нашей беседы: эмиграция как расплата за талант. Наш гость – поэт Юрий Кублановский. Как вам вспоминается то время, конец 70-х годов, когда выдавливали наиболее свободолюбивых, несогласных, неугодных из страны?
 
Юрий Кублановский: Как сейчас говорят, амбивалентно. С одной стороны была и сонная, и одновременно агонизирующая советская власть, а с другой стороны были и те, пусть немногие, кто ее не слишком боялся, ей противостоял. Она была уже настолько либеральна, что можно было, как я это сделал, переправить стихи Иосифу Бродскому в Америку, он мог по Радио Свобода мне ответить, что стихи получены, и он будет их издавать. Время было интересно своей авантюрностью. Но, конечно, я поражаюсь, когда сейчас начинают это время как-то восхвалять и ставить в образец нынешнему. Действительно в России, как остроумно было давным-давно сказано, непредсказуемо не только будущее, но и прошлое. Я понимаю тех обездоленных сейчас, которым надо по чему-то ностальгировать и думать, что когда-то все было лучше. Но когда вполне серьезные люди, своим успехом полностью обязанные именно нынешнему режиму, которые на Запад постоянно ездили и славу свою при этом режиме сделали, я имею в виду таких писателей, как Прилепин или Быков, когда они начинают ностальгировать по советской власти, по якобы каким-то легендарным оттепельным годам, – меня это просто поражает, потому что, конечно, это было гнилое время и агонизирующая страна. Я уже тогда чувствовал эту агонию. Конечно, я не думал, что в конце 70-х годов советской власти осталось всего 10 лет, что я дождусь смены режима, я с этим жил с 30 лет. А когда сам оказался в эмиграции, мне в Вену написал Александр Исаевич Солженицын из Вермонта, что через 8 лет вы вернетесь в Россию, и угадал тютелька в тютельку, именно год в год. Так что это было время очень неоднозначное, сложное, но вполне однозначное в смысле социальной порочности.
 
Владимир Кара-Мурза: Как по-вашему, чем мешали советскому режиму люди, подобные вам, подобные тем, кого выслали в то же время примерно, что и вас?
 
Юрий Кублановский: Я думаю, отсутствием страха. Я лет с 20 работал над преодолением в себе страха. Ведь все очень боялись. Вечером выпьют, поговорят от души, а утром первая мысль, когда просыпаешься: а не было ли в компании стукача? И судорожно начинаешь думать: зачем я это сказал, зачем я это сказал. Или никто не мог ребенка отнести в церковь окрестить, потому что требовали паспорт. То есть несвобода, которая просто свинцово лежала на обществе, рождала чувство страха у вполне, казалось бы, достойных и сильных особей, мужчин, которые в остальном были, быть может, достаточно храбры. Вот это чувство страха – самое тяжелое, что было в те времена. Преодоление этого страха наблюдалось и в Вишневской, и в Ростроповиче, и в Солженицыне, и в Галиче, и в тех, кто уходил в лагеря, и в тех, кто оказывался за рубежом. Потому что советская власть «фильтровала базар» и понимала, что посадить Солженицына, посадить Ростроповича за их свободолюбие было уже невозможно, все-таки не сталинские времена. Вот избрали эту меру выталкивания, выдавливания лучших людей за границу. Это, конечно, обескровливало нашу страну очень сильно.
 
Владимир Кара-Мурза: Ростропович и Вишневская на пресс-конференции сказали, что советский режим узурпировал право говорить от имени родины. Как по-вашему, вправе ли тоталитарный строй так распоряжаться судьбами своих сограждан и прикрываться интересами страны?
 
Юрий Кублановский: О чем тут говорить? А вправе был Ленин захватывать Россию? В октябре 1917 года произошла узурпация власти кучкой авантюристов и негодяев, а потом все пошло по цепочке. Из одного вытекало второе, из второго третье. Хрущев и по умственным своим способностям не мог разобраться, что к чему, и по-настоящему покончить со сталинизмом, а потом и сам был повязан, потому что его фамилия есть под многим расстрельными списками. Так что не прошло настоящей десталинизации так же, как в начале 90-х не прошло настоящей десоветизации нашей страны. И многое, что мы имеем в наши дни, что нам, мягко скажем, не нравится, – это результат того, что не были склеены, говоря словами Мандельштама, «двух столетий позвонки», что новая Россия по многим причинам не соединилась с той, которая была до 1917 года, и вобрала в себя много советского яда, который с первых же дней якобы демократии, а на самом деле криминальной революции разъедал эти процессы, которые пришли на смену горбачевизму.
 
Владимир Кара-Мурза: Как к вам отнеслось предыдущее поколение эмигрантов, понимали ли они, что вы по тем же причинам попали в изгнание?
 
Юрий Кублановский: Мое мировоззрение сформировалось, начиная со второй половины 60-х годов, под влиянием Александра Исаевича Солженицына. Что это за влияние, что это за мировоззрение? Это антикоммунистический патриотизм – это как раз та идеология, которая владела и первой эмиграцией, добровольчеством, ушедшим за границу от большевиков, владела второй эмиграцией, теми, кто оказались выдавлены Великой отечественной войной из России по самым разным причинам. Так что я как раз с ними очень сошелся. Другое дело, что та идеология, которая заставляла уезжать многих и многих представителей третьей волны, оказалась мне более чужой – это либерально-демократическая идеология. Как это ни удивительно, хоть по своему возрасту и по ситуации я принадлежал к третьей эмигрантской волне, я дружил именно с представителями, с остатками первой эмигрантской волны. Еще я застал сына Столыпина в Париже, там были последние крупицы настоящих русских людей. Со второй эмиграцией я очень дружил, с Народно-трудовым союзом, с замечательными людьми из него. Так что я себя чужаком не чувствовал именно среди старших. Вот этот антикоммунистический патриотизм, эта идеология объединяла меня именно с тем основным корпусом эмиграции, который ушел на Запад, начиная с 1918 года и до 1946-47-го, скажем так.
 
Владимир Кара-Мурза: Как по-вашему, добилась ли советская власть того, чего она, наверное, хотела, – чтобы люди растерялись, чтобы от них ушло вдохновение, чтобы они замолчали?
 
Юрий Кублановский: Она перманентно этого добивалась, но не могла, конечно, добиться по множеству причин. Во-первых, даже сталинский террор не смог заткнуть глотки, и талант гениально прорывался в творчестве Андрея Платонова, Булгакова и многих других. Как это ни парадоксально, русская литература в первой половине ХХ века, несмотря на террор и убийства многих писателей и репрессии, все-таки состоялась как литература блистательная и достойная преемница нашей литературы дореволюционной. Так что, если уж террором не добились, то как вялотекущей гэбистской кашей можно было этого добиться? Во-первых, существовало несколько литераторов, которые как-то участвовали в официальной литературной жизни, и все-таки были литераторами неплохими. Но был мощный андеграунд, была литература самиздата, потом тамиздата. Ни я, ни мои коллеги вне зависимости от пола, – я, допустим, хочу вспомнить покойную ныне замечательную питерскую поэтессу Елену Шварц, – не боялись передавать свои стихи на Запад. Родители наши больше боялись. Та же мама Лены Шварц многие годы заведовала литчастью у Товстоногова. Конечно, когда ей стали отказывать в поездках театра за границу, ссылаясь на то, что у ее дочери не те знакомства, к ней ходят антисоветчики, конечно, старшее поколение огорчалось каждое по-разному. Моя мама просто считала, что со мной произошла катастрофа, мать Елены Шварц, питерская интеллигентка, просто огорчалась и боялась. А мы существовали в какой-то внутренней свободе.
 
Я думаю, что тот элемент несвободы на самом деле нам даже помогал, потому что было чему сопротивляться, а сопротивление формирует характер, формирует личность. Сейчас враг везде и нигде, сейчас бьешь кулаком, кулак проходит насквозь, в никуда и там все теряется. А тут, когда мы били в эту стенку, – это закаляло руку, закаляло сердце, закаляло волю, а в силу этого и росли поэтические возможности от одного прилива вдохновения к другому. А сейчас я смотрю на поэтов моего возраста, 30-37 лет, я вижу какую-то трясинку вокруг них, и они сами не понимают, с чем бороться, чему сопротивляться. Потому что хождения на Болотную, конечно, – это совсем не тот режим сопротивления, в котором жили мы, действительно изо дня в день рискуя.
 
Слушатель: Добрый вечер. Илья Ефимович, Москва. Юрий Михайлович, я хочу поблагодарить за ваше замечательное творчество. Вы большой русский поэт, один из моих самых любимых. Если провести грубую градацию на знаменитый спор западников и славянофилов, то вы, безусловно, славянофил, вы жили на Западе, но вернулись в Россию, не смогли жить без своей родины, не раз критически отзывались о Западе вообще. Но многие ваши единомышленники очень любят Иосифа Виссарионовича Сталина, считают, что это величайший политический деятель, а вы достаточно критично оцениваете его действия. В чем причина, на ваш взгляд? Может быть, права Надежда Яковлевна Мандельштам, которая говорила, что дело не в Сталине, дело в нас. И такая любовь к тирану такая психология русского народа, которая, может быть и навязана, а может быть идет изнутри. И еще один вопрос – интеллигенция и власть. На ваш взгляд, всегда интеллигенция должна быть оппозиционна по отношению к власти или бывают периоды, когда они могут идти вместе?
 
Юрий Кублановский: Вы задали два таких вопроса, что если начать на них серьезно отвечать, на это уйдет все оставшееся время в эфире. Они очень большие, объемные, многоплановые. Во-первых, ни в коем случае я не считаю себя славянофилом, да сейчас и нет славянофилов, по-моему. Кто сейчас думает о возможности объединения русских и балканских народов, например, когда даже Украина отвалилась. История нанесла по славянофильской доктрине точечные удары, от которых эта доктрина уже не оправится. С другой стороны я почвенник, я человек здравого смысла, и я знал и знаю, что Россия – и тогдашняя, дореволюционная, и нынешняя – это своя уникальная цивилизация со своими особыми условиями бытия.
 
А то, что многие так называемые патриоты еще и сталинисты – это вызывает просто недоумение, мягко скажем, на самом деле возмущение и глубокий стыд за то, что клянутся Россией, клянутся русским народом и при этом воспевают тирана. Письмо Захара Прилепина Сталину свидетельствует о полном непонимании современными литераторами, к сожалению, раскрученными. Может быть, не к сожалению, но они не могут достойно воспользоваться своей известностью и просто дезориентируют свою культурную обстановку. Так что я просто отношусь, как каждый здравый человек, с глубоким стыдом к тому, что сейчас можно прийти в какой-нибудь якобы патриотический магазин на Арбате при журнале «Москва» и увидеть там годовые календари, один из которых целиком посвящен Сталину, второй Ивану Грозному, над которым уже нимб светится. Что тут скажешь? Это все свидетельствует о той чудовищной каше, которая в головах у современных людей. И после стольких десятилетий дезориентации она объяснима.
 
Теперь о том, обязательно ли интеллигенция должна быть в оппозиции к власти. Конечно, нет, я думаю. По мере возможностей все хорошее, что дает и может дать власть, надо поддерживать, нельзя жить только в одном освободительном поле, как это делала интеллигенция XIX века. Ведь благодаря именно этой идеологии и сумел развиться в России терроризм, сумел вырасти большевизм, и, в конце концов, это освободительное поле, в значительной степени обязанное своим существованием интеллигентской идеологии, и опрокинуло русскую цивилизацию.
 
Слушатель: Здравствуйте. Федор, Петербург. Я далеко не во всем согласен. Да, позиция Захара Прилепина безобразная, совершенно с ним не согласен. Вешать всех собак на интеллигенцию мне кажется тоже странным. Сейчас мы видим, что выставки многие закрывают, устраивают погромы выставок, спектакли не дают ставить. Мы видим государственную и церковную цензуру, которая скоро будет на уровне Ирана. Я абсолютно не согласен, что мы живем в свободные времена. Путин абсолютно наследник Сталина и развивает полностью его тенденцию к созданию нового ГУЛАГа. Сколько я смотрел разные передачи с участием Кублановского, то почему-то его позиция близка к власти, либо он пытается чем-то оправдать власть, либо подмигнуть. Вот это мне кажется, откровенно говоря, странным. Смотрите, сегодня дума нагло сказала, что хочет расправиться с Павлом Гусевым. Откровенно говоря, я не поклонник Гусева, но как это может дума взять и заставить его не работать где-то, сместить с должности. Или какие-то странные разговоры к вопросу о самобытности России, о чем Путин любит говорить, про скрепы: «защитим Лахову как женщину». Извините меня, трудно себе представить, что конгрессмен в Америке скажет: не трогай женщину, мою коллегу в конгрессе. То есть это архаичное, очень патриархальное сознание. Не получается ли так, что фактически и вы, и многие другие замечательные деятели нашей культуры, отказываясь от резкой критики режима, фактически делаете так, что он и вас, и других использует для создания откровенно фашистской модели государства? А это приведет к огромным бедам, и вовсе не интеллигенция будет здесь виновата, а именно деятели культуры, которые не хотят открывать глаза народу на то, что сейчас происходит. Нынешняя власть ведет страну в абсолютную бездну.
 
Юрий Кублановский: Я бы хотел вас в ответ спросить: какая у вас профессия?
 
Владимир Кара-Мурза: Мы знаем Федора, он, по-моему, закончил строительный техникум.
 
Юрий Кублановский: Может быть, простите, я не хочу совершенно обидеть, недостаток культуры мешает вам посмотреть спектрально на отечественную историю и прошлого, и наших дней. Говорить, что я когда-либо выступал адвокатом того дурного, что было в последние 20 лет, просто смехотворно. Вернувшись из эмиграции в 1990 году, я оказался именно в одиночестве, потому что я никогда не поддерживал ту криминальную революцию, которая стала гулять по России. О какой Лаховой вы говорите? Я не мыслю в этих категориях – оскорбили Лахову, не оскорбили, я смотрю шире. Говорить о том, что сейчас формируется фашистский режим, я считаю чепухой. Говорить, что сейчас есть цензура церковная, государственная, что запрещают спектакли, еще что-то, – я не вижу этого. По-моему, наоборот: слишком много свободы той, которая позволяет всюду побеждать гламуру, безвкусице, порнографии. Меня, например, как поэта власть абсолютно не ущемляет, но меня ущемляет идеология рынка, идеология гламура и идеология, чуждая как раз культурных отечественных заветов. Мы с вами не единомышленники, тут не о чем спорить, у каждого сформировался свой взгляд на мир, свой взгляд на нынешнее положение вещей в России, очевидно, это обусловлено жизнью каждого из нас. О чем тут спорить? Это может быть бесконечный спор. Это спор мировоззрений, а главное – спор мироощущений. Никогда власти я не подмахивал и не буду, но никогда не буду подмахивать и освободительной идеологии, и интеллигентскому капустнику, и вообще тусовке. «Ты царь – живи один», – сказал поэт, вот я так и живу. «Самостоянье человека – залог величия его». Вот это моя идеология.
 
Слушатель: Здравствуйте. Юрий Владимирович. Скажите, пожалуйста, все-таки вы не считаете, что церковь служит инструментом нынешнего режима для подавления и свободы слова, и введения различного рода цензуры, учитывая так называемые отряды по содействию церкви и так далее? В частности, последний налет православных активистов, по-моему, на штаб партии «Яблоко» в Воронеже. Вы не согласны со мной, что церковь стремиться подавить свободу слова?
 
Юрий Кублановский: Я глубоко убежден, что в искусстве и в культуре далеко не все позволено. В частности, не позволено откровенное кощунство. И то, что церковь пытается противостоять кощунству, и то, что она делает это, пользуясь поддержкой определенной части христианской интеллигенции, – я в этом не вижу ничего зазорного. Необходимы какие-то духовные скрепы нашему обществу, необходимо моральное единение. Сейчас почему царит всюду воровство, бесстыжесть? Именно потому, что нет никаких моральных скреп. А моральные скрепы где? Они в Новом завете, в том, что заповедовал Иисус Христос. И когда в нашу церковь плюют, я с этим не могу никак согласиться.
 
Владимир Кара-Мурза: В ваше время, когда вас выдавливали из страны в эмиграцию, церковь пользовалась большим уважением как гонимая, как преследуемая, она не была столь обласкана, как сейчас, в этом вы видите разницу?
 
Юрий Кублановский:
Вы понимаете, мы говорим только об отдельных иерархах, таких как отец Александр Мень, как отец Дмитрий Дудко, еще некоторые. Тогда на самом деле церковь была более зависима от государства, безусловно. Тогда же были церковные советы и церковные старосты, которые были напрямую связаны с КГБ, вербовали всех напропалую. Я когда не смог работать по специальности искусствоведа, я работал дворником, истопником, сторожем в храмах Москвы и Подмосковья, поэтому я очень хорошо знаю изнанку тогдашней церкви, и говорить, что тогда она была более гонима и уважаема, мне очень трудно. Потому что как раз мне казалось, что тогда поддержка церковью советской власти переходила все мыслимые пределы. А сейчас нам тогдашняя церковь за счет отдельных независимых батюшек кажется более свободной, чем нынешняя – это, конечно, иллюзия, аберрация зрения.
 
Владимир Кара-Мурза: Дмитрий Дудко был репрессирован.
 
Юрий Кублановский: Его просто сломали, это трагическая судьба. Заставили выступить по телевизору, нарядили в пиджак, галстук. Жуткие времена были.
 
Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Михаил Терентьевич. Читали ли вы книгу Волкова «Белая книга России. Погружение во тьму». Этого автора в 27 лет посадили. Каково ваше мнение?
 
Юрий Кублановский: Удивительный был, замечательный человек, до конца своих дней сохранявший ум, стать, породу. Как раз он мне чем-то всегда напоминал столыпинского сына Александра. Штучный товар такие люди, как он, что говорить.
 
Владимир Кара-Мурза: Обычно 20 лет сидели, а он 30 лет просидел.
 
Юрий Кублановский: Тимирева, гражданская жена Колчака, просидела 40 лет. Неимоверные срока и жизнь, которая вызывает преклонение, уважение. Сейчас мы не можем понять, что позволяло этим людям сохранять внутреннюю стойкость и в самых невыносимых, казалось бы, условиях только крепнуть морально и духовно. Другая была порода людей.
 
Владимир Кара-Мурза: Собственно поэтому заинтересовались этим поводом, чтобы поговорить о том времени.
 
Слушатель: Здравствуйте. Геннадий Сергеевич, Смоленская область. Вы сказали про гнилое время. В это время в 1937 году я родился и живу в настоящее время при тоталитарном режиме Путина. Путин и его Кремль ведут поганую игру в демократию, а на самом деле он участвует в преступлении по уничтожению российского населения. Вы сказали про скрепы общества, – они возможны только после Путина и его преступного режима. Этот режим вынудит население на восстание, и этот режим будет раздавлен.
 
Юрий Кублановский: Каждый имеет право на свое мнение. Но нужно вспомнить и Пушкина: не приведи бог, увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный. Очень трудно всегда массовое народное движение сохранить в каких-то нужных действительно отечеству рамках, как правило, оно выплескивается в анархию, а потом еще более страшную диктатуру, что мы сейчас видим на примере стран Ближнего Востока. Мы видим, как Запад восхищался этими «цветными революциями» на Ближнем Востоке, и что мы видим теперь – полную дестабилизацию. Не дай бог, Россия будет дестабилизирована так же, как Ливан или Египет, – мало никому не покажется.
 
Владимир Кара-Мурза: «Арабскую весну» часто сравнивают с ситуацией в постсоветских государствах. Как вам показалось, свержение советской власти произошло приемлемым для вас способом или оно было чуть-чуть лицемерным и показным?
 
Юрий Кублановский: И то, и то. Трудно было представить себе, в какие формы может вылиться освобождение от коммунистической догмы. И вначале, в 1991-92 году мне казалось, что все идет в цивилизованных рамках. Но потом, когда началась приватизация, когда начался обман народа, я вдруг увидел, что народ перестает верить в происходящие процессы. Откуда эта ностальгия по советской власти? Не потому, что она была хорошей, просто народ обманулся в своих ожиданиях. И я понял, что это безнаказанно не пройдет. И то, что мы имели в 90-е годы, и потом – это все результат той криминальной революции, которая началась при Гайдаре. Правильно сказал Солженицын, что или Россия должна быть нравственной, или уже никакая, тогда все равно. Тогда отмели нравственность, отмели мораль и только выгоду поставили во главу угла. Воцарилась идеология выгоды. Когда экс-советский человек, те немногие, которые отличались пассионарностью, увидели, что все позволено, у них так разыгрались аппетиты, что 99% нашего населения остались за бортом тех процессов, которые вначале мне казались очень светлыми и необходимыми для возрождения России. Это большая драма.
 
Хотя с другой стороны тот же Солженицын говорил, что мы 70 лет проваливались в коммунистическую трясину, и понадобится сто лет, чтобы возродиться, так что еще сроки не исполнились. Тут другое дело, что поджимает общий цивилизационный кризис, и заявляет о себе третий мир. Вы говорите – все ругают Путина, но честно сказать, я не вижу мощных лидеров в Западной Европе, которых можно было бы поставить в пример и сказать, что это политик. Таких политиков как был Де Голль, как была Маргарет Тэтчер, как был Рейган, сейчас нет, так же как нет таких поэтов, которые жили при них, таких писателей. Происходит измельчание, позднецивилизационное измельчание и политиков, и культуры.
 
Владимир Кара-Мурза: И на Западе, и у нас?
 
Юрий Кублановский: И на Западе, и у нас, конечно. Мы тут в этом смысле не одиноки. Я сейчас в последнее время, так получилось, в последние годы много живу во Франции, на моих глазах происходит деградация этой великой культуры, этой великой цивилизации. Париж уже захвачен выходцами из третьего мира, из бывших республик советских, и происходит невероятное оплебеивание этой великой галльской цивилизации – на глазах, от года к году.
 
Слушатель: Добрый вечер. Александр, Калининградская область. Мне как-то странно было слышать из уст Юрия Кублановского, что нынешняя идеология нашего правительства его мало задевают. Интересно, а разве идеология воровства и коррупции, которая пронизала все наше общество, не задевает Юрия Кублановского? Россия унижена, она на коленях стоит. И она никогда не встанет с колен, если не восстановит престиж честного труда в сознании простых людей.
 
Юрий Кублановский:
Вы, очевидно, меня неправильно поняли. Безусловно, только если будет восстановлен, как вы точно выразились, престиж трудовой деятельности россиянина, русского человека, только тогда возможно восстановление и возрождение нашей родины. Вы что-то, наверное, недопоняли из того, что я говорю. Меня не то, что мало заботит идеология нынешней власти, я просто смотрю шире и думаю вообще об идеологии общества, о той атмосфере, в которой мы живем. Наша жизнь не исчерпывается думой или Советом федерации или даже Кремлем – это гораздо шире, гораздо народнее, и порча гораздо большая, чем только порча власти. А сейчас я говорю о том, что мы втянуты в ту же воронку, что и вообще постхристианская технотронная цивилизация. Так что тут вы немножко меня упрощаете, мы с вами в большей степени единомышленники, чем вам показалось.
 
Слушатель: Добрый вечер. Федор из Екатеринбурга. Юрий Михайлович, позвольте вам четыре строчки презентовать: «Тяжелый опустивши взор, генсек над «Кратким курсом» чахнет. Мундир репрессиями пахнет, усы – «Герцеговиной Флор».
 
Юрий Кублановский: Очень точно, ничего не скажешь. Портрет.
 
Владимир Кара-Мурза: Когда вы возвращались из эмиграции, какие надежды вы связывали с молодым поколением, которое не было исковеркано страхом или подозрительностью сталинских и брежневских времен?
 
Юрий Кублановский: Я думал, во-первых, как минимум, оно никогда не будет ностальгировать по советскому времени – это раз. Во-вторых, все мы жили тогда надеждами на достойное воскрешение России, в первую очередь нравственно-моральное, во-вторых, историческое, в-третьих, экономическо-житейское. Но, конечно, и в страшном сне ни я, ни наши слушатели не могли предположить, что все уйдет в точное слово Солженицына – разграб. Разграб России, и народ просто облили ушатом холодной воды. Помните, в конце 80-х какие были митинги, выходили инженеры, выходили рабочие, весь Манеж был заполнен, все хотели перемен – это верно, что мы ждали перемен. И в итоге большинство оказалось у разбитого корыта, а Россия была приватизирована кучкой прохиндеев. Конечно, я не ожидал, что этот разграб приобретет всеобъемлющий характер, может быть, в истории человечества такого разграбления такой огромной части земного шара просто не наблюдалось. Я думаю, никогда не будет подсчитано, сколько богатств, ценностей и денег отсюда было уведено и продолжает уводиться изо дня в день.
 
Слушатель: Всем добрый вечер. Александр Николаевич, Москва. Юрий Михайлович, так грустно вас слушать, еще более грустно мне самому думать о том, что все это происходит в стране. И надежда у меня тоже только на библейские слова: «где преумножается грех, там преизобилует благодать». Это значит, что в этом вертепе, в этом воровстве, в этом безобразии и мракобесии, только надежда на бога, эти ростки той жизни, той благодати должны появиться, вырасти, и это будет идти снизу, а не сверху. Потому что сверху то, что приходило… Почему Сталина народ хочет? Потому что надеется, что придет Сталин и всех их перестреляет, пересажает воров и жуликов. Но все это должно исходить от народа и снизу. И когда люди начнут жить не по лжи, как Александр Исаевич говорил, тогда начнутся какие-то изменения, и сохранится и наша цивилизация, и наш язык. Вы чувствительны к языку, деградация народа начинается с деградации языка. Когда вошла в оборот бандитская феня, уже тогда было ясно, что происходит. И уже в конце 80-х годов я увидел, что то, что было названо «перестройка», тот самый новый класс – это бюрократическая большевистская номенклатура, просто-напросто захватив собственность, она стала по-другому управлять этим народом.
 
Юрий Кублановский: Конечно, надежда умирает последней. И тоже я считаю, и Александр Исаевич Солженицын так всегда считал, что возрождение нации, страны, всего социума должно идти снизу, от инициативы на местах. С другой стороны, я очень много езжу по провинции, много общаюсь с провинциальной интеллигенцией, и я вижу там ростки этого возрождения. И знаю замечательных молодых людей 30-35 лет, книгоиздателей, краеведов, это просто превосходные ребята. Но они так существуют не благодаря, а вопреки, преодолевая, конечно, косность и мерзость жизни. Дай бог, чтобы эти ростки пробились. Зря вы думаете, что я пессимистично смотрю в будущее. Вообще-то я христианин, и не могу по своей вере смотреть только пессимистично, я стараюсь смотреть трезво – это другое дело. Но все-таки я верю в возможности возрождения Россия не благодаря, а вопреки реальности.
 
Владимир Кара-Мурза: Да, в грех уныния впадать не стоит. Если перекинуть мостик из прошлого, с чем должны сейчас связывать люди надежду на то, что Россия выйдет из, может быть, не хаоса, а болезни, в которой она оказалась из-за неверно выбранного вектора?
 
Юрий Кублановский: Я считаю, что личная отстройка прежде всего. Своей собственной личности, своей семьи, той ауры, которая есть вокруг твоего труда, твоей работы, безусловная честность, бескорыстие вопреки океану беспредела вокруг. Все начинается с личности, тут я не оригинален – это всегда все говорили. Надо, чтобы было больше бескорыстных совестливых людей, воспитывающих в этой же вере своих детей. У моей, например, дочери 8 детей, хотя они бедные люди, отнюдь не какие-то богатеи, они живут в небольшой московской квартире, дочь, ее муж и 8 детишек – две внучки и шесть ребят. И все они воспитываются достойно, все занимаются в каких-то кружках, учатся рисованию, музыке, читают книги, что очень важно, что они не перешли только на носители электронные. И вокруг них, около них – такие же семьи. Тут ругают церковь русскую, может быть ругать стоит какую-то, как всегда, зарвавшуюся церковную номенклатуру. Но столько есть приходов с совершено замечательной здоровой культурной, духовной жизнью. Я смотрю просто по семье своей дочки – это приход при Первой градской больнице. И сколько таких приходов в Рыбинске, Ярославле, есть превосходная приходская жизнь. Поэтому те, кто катят бочку на церковь, просто не знают реального положения дел, видят только какую-то верхушку и не видят очень глубоких и хороших процессов, тоже происходящих в русской церкви. Русская церковь формирует порядочных людей, безусловно. Я верю в приходскую жизнь, тут я не оригинален. О том, что возрождение России начнется с приходской жизни, говорили русские философы-эмигранты Федотов, Бердяев и другие. Но и не только в приходах, есть замечательные культурные школы. То есть пусть это небольшой процент об общей массы и деградирующей трясины, но он внушает оптимизм и надежды.
 
Владимир Кара-Мурза: Вы бы сейчас предостерегли тех людей, которые впадают в пессимизм, от эмиграции как поиска выхода из возникшего тупика?
 
Юрий Кублановский: Безусловно. Во-первых, эмиграции таковой сейчас нет, поскольку любой может уехать, оставляя свой паспорт. Это мой паспорт на моих глазах взяли, разорвали, выбросили в урну, а следом мою трудовую книжку – вот это была эмиграция. А сейчас это просто отъезд за лучшей долей – это не эмиграция. Эмиграция всегда имеет гражданственно-политический оттенок. А сейчас – просто отъезд за рубеж в поисках лучшей доли, из любопытства увидеть что-то экзотичное, невероятное, более богатое. Но, конечно, я не хотел бы, чтобы русские люди в большом количестве уезжали туда – это бессмысленно во всех отношениях. Главное, бессмысленно для внутреннего развития личности. Я глубоко убежден, что где родился, там и пригодился, что:
 
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.

 
Пушкин все сказал в этих восьми строчках. Я глубоко убежден, что залог счастья настоящего – это самостоянье человека, а самостоянье человека зиждется на нескольких вполне определенных духовно-культурных вещах, любовь к родине, уважение к родине – одна из важных составляющих.
 
Владимир Кара-Мурза: Как по-вашему, не достает ее нынешним современникам?
 
Юрий Кублановский: Конечно, не достает. Окружающая реальность слишком раздражающая, она раздражает нервы, раздражает совесть. И каждый день любой совестливый человек с массой таких раздражителей встречается, как только выходит за порог своего дома. Это большая нагрузка на нервы, что говорить. Просто трудно жить у нас. Но жить достойно можно, я в этом убежден. Я вернулся в 1990 году, и в самые суровые годы криминальной революции никогда не жалел об этом, что вернулся, хотя жил в 90-е годы хуже, чем при советской власти, и хуже, чем в эмиграции.

Источник: www.svoboda.org/articleprintview/24932611.html  .


 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ