О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
КОРДОЧКИН Андрей (протоиерей)
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

О Человеке: А. Губайдуллина о Борисе Чичибабине

ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич

Борис Алексеевич ЧИЧИБАБИН (1923-1994) – поэт: Видео | Поэзия | Интервью | О Человеке.

ДВЕ РОДИНЫ В ЛИРИКЕ Б. ЧИЧИБАБИНА

Русскую поэзию XX века невозможно объективно разделить на русскую и украинскую по происхождению или по месту проживания поэта, равно как и по объекту поэтической рефлексии. Неразделяемые в Российской империи, Украина и Россия в Советском Союзе остались связаны и государственно и русским языком как языком межнационального общения. После распада Советского Союза произошел не только пересмотр политических и экономических отношений, но и раздел культурного пространства. Переосмысление коснулось и многовековых исторических фактов, и национальной идеологии. Рассматривая отношения Украины с Россией после Переяславской рады, современный исследователь утверждает, что в XVII веке произошло не «воссоединение двух народов», а лишь «воссоединение в одно целое тех земель, которые ранее входили в состав Древнерусского государства»[1], то есть культурного, языкового слияния не произошло. Восточнославянское сообщество окончательно раскололось, но сознание многих писателей советского времени не приняло раздробленную евразийскую панораму. В частности, Борис Чичибабин пытался противопоставить действительности свою утопию, ностальгически воспевая русско-украинскую Атлантиду.

Борис Алексеевич Чичибабин (Полушин) называл себя русским советским поэтом, считая республики советского государства частями неделимого целого, хотя родился и жил, исключая пять лет лагерей, на Украине, в Харькове (родился в 1923 году в Кременчуге, ушёл из жизни в 1995 году). В автобиографических эссе он связывал место рождения и судьбу[2], а в поэтические произведения вводил топосы малой родины: Путивль, названный в «Слове о полку Игореве», реку Северский Донец, Чугуевский район, города Крыма, Полтаву. Его национальное самоопределение не совпадало с ответным признанием большой и малой родины. В 1946 году Б. Чичибабин был осужден на пять лет за «антисоветскую агитацию и пропаганду». На закате «оттепели» была издана первая книга стихов[3], а в 1973 поэта исключили из Союза писателей Украины за «украинский национализм» (предположительно за стихотворение «С Украиной в крови я живу на земле Украины»)[4].

Отверженность предопределила одиночество лирического героя, гражданскую тематику, исторический скептицизм автора, лейтмотивно вводившего в стихи сюжеты кровавой русской истории, выражавшего сочувствие к угнетенным народам (крымским татарам, евреям). В отличие от «шестидесятников», Чичибабин не принял социальный оптимизм «оттепели» и воспринимал историю России скорее как кольцевое движение, нежели как прогресс. Чичибабин - поэт синкретического мироощущения, совмещающий коммунистические идеалы и религиозность, чувство трагического одиночества и социальной ответственности, исповедальность и воспитательный пафос, лиризм и риторику. Герой лирики 1960-х годов стремится быть частью коллектива («Наш день одет в спецовку и шинель», «Пусть власть повсюду будет у рабочих», «Между печалью и ничем», «Люди - радость моя»[5]), индивидуальное переживание соотносит с общественными потребностями. В позднем творчестве герой предпочитает одиночество, позволяющее общаться с богом.

Человек в лирике Чичибабина приходит через страдания к нравственной зрелости, пережив душевную драму, вызванную не частными причинами. «Сама русская история печальная, страшная, трагическая, кровавая. Она полна теми, кому было очень плохо, и именно они (возможно, тут я и ошибаюсь) были лучшие люди России, самые чуткие, самые думающие, самые интересные»[6]. Результатом пережитой и осмысленной трагедии становится обретение пушкинской «прекрасной ясности». Творчество Пушкина было для Чичибабина этическим и художественным эталоном: «И нам, мечтателям, дано, /на склоне лет в иное канув, / перебродившее вино / тянуть из солнечных стаканов, / в объятьях дружеских стихий / служить мечте неугасимой, / ценить старинные стихи / и нянчить собственного сына. / И над росистою травой / между редисок и фасолей / звенеть прозрачною строфой, / наивной, мудрой и веселой»[7] («И нам, мечтателям, дано...»). Обретение простоты и наивности синонимично мудрости восприятия жизни, полнота бытия достигается в результате постижения его основ: культуры («ценить старинные стихи»; «звенеть прозрачною строфой»), природы («над росистою травой»; «между редисок и фасолей»), духовной близости с людьми («в объятьях дружеских стихий», «нянчить собственного сына»). Гармоничная личность соединяет в настоящем прошлое («перебродившее вино», «старинные стихи») и будущее (нянчить сына, служить мечте), человек хранит не только личный опыт, но и память рода.

В нравственном становлении героя участвует мир малой родины, пробуждающий творческий потенциал («Казаком-непоседою, / озорным кобзарем / я с тобою беседую / и тобой озарен» [8] - «Край родимый»), трудолюбие («Крешут руки булатные / огневой антрацит» - «Край родимый»), жертвенную заботу («Когда кровь моя будет литься, / черноземную пыль поя, / посмотри, справедливый лыцарь, / на две капли -одна твоя» - «Край родимый»). Национальное самоопределение было одной из ведущих тем в поэзии Чичибабина. Он считал, что ответственность за судьбу страны, чувство вины перед ней должен испытывать любой человек, а у поэта национальное чувство предельно обострено. «А национальная идея - это уж так устроено, потому что кровь в человеке очень сильна и гораздо естественнее для человека, чем идея интернационализма и прекрасного доброго строя, - она идет от матери, от отца, от дедов, от предков»[9]. Личность лирического героя формирует Украина: «Если есть во мне сколь-нибудь / за душою добра - / не от рвения школьного, / а от батьки-Днепра» («Край родимый»).

Лирический герой мыслит себя медиатором между двумя пространствами, он имеет две родины (Русь и Украину), акцентирует родство Украины и России, их связь взаимно обогащает. Книга «Гармония» открывается стихотворением «Лирика для всех людей»[10], что позволяет прочитывать это стихотворение как пролог к поэтическим разделам сборника, как декларацию идеи братства народов, цельности культуры. В первой части стихотворения Чичибабин перечисляет поэтов разных национальностей: М. Джалиль, А. Твардовский, Р. Гамзатов, М. Рыльский, А. Пушкин, Т. Шевченко, указывая на многонациональность культурного поля страны. Во второй части автор воспевает протестный дух России и Украины, выделяя их из числа других народов («Душою солнечной делясь, / Люби нас, Пушкин кучерявый. / Глубинность дай свою, Тарас, / и сердце гневом оцарапай»), но и вписывая их в разнонацинальную традицию свободолюбия: «Бушуйте, строки «Заповита»! / Греми, «Интернационал»!»

Украина и Россия для Чичибабина - это части неразрывного славянского мира, и определение «украинец» синонимично понятию «славянин». «Я себе не мыслю Украины вне России, без России, понимаете? <...> мы должны быть вместе, поскольку мы - одна вера, почти один язык...»[11]. Корректировка «почти один язык» не расшифровывается автором, он не пишет о разнице этих славянских языков, а в стихах всегда говорит о родном русском языке. Вопрос о статусе украинского языка заставляет вспомнить исследования Н. Трубецкого об исконной близости и насильственном разведении украинского и русского языков: «В своем церковнославянском элементе русский литературный язык принадлежит украинцам даже больше, чем великорусам, и естественный путь для создания нового украинского литературного языка должен был бы заключаться в примыкании к уже существующему русскому литературному языку. <...> Однако тот украинский литературный язык, который получился бы при следовании по этому естественному пути, разумеется, оказался бы очень похожим на русский. <...> А так как к русской литературно-языковой традиции примыкать ни за что не хотели, то оставалось только примкнуть к традиции польского литературного языка»[12]. Неизвестно, был ли Чичибабин знаком с концепцией русского философа, но в лирике он не выделяет украинский язык, возможно, утверждая русский язык как основу восточнославянских культур.

В стихотворении «Степь» Чичибабин сопоставляет образы-знаки двух славянских культур: России (бубенцы, цыганские костры, русые волосы, Пушкин) и Украины (белобрысый ковыль, весёлый украинский чёрт, бахча, девчата). Разные знаки доказывают близость культур, отражаясь друг в друге (русые волосы / белобрысый ковыль; цыгане / черти). Стихотворение имеет три части; в первой части - тезис - воспевается Россия, русская степь: «И если не это, то что же еще / Россией возможно назвать?» Во второй части - антитезис - пространство степи отдается Украине, и строфа заканчивается «зеркальным» вопросом: «И если не это, то что же еще / зовут Украиной тогда?» В обобщающих финальных строфах природные пространства связываются в субъективном восприятии лирического героя как социально-культурное единство: «Я сам тут родился и, радостный, рос... <...> Тут чары смешались двух родин-сестер, / и труд их кипит, как душа, / и воздух, как перец, горяч и остер, / и я этим чудом дышал». В поэзии Чичибабина Украине противопоставлена не столько Россия (украинцы и русские называются «славяне»), сколько Америка и Европа («Отстает от тебя Америка, / репутацию подмочив»[13] - «Край родимый»). Однако, сближая Россию и Украину, Чичибабин не отождествляет их полностью. Речь идет не об одной родине, а о «двух родинах-сестрах». Каждая из них обладает тем, чего нет у второй «сестры», поэтому можно говорить о двойственности славянского мифа Чичибабина.

Как манифест двойственного национального самоопределения может быть прочитано стихотворение «С Украиной в крови я живу на земле Украины»[14], в котором определяется понятие «родина»: 1) место, откуда происходит род; земля, на которой живешь (Украина); 2) язык, на котором говоришь (творишь): «...русским зовусь, потому что по-русски пишу». Украина дает землю, но не дает языка; Россия дает язык, но лишает земли, дома, насильственно помещает в несвободное пространство. Ни одна из «сестер» не обеспечивает полноту отеческого принятия, и поэт пытается собрать ощущение родины из двух компонентов, с потерей одного из них герой оказывается неполноценным (безродным или безъязыким). Украина и Россия противопоставляются в родительских функциях по отношению к герою, а славянский мир оказывается расколот.

Украина названа как «земля кобзаря», «чернокнижье болот», «вольный и щедрый Днепр». Идеальная природа Украины (между «севером с тайгой» и «югом с наготой нагорий») пантеистична и гармонична: «луга доброты», «тополями хранимы», «одуванчик мне брат». Философия и поэзия органично включаются в украинский космос: «тополиные страницы» / «источник Сковороды». Для лирического героя это заповедная земля, место вечного возвращения героя из России, дом для блудного сына. Малое гармоничное пространство Украины контрастно дисгармонии большой родины. Природный космос России и Украины различается. Россия - это страна холода и гонения. Семантически далекие понятия «зима» и «тюрьма» у Чичибабина связаны: «Январь - серебряный сержант, / давно отбой в казармах ротных, / а не твои ли в подворотнях / снегами чоботы шуршат?»[15] («Весна - одно, а оттепель - иное»), или: «но молча ждут мордастые морозы» («Весна - одно, а оттепель -иное»[16]). Отношение к холоду двойственное. С одной стороны, он становится знаком русского космоса и вызывает у лирического субъекта ностальгическое узнавание. С другой стороны, постоянно воспроизводится семантическая парадигма: холод - знак небытия, зима вызывает страх. Внешний холод порождает холод внутренний: «слабеет лед, как зуб, крошась и ноя»; «ужас мой ум холодит»; «сердце, как в снегу»; «мне кровь заливает морозные веки»; «я вмерз в твою шкуру дыханьем и сердцем» и др.

Воплощенной в Украине пантеистической утопии Чичибабин доверяет желательное, сослагательное наклонение истории: «Вся б история наша сложилась мудрей и бескровней, / если б город престольный, лучась красотой и добром, / не на севере хмуром возвел золоченые кровли, / а над вольным и щедрым Днепром». Поэт сталкивает природу и историю, пытается мотивировать государственную стратегию благосклонностью природы. Но концепция южной столицы не разрушается в других стихотворениях неприятием имперского блеска Украины, привнесенного из Европы. Так, в стихотворении «Львов»[17] роскошь и пышность столичного города ассоциируется у поэта с антинародной жестокостью. Львов становится образом чужой Украины, принадлежавшей Польше, а с 1867 года - Австро-Венгрии (он только в 1939 году входит в состав Советского Союза). Львов воплощает чуждую Чичибабину европейскую альтернативу восточнославянскому пути развития. У Львова в истории возникло два облика: духовный («боль Мицкевича», «город лир», «нищета прадедовских урочищ», «горбат», «тишь часовен», «бронзовый Исус») и светский, державный («город львов», «статуи владык», «сверкание колонн», «лик жесток и пышен», «державна красота», «враждебна красота», «ясновельможный пан»). Добившись дворцовой пышности, Львов отходит от славянской традиции сочувствия угнетенным и перестаёт быть «сестрой» славянам: «Ты праздничен и щедр, - но что тебе Россия? / Зачем ты нам такой? И мы тебе - зачем? <.. .> Мы в мире сироты, и нет у нас родства / с надменной, набожной и денежной Европой». В разделении Европы и славянства Чичибабин близок Н. Трубецкому: «Россия постепенно становилась провинцией европейской цивилизации, и империализм этой цивилизации стал делать в России все большие и большие успехи. Вместо техники русские стали заимствовать европейский образ мыслей, рассчитанный на совершенно иной психологический тип людей. Русский человек перестал быть самим собой, но не стал и европейцем, а просто изуродовался. Вследствие этого изуродовались и все внутренние отношения между русскими, появились глубокие пропасти, отделяющие одних русских от других, порвались социальные связи»[18]. Столичное богатство Львова сравнивается Чичибабиным с устройством Санкт-Петербурга, а бездушное имперское творение Петра I отвергается поэтом: «Лишь помню, как сквозь сон, / что был один похожий, / на косточках людских парящий над Невой»[19] («Проклятие Петру»). Архитектурная роскошь и мощь антинародна, поскольку создавалась ценой человеческих жизней и продолжает подавлять. Украина тем роднее герою, чем менее она выражает государственную мощь.

Признавая воспитательную роль России как духовного отечества, Чичибабин одновременно отрицает государственную деспотию: «Я не знаю, пленник и урод, / славного гражданства, / для чего, как я, такому вот / на земле рождаться»; «я не знаю в царстве деловом / никакого дела»; «Господи, прими мои грехи, / отпусти на волю» («Я не знаю, пленник и урод...»)[20]. Духовность Руси также не поддерживается российской государственной властью: «Не говорите / русскому про Русь. / Я этой прыти / до смерти боюсь»; «Как ненавистна, / как немудрена / моя отчизна - / проза Щедрина» («Не говорите...»)[21]. Отношения лирического героя с Россией — это отношения притяжения и отталкивания. Ему трудно примириться с людьми, вершащими русскую историю: «Одного я всем сердцем боюсь, / как пугаются дети, / что одно скажет правнукам Русь: / как не надо на свете» («Благодарствую, други мои»[22], см. также «Мне снится грусти неземной...»[23]). С другой стороны, он не может отделить государственную систему от целого родины: «Но и все же не дай вам Господь / уезжать из России. / Нам и надо лишь соли щепоть / на хлеба городские» («Благодарствую, други мои»).

Итак, несмотря на то, что Россия и Украина воспринимаются как равноценные части славянского мира, каждой соответствует собственный поэтический образ, и ни один из образов не идеален, как и образ единой славянской родины.

Россия - это, в первую очередь, трагическая государственная история, в которую встраивается жизненный путь лирического героя. Чичибабин в истории России выделяет переломные периоды. В стихотворении «Проклятие Петру» - это насилие над славянской Россией Петра I, «палача», «нравственного урода», «ратника сатаны», «стелившего души, как солому». В других стихотворениях история Руси предстаёт бесконечным кровопролитием, начавшимся в древние времена: «А ночь на Русь упала чадом, / и птицу - голову - на жердь вы, / хоть на плечах у палача там / она такая ж, как у жертвы» («Когда трава дождем сечется»24). Е. Шкловский считает, что «Чичибабин не может примириться с этим роковым для России равнодушием к человеческой личности, к живой душе, не находящей себе ни покоя, ни нормальной жизни»[25]. Герой-поэт видит себя частью российской истории, маргинален, раздавленным жерновами истории. Слово «русский» как самоопределение постоянно («Не зовись я Русью, не родись я Борькой»; «Прими, моя Русь, от сыновних щедрот», «Не говорите русскому про Русь»), но в отношение к России смешивается любовь и ненависть. Русь - очень личное понятие, связь с Русью воплощается в любовных мотивах: «На кой мне ляд писать загадочно, / Чужую лиру брать внаем? / Россия, золотко, цыганочка, / Звени в дыхании моем» («Ну вот, уже и книжки изданы»[26]). Россию, в том числе и Советскую, с эмблемами «алый галстук», «серп и молот», «Волга», «Ленин», «Сталин», Чичибабин воспринимает резко неприязненно. Для поэта подлинная Россия является средоточием культуры. «Чичибабину была присуща удивительная убежденность, очень личная и трепетная, что там, где были Пушкин и Лермонтов, Гоголь и Достоевский, Толстой и Блок, - «там выживет Бог». Больше того - за Пушкина он все готов простить России. Нет, поэт далек от мессианства, и сам опровергает идеи вроде богоугодное™ России или ее «особенной стати». Но и отказаться от своего романтического идеализма не в силах: отечественная культура - для него источник живого духа»[27]. В трагическую историю России включены деятели культуры, они вносят подлинные ценности: «...так пусть же получше вглядятся они, / вглядятся попристальней в землю, / которую Грозный пытал и рубил, / Батый опрокидывал на кол, / в которой Чайковский мечтал и любил / и Чехов смеялся и плакал» («Мы с детства трудились, как совесть велит»[28]). Хотя Россия называется «землей», определяющими ее сущность признаются «люди» и «язык», а поэты хранят язык и передают его как наивысшую ценность; их имена перечисляются во многих стихотворениях, Чичибабину важна память о преемственности: «Как Алексей Толстой и Пришвин, / от русской речи охмелев, / я ветром выучен и призван / дышать и думать нараспев»[29] («Как Алексей Толстой и Пришвин...»). Писатели являются русскими не по праву рождения, им приходится добиваться права быть русским, испытывая деспотическую силу государства, жертвуя здоровьем, жизнью: «Все осталось. Ничего не зажило. / Вечно видит он, глаза свои расширя, / Снег, да нары, да железо... Тяжело / достается Достоевскому Россия» («Федор Достоевский»[30]).

Украина тоже многолика. Один из ее образов - социалистический, современный автору - появляется в стихотворениях «Добро, мой город, жизнь моя», «Проспект Ленина в Харькове», «Чудо». Урбанистическая Украина, вотчина труда, научно-технического прогресса с котлованами, электростанциями, запорожской сталью, характерна для ранней лирики (сборник «Мороз и солнце»). В поздней лирике преобладает Украина заповедная, природная, но оба образа соединяет идея радостного народного труда: «Люб тебе с детства труд. / Рук твоих нету гибче. / Жилы обвей, напой / жизнью весенних пахот!»[31] («В непробудимом сне»). В описании «малой» родины лейтмотивны природные образы: белые кувшинки, яблони, море, хмель, — представляющие бытие, в котором поэт преодолевает свою обособленность от людей, государства и быта. Поэт здесь находится под божественной защитой, а творчество становится способом проживания жизни и не нуждается в признании. Если образ России угрожающе масштабен, репрезентирован социально-культурными знаками, то Украина представлена всегда одним пейзажным образом или топосом: «Белое озеро», «Чугуевский район», «Змиев и Балаклея», - это гармонизированное и безопасное место. В большинстве стихотворений об Украине герой освобождается от биографии и растворяется в окружающем природном пространстве, обретая наслаждение жизнью: «Лежу, исколот об лес, / росою окроплен» («Выходной»[32]); «Я всем удачам предпочел / сбежать с дорожным чемоданчиком / в страну травы, в отчизну пчел» («Во мне проснулось сердце эллина»[33]). Украина мифологизируется как пространство отдыха, страна, к которой герой принадлежит не выбором, а рождением и желанием. Идилличность образа Украины объясняет то, что это пространство, существующее скорее в сознании героя, чем в действительности.

Стихотворений, адресованных украинской истории, у Чичибабина немного, среди них «Тарас», где история несёт унижение рабством и нищетой: «А плетьми вас драли панские сатрапы? / А случалось часто с детства голодать?»[34]. Поэт видит родство судьбы Тараса Шевченко со своей судьбой и с судьбой униженного Поэта как такового. Но украинский поэт представляется все же частью онтологической, а не культурной сферы: «...в землю врос корнями, как могучий тополь, / молнии возмездья с неба обронил. ... / Яблоневым цветом, яростью днепровской, / воздухом грозовым в родину вошел». Украина Чичибабина находится вне времени, как всякое мифологизированное пространство, это средоточие вечности, все времена совмещаются в фантазии героя. Образ Украины принимает те характеристики, которыми ее наделяет воспринимающее сознание: идеальное время детства; Эллада - «детство» человечества («Во мне проснулось сердце эллина»); известные мифические образы («Я не слышал рейнской Лорелеи»). Чичибабин сам признаёт субъективность образа Украины: «... придумываю образ, / украинский Брюньон. // Харьковская область, / Чугуевский район» («Выходной»).

Особым топосом мифической Украины предстаёт Крым (Коктебель, Судак), Черное море и Одесса. Крым - это воплощение рая: «Да озарит печаль моих поэм / полынный свет, покинутый эдем - над синим морем розовый шиповник» («Судакские элегии»[35]). Герой воспринимает себя изгнанником, вернувшимся на землю Адама и Евы, но не принадлежащим раю. Крымский рай сохраняет невостребованное обитателями очарование и противопоставлен России: «На облаках бы - в синий Коктебель. / Да у меня в России колыбель / и не дано родиться по заказу, / и не пойму, хотя и не кляну, / зачем я эту горькую страну / ношу в крови как сладкую заразу. // О, нет беды кромешней и черней, / когда надежда сыплется с корней / в соленый сахар мраморных расселин, / и только сердцу снится по утрам / угрюмый мыс, как бы индийский храм, / слетающий в голубизну и зелень...». Чичибабин соотносит Россию и Крым как нижний мир (корни, мраморные расселины, чернота) и верхний, стремящийся к богу (мыс, голубизна, храм). Хотя Крым (рай) реален, имеет географическое расположение, он остается пространством сна, в котором нельзя находиться постоянно. Мотив крымского сна повторяется в стихотворении «Черное море»[36], где Крым отождествляется с мифической «Ламанчей»: «Не отцовством объят, / а от солнца я пьян и от чаек. / О, как часто мне снится / соленый и плещущий сон!». Крым провоцирует экстатическое состояние, растворение в мироздании: «Ну о чем бормотать? / Ну какого рожна кипятиться? / Я горю на огне. / Я -роса. Я ничем не гнетусь»; «Породниться бы нам, кипарисы!». Черное море отождествляется со сказочной «живой водой», которая возвращает жизнь («Море и мертвых живит»), вдохновляет человека и обновляет вечный пейзаж: «Дразнит прозу мою», «По ночам оно дышит», «смывает всю муть», «может и скалы молоть». Герой расставляет ценностные приоритеты, и море признается более значимым, чем культура: «И возьму я с собой <...> вместо хлеба и книги / лохматой лазури ломоть».

В одном из поздних стихотворений «Я родом оттуда, где серп опирался на молот»[37] (1993) перечисляются тяготы русской истории, образ Россия теряет статус родины, заявленный в начале стихотворения («я родом оттуда...»), и принимает значение места смерти, «где черная жижа все жизни в себя засосет»; «где жизнь оборвалась, чудовищной верой исполнясь»; «где в чертовых ямах никто не считал черепов»; «где солнцу обрыдло всходить в небесах адодонных». Апокалипсическое мироощущение приводит к утверждению мессианской миссии поэта, божьего сына: «Тот крест, что несу, еще годы с горба не свалили, / еще с поля брани в пустыню добра не ушел. / Как поздно я к вам прихожу со стихами своими! / Как поздно я к Богу пришел с покаянной душой!». Атмосферу тотальной гибели смягчает апелляция к Крыму, строка «где я и не думал, что встречусь когда-нибудь с Ялтой», что позволяет ввести пространство жизни, противоположное миру борьбы и разрушающейся онтологии. Крымская тема представлена в стихотворениях «Памяти Александра Грина», «Дельфинья элегия», «На могиле Волошина», «Херсонес», «Навеки запомни одесские дни».

Чичибабин говорит о родине не только как о земле украинцев и русских, его страна - многонациональный союз, и поэтому он посвящает стихи отдельным топосам большого государства, являющим культуры разных народов: «Таллин», «Литва - впервые и навек», «Еврейскому народу», «Рига», «Девочка Суздаль», «Чернигов», «Псков», «Псалом Армении», «Второй псалом Армении» и другие. Декларируя «у меня не политика, у меня - этнография», поэт тем не менее постоянно возвращается к идее государственности и пытается разобраться в противоречивой сущности российской империи: «Думал о Крыме: чей ты, / Кровью чужой разбавленный? / Чьи у тебя мечети, / прозвища и развалины?»[38] («Крымские прогулки»). Чичибабин ставит вопрос о национальной идентичности места, заключенной в языке, в истории разных родов, в архитектуре. Один из образов Крыма - чужая земля, непознанная, иная (мусульманская, иудейская), но близкая в своей инаковости. В современном Крыму сохраняются приметы первоначальной «родины»: «город древний», «город ветхий», «неслыханное имя», «странный храм»[39] («Чуфут-Кале по-татарски значит «иудейская крепость»). Соприкосновение с рудиментами истории дает лирическим персонажам возможность осмыслить свою национальную идентичность, дистанцироваться от поверхностного ощущения себя в современности: «Мы в горы шли, сияньем души вымыв...». Или: «... Чуфут ничей, / и может быть, мы в нем себе отыщем / приют ночей». Чичибабин постоянно возвращается к оппозиции: вечное (подлинное) / современное (ложное, неполное). Вопрос о принадлежности земли отдельной нации остается полемическим. С одной стороны, родина понимается как земля рода, с другой - история земель представляет череду завоеваний и смену народов: «Умершим не подняться, / не добудиться умерших... / Но чтоб целую нацию - / Это ж надо додуматься /<...>/ Родина оптом, так сказать, / отнята и подарена - / и на земле татарской / ни одного татарина» («Крымские прогулки»). Люди показаны и как созидатели страны и как варвары, уничтожающие себе подобных. В одних стихотворениях автор говорит о любви к людям, в других - о невозможности полюбить людей. Ни одна нация не идеализирована, включая и русскую: «Не верю в то, что руссы / любили и дерзали. / Одни врали и трусы / живут в моей державе»[40] («Больная черепаха»). На смену попранному роду приходит новый род, который консервирует, а значит, позволяет сохранить тайну прошлого.

Человеческую историю переживает одухотворенная природа: «Покой и тайна в каменных молельнях, / в дворцах пустых. / Звенит кукушка, пахнет можжевельник, / быть хочет стих» («Чуфут-Кале» по-татарски значит «иудейская крепость»). Истории свойственно движение по кругу, поэтому лирические герои - жители современного Крыма -совпадают с судьбой вытесненного, затравленного рода: «Мне - камни бить, тебе - нагой метаться / на тех холмах, / где судит судьбы чернь магометанства / в ночных чалмах». И герой принимает судьбу неродной нации: «Кто в наши дни мечтатель и философ - тот иудей».

Чичибабина волнует распад славянского сообщества, его герой чувствует личную ответственность за сохранение нации: «У меня - такой уклон: / я на юге - россиянин, / а под северным сияньем / сразу делаюсь хохлом»[41] («Родной язык»). Поэт носит родину в памяти и в каждый момент является вестником той части славянского сообщества, которая наименее защищена. «А почему я так настаиваю на своей близости с гонимыми, так я же воспитан на русской литературе! А русский писатель всегда был на стороне тех, кому плохо»[42]. Родным языком Чичибабин считает русский язык: «Но в отлучке или дома, / слышь, поют издалека / для меня, для дурака, / трубы, звезды и солома / на родном языке». Русский язык сакрализован созданной им литературой и способен быть общеславянским: «Здесь любое словцо небывало значимо / и, как в тайне, безмерны, как в детстве, чисты / осененные светом тройного зачина / наши веси и грады, кусты и кресты»[43] («Стихи о русской словесности»). Религиозность Чичибабина пантеистична (природа осенена божественным присутствием) и кулътуротеистична. Русские писатели из деятелей культуры превращаются в святых хранителей духа. Земля обретает значимость после того, как поэт одухотворит это место, закрепив своё духовное отношение к месту в слове: «В Рейн слезы Гейне канули, / Тарасов Днепр течет»[44] («Кама»); «Вот у этих-то грив поющих, / смуглолицый, присев на сваи, / дикой солью дышал поручик: / Лев Толстой - офицера звали»[45] («Севастополь»); «И Пушкин курчавый промчался верхом, / от солнца степного сомлев, / И бредил стихом и бродил пастухом / по горькой и милой земле»[46] («Степь»). Одухотворение природы в поэзии получает ответный отклик от природы, природа и поэт стремятся соответствовать друг другу. Высоты Крыма соразмерны высоте дарований Волошина, Грина, Паустовского: «У туч оборвалась дорога. / Вернулся на берег Садко. / Как вовремя... Как одиноко... / Как ветрено... Как высоко»[47] («На могиле Волошина». См. также «Памяти Грина», «Паустовскому»).

Культурное пространство России в лирике Чичибабина не совпадает с «мертвым» историко-географическим пространством. Россия воспринимается как средоточие души, но взамен вовлекает поэта в вечную трагедию житейской неустроенности и несвободы. В стихотворении «Как стали дни мои тихи» поэт сетует на непризнанность, несвоевременность творческого дара: «не в масть поре мои стихи, / как оказалось»[48], но воспринимает удел изгнанника как призвание и не отказывается от него: «Моя безвестная родня, / простые души, / не отнимайте у меня / нужды и стужи». Творческая личность многим жертвует ради причастности к духовной России: «Россия - это не моря, / леса, долины. / С ее душой душа моя / неразделимы». Украина спасает от русского «холода» и душу, и тело. Чичибабин дорожит личным мифом об Украине, создавая в поэзии сказку, контрастную серой и враждебной реальности. Украинский быт имеет ореол волшебной привлекательности: прогулки (в «крымских» стихотворениях), косьба («Колосья»), приготовление пищи («Приготовление борща»). В стихотворении «Путешествие к Гоголю»[49] украинская земля предстаёт богоизбранной: «божья слава сердцу зрима», «одеяния чисты», «но так нежна сия земля, / и так добра сия десница», «край небылиц», «волшебное панно».

Украина и Россия составляли для поэта две необходимых основы бытия: духовную и телесную; принимаемую и требующую внутренней борьбы; мифологическую и историческую. Поэтому в 1990-е годы Чичибабин расценил раскол славянских государств как личную трагедию.



[1] Флоря Б.Н. Спорные проблемы русско-украинских отношений в первой половине и середине XVII века // Белоруссия и Украина. История и культура: Ежегодник. М.: Наука, 2003. С. 37.
[2] Примечательно название мемуарного эссе: Чичибабин Б. Выбрал сам // Б. Чичибабин. Мои шестидесятые. Киев: Днiпро, 1990. С. 5-12.
[3] Чичибабин Б. Молодость. М.: Сов. писатель, 1963.
[4] Об этом см.: Чичибабин Б. Колокол. М.: Сов. писатель, 1991. С. 5.
[5] Здесь и далее год создания стихотворений не указывается, так как в публикациях не ставилась дата написания. Цитируемые стихи написаны преимущественно в 1960-е годы, стихотворения 1990-х годов датированы.
[6] Чичибабин Б. «Поверьте мне, пожалуйста». Интервью Т. Бек // Вопросы литературы. 1994. №4. С. 194.
[7] Он же. Мороз и солнце. Харьков: Харьков, кн. изд-во, 1963. С. 25. 94
[8] Чичибабин Б. Мои шестидесятые. С. 53.
[9] Он же. «Поверьте мне, пожалуйста». С. 195.
[10] Он же. Гармония. Книга лирики. Харьков: Прапор, 1965. С. 6.
[11] Чичибабин Б. «Поверьте мне, пожалуйста». С. 212.
[12] Трубецкой Н. Наследие Чингисхана. М.: Аграф, 2000. С. 196.
[13] Чичибабин Б. Мои шестидесятые. С. 52.
[14] Он же. Колокол. С. 178.
[15] Современная поэтическая классика. Иркутск: ИГПУ, 2003. Ч. 1. С. 128.
[16] Чичибабин Б. Колокол. М.: Сов. писатель, 1991. С. 20.
[17] Чичибабин Б. Колокол. С. 179.
[18] Трубецкой Н. Наследие Чингисхана. М: Аграф, 2000. С. 283.
[19] Чичибабин Б. Колокол. С. 46.
[20] Там же. С. 193.
[21] Там же. С. 194.
[22] Там же. С. 203.
[23] Там же. С. 198.
[24] Чичибабин Б. Мои шестидесятые. С. 179.
[25] Шкловский Е. «Слепого века строгий поводырь» // Борис Чичибабин в стихах и прозе. Харьков: Фолио, 1998
[26] Чичибабин Б. Гармония. С. 22.
[27] Шкловский Е. «Слепого века строгий поводырь».
[28] Чичибабин Б. Гармония. С. 37.
[29] Там же. С. 27.
[30] Там же. С. 58. 100
[31] Чичибабин Б. Мои шестидесятые. С. 64.
[32] Он же. Гармония. С. 87.
[33] Там же. С. 64.
[34] Там же. С. 38.
[35] Чичибабин Б. Мои шестидесятые. С. 79.
[36] Он же. Гармония. С. 79.
[37] Современная поэтическая классика. С. 117
[38] Современная поэтическая классика. С. 12.
[39] Там же. С. 160.
[40] Чичибабин Б. Колокол. С. 135.
[41] Там же. С. 49.
[42] Чичибабин Б. «Поверьте мне, пожалуйста». С. 195.
[43] Он же. Колокол. С. 9

А. Губайдуллина ДВЕ РОДИНЫ В ЛИРИКЕ Б. ЧИЧИБАБИНА // Русскоязычная литература в контексте восточнославянской культуры: Сб. статей по материалам Международной Интернет-конференции (15-19 декабря 2006 года) / Науч.ред. Т.Л. Рыбальченко. – Томск: изд-во Том. Ун-та, 2007. – С. 93-105.

Источник:  www.hqlib.ru/st.php?n=63  .

 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ