О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
КОРДОЧКИН Андрей (протоиерей)
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

Александр Сергеевич ЦИПКО: аудио

1. Нужен ли Солженицын современной России? - Скачать

Время выхода в эфир: 27 сентября 2014, 13:05
гости: Александр Ципко политолог, доктор философских наук, Александр Подрабинек российский правозащитник, журналист
Ведущая: Ксения Ларина

Александр Сергеевич ЦИПКО (род. 1941) - философ и политолог, главный научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН, доктор философских наук, доктор философии хабилитус Республики Польша:  Видео | Интервью | Статьи | Аудио | Фотогалерея.

К. ЛАРИНА: 13 часов 15 минут. Добрый день ещё раз. У микрофона Ксения Ларина. Начинаем программу «Культурный шок».

Вот просто такое прекрасное время для моей передачи, потому что каждый раз просто вот такая россыпь, пасьянс – только выбирай темы для «Культурного шока». Просто кучами, кучами, россыпью! Что я выбрала? Тема сегодня такая: «Нужен ли Солженицын современной России?» – спрашиваем мы вас и наших гостей. Сразу представлю их. Александр Ципко, политолог, философ. Здравствуйте, Александр Сергеевич.

А. ЦИПКО: Добрый день.

К. ЛАРИНА: И Александр Подрабинек, журналист и правозащитник, и писатель. Саша, здравствуйте.

А. ПОДРАБИНЕК: Добрый день.

К. ЛАРИНА: Я вот с вашего позволения, поскольку у нас два Александра, буду называть одного Александр Сергеевич, другого – Александр. Напомню нашим слушателям номер SMS: +7 (985) 970-45-45.

Для начала: почему эту тему взяли? Развязалась такая странная, непонятно откуда взявшаяся полемика в очень таких нервных истерических тонах (я бы даже сказала, оскорбительных в какой-то степени) между главным редактором «Литературной газеты» Юрием Поляковым и уже, пожалуй… Сколько у нас человек подключилось к этому диспуту? Уже три человека подключились. Наталья Дмитриевна Солженицына, которая ответила сначала Юрию Полякову. Потом Людмила Сараскина, писатель и литературный критик, автор книги-биографии Солженицына. И вот буквально сегодня ночью на сайте «Российской газеты» опубликован ещё и гневный ответ Юрию Полякову от Евгения Миронова, актёра. И если вы помните, он лауреат премии Солженицына, которую он получил за исполнение главной роли в фильме «В круге первом», экранизации знаменитого романа, который был сделан на нашем телевидении Глебом Панфиловым.

Так вот, просто быстренько скажу, в чём суть дела. Юрий Поляков написал на сайте газеты «Культура», если мне не изменяет память, некий текст, в котором он, по сути, предъявил покойному Александру Исаевичу Солженицыну те же обвинения, которые ему в своё время предъявляло 5-е управление КГБ перед тем, как его выслать за пределы Советского Союза. Это случилось, по-моему, в году 1974-м, если мне не изменяет память.

Так вот, Поляков сказал, что типа предатель Родины, изменник, бросил Родину, уехал, да ещё и потребовал у американцев, чтобы они начали войну против Советского Союза. Всё это, конечно, абсолютная туфта и ложь, о чём сразу же вспомнила и напомнила Полякову вдова Александра Солженицына Наталья Дмитриевна. Её, естественно, поддержала Людмила Сараскина, а потом и Евгений Миронов. Это всё понятно.

Но самое-то главное. Дело в том, что я не хотела выстраивать в нашей передаче продолжение этой полемики и не рассказывать про Юрия Полякова, про его мнение и про то, что где правда, а где неправда. Слава богу, мы всё-таки живём на этом свете давно и знаем, где правда, а где неправда. Мне кажется, что этот наезд на Солженицына со стороны главного редактора «Литгазеты» совершенно неслучайный, что это, как модно говорить в молодёжной среде, «звенья грёбаной цепи», поскольку все мы понимаем, в какой атмосфере мы сейчас живём на фоне развернувшихся событий в Украине и на фоне присоединения (или аннексии) Крыма, на фоне бесконечного поиска списков национал-предателей.

Безусловно, могу согласиться с Юрием Поляковым: фигура Александра Солженицына сегодня в современной России выглядит, ну, по меньшей мере, неуместной, поскольку непонятно, что с ней сегодня делать. Потому что, с одной стороны, у нас в школе изучают «Архипелаг ГУЛАГ», и, естественно, готовится масштабный юбилей, 100-летие Солженицына, которое уже сегодня готовится, мы это с вами знаем. Работает Дом русского зарубежья имени Солженицына, и там тоже происходят различные конференции, круглые столы, посвящённые в том числе и прежде всего истории нашей Родины и советскому периоду этой истории. А с другой стороны, мы видим, как мы стремительно возвращаемся во времена советской империи, причём в самых худших, страшных, уродливых её проявлениях.

Я закончила своё вступление. Хочу теперь передать слово моим гостям. И первый Александру Подрабинеку задаю вопрос: случайный ли этот наезд? Согласен ли Саша со мной, что это звенья одной цепи?

А. ПОДРАБИНЕК: Ну, то, что Поляков выступил – это, может быть, случайно. А то, что такое выступление есть – это, конечно, неслучайно. Хотя я тут как раз с тобой не соглашусь, что фигура Солженицына неуместна в наше время. Я как раз наоборот считаю, что она очень уместна. И она уместна именно потому, что все ощущают возвращение к советскому образу жизни. Ну, не прямо в советскую систему, но возвращение к советским ценностям. А Поляков решил, как верный холоп, обогнать хозяина и высказаться как бы на завтрашний день. Вот он понимает, что если страна возвращается к советскому образу жизни, то Солженицын в ней, с точки зрения политического истеблишмента, неуместен.

К. ЛАРИНА: Враг.

А. ПОДРАБИНЕК: Враг. С точки зрения общества, по-моему, как раз очень уместен. И вот он против этого, собственно, и возражает. Он такой умный человек, такой районный комсомолец хитрый. Он заранее предвидит, как себя надо вести завтра, и что завтра Солженицын будет объявлен врагом, а он, Поляков, сказал об этом накануне, и, может быть, получит за это орден. Но я думаю, что на самом деле он ошибается, и всё обстоит гораздо хуже. Потому что нынешняя власть (как, вероятно, и власть завтрашняя) попытается слепить из Солженицына образ своего.

К. ЛАРИНА: А как это возможно?

А. ПОДРАБИНЕК: А так вот. Александра Исаевича…

К. ЛАРИНА: По всей логике, по всем их приметам он – предатель Родины.

А. ПОДРАБИНЕК: Они его переделают, они будут стараться его переделать, мне так кажется. Они попытаются его прикупить уже неживого. Они часто так делали раньше: какие-то стороны жизни людей замалчивали, какие-то выпячивали. И пропагандистское клише можно слепить, я думаю, даже из Солженицына. Они возьмут что-то такое, что им кажется для них подходящим, всё остальное забудут, предадут анафеме – и Поляков своего ордена не получит.

К. ЛАРИНА: Александр Сергеевич, ваше ощущение, ваше мнение.

А. ЦИПКО: Я думаю, что здесь есть ещё личные мотивы у Юры Полякова. Надо знать, что они с Солженицыным идейные враги. Юра Поляков всё-таки человек левых убеждений (если не сильно прокоммунистических, то, по крайней мере, левых) и человек, который очень позитивно относится к советскому опыту, к советской истории. У него на то есть и личные мотивы, как он мне часто говорит о том, что если бы не советская власть, он никогда не был бы писателем. И мы должны понимать, что когда мы говорим о современной посткоммунистической России, она состоит на самом деле из двух наций. Меня простят за саморекламу, но как раз я на это отвечаю, на ваш вопрос. Книга «Перестройка как русский проект».

К. ЛАРИНА: «Перестройка как русский проект».

А. ЦИПКО: Как русский проект. Александр Ципко. Только что она вышла. Я как раз всю книгу этому посвятил. С одной стороны, нация постсоветская, дети бывших крестьян, все те, кто благодарят советскую власть. Как правило, они неосталинисты, для них самое ценное – связанное… И они имеют на право. И в этом смысле они, правда, это связывают уже сейчас не с советской системой, а с русской идеей, с русским человек, с идеей равенства, общинности (правда, это тоже миф).

А с другой стороны, вот та часть интеллигенции, к которой я принадлежу и многие – западники, которые прекрасно понимают, что советская система разрушила всё самое ценное, что было в России: свободу слова, русскую культуру, даже православную церковь. А Солженицын – там. Он, конечно, не считал себя таким ярым западником. Ну, он был такой русский консерватор, может, не очень либеральный. Но тем не менее Солженицын боролся против этой системы, против той России, которая дорога Юре Полякову. И это очень серьёзная проблема.

И что сегодня случилось? Вот чего не предвидел Солженицын? Действительно, в общем, на мой взгляд, это очень плохой симптом. Практически вот эта идеология декоммунизации, возвращения к старой России, возвращения к ценностям свободы, человеческой жизни, ко всему европейскому гуманизму не получилась. Сейчас победила в России, особенно в послекрымской России в связи с новым железным занавесом, появлением оборонного сознания… Появился новый вариант советской идеологии: ставка на сдерживание, на скромность, на коллективизм, на подчинение личного государственному и так далее.

И поэтому, я думаю, неслучайно… Вы правы, Юра умный человек, он почувствовал. Но, по-моему, он ошибся. Он почувствовал, что вот как раз настало время для победы близких ему идей – и надо отбросить Солженицына. Но реально, если говорить серьёзно (я на этом завершу), ситуация очень серьёзная. Практически мы являемся единственной посткоммунистической страной (может быть, ещё Белоруссия), где декоммунизация не произошла, где практически спустя четверть века началась реабилитация советской системы, советского образа жизни, советских достижений и так далее. Вот и всё.

К. ЛАРИНА: Я в качестве подтверждения вот этой версии Александра Сергеевича Ципко хочу обратить внимание и моих гостей, и наших слушателей на ту формулу, которую употребил Юрий Поляков в своих текстах относительно Солженицына – формула, которая определяет советскую эпоху. Обратите внимание, теперь это называется так – «советская версия русской государственности». Я не впервые слышу эту формулу, я её слышала уже из уст наших новых имперцев-евразийцев, которые у нас не вылезают из телевизора. Они именно сегодня так и называют: либо «одна из форм исторической государственности», либо «советская версия русской государственности». Это многое объясняет. Некий этот симбиоз – шизофренический, с моей точки зрения, а с их точки зрения, нормальный – Русской империи и Советского Союза сегодня и впаривается нам под видом того самого русского проекта, за который нас (говорю я «нас» в широком смысле, как вы понимаете) призывают умереть на полях Новороссии в том числе.

Саша, ты согласен с тем, что говорит Александр Сергеевич? И вот эту формулу странную прокомментируй.

А. ПОДРАБИНЕК: Частично, частично. Но вот то, что говорит Поляков о советской версии русской государственности – это, вообще говоря, просто словоблудие на самом деле.

К. ЛАРИНА: Ну, это принятая у них формула.

А. ЦИПКО: Я отвечу потом.

А. ПОДРАБИНЕК: Да-да-да. И что ж? Да, конечно, они принимают. Они много говорят пустых слов. И за этим стоит, собственно, только одно – желание показать, что советский режим был нормальным, то есть это одна из форм государственности. Вы знаете, применительно к этому можно сказать, что нацизм – это одна из форм немецкой государственности. Почему нет? И так вроде бы смотреть объективно, может быть, даже с каким-то сожалением о том, что вот как тогда было. Много хорошего было: автобаны построили, завод «Volkswagen».

К. ЛАРИНА: Безработицы не было.

А. ПОДРАБИНЕК: Безработицы не было, преступность упала, всех преступников расстреляли, преступников не стало. Можно найти что-то хорошее. Так же и в Советском Союзе. Вот это – попытка приравнять советский режим к нормально функционирующей государственной системе. За этим я вижу только это.

А то, что сам Поляков, как Александр Сергеевич говорит, советский человек – так это стопроцентно, это абсолютно, это по всему видно. И я бы не сказал, что у него есть идеологические противоречия с Солженицыным. Это как-то совсем разные масштабы, нет идеологического спора. Единственное существенное иллюстративное различие состоит в том, что Поляков стал писателем благодаря советской власти, а Солженицын – писатель, не зависимый от советской власти и даже вопреки ей. Потому что Солженицын – это писатель, а Поляков – это работник райкома комсомола, который потом что-то написал и благодаря советскому режиму стал писателем. При других условиях он бы таким человеком не был. Вот всё их различие.

Ну и я думаю, что его гложет зависть к славе Солженицына, потому что Солженицын – писатель с мировой известностью, а Поляков не дотягивает. Помните, как в «Мастере и Маргарите», ехал поэт Рюхин, смотрел на памятник Пушкину и говорит: «Вот стрелял в него этот белогвардеец и обеспечил ему мировую славу». Вот и Поляков так же думает: «Вот что-то так получилось несправедливо. У Солженицына есть мировая слава, и будут праздновать его 100-летие в 2018 году. А вот несправедливо это. И не надо было бы так делать».

К. ЛАРИНА: Кстати, по поводу Юры Полякова. Я к нему всегда относилась с какой-то дружеской симпатией, и мне казалось, что он всё-таки человек небесталанный, и вещи, которые он писал в советское время, такие вот перестроечные, они были весьма даже и неплохи. Но он такой был розоватый, а сейчас как-то совсем стал красным.

А. ПОДРАБИНЕК: Я и говорю – время.

К. ЛАРИНА: Это время такое, да.

А. ЦИПКО: Это время, да. Потому что ну нельзя о Юре говорить так, откровенно говоря: Юра сделал себе популярность так же само, как и Солженицын, благодаря тому, что на самом деле…

К. ЛАРИНА: Как критик советской системы.

А. ЦИПКО: Критик советской системы. И когда опубликовали в «Юности» его «Сто дней до приказа» – это воспринималось, как критика советской системы. И в том-то и дело.

А. ПОДРАБИНЕК: Так это проблема в том, что это человек, который принимает окраску окружающей среды.

А. ЦИПКО: Да. Поэтому надо быть тут аккуратным, потому что всё-таки он достоин уважения.

К. ЛАРИНА: Давайте мы бросим уже эту историю. Александр Сергеевич…

А. ЦИПКО: Но я более о другом. Вы правы. Вот то, что вы говорили. И для меня это важно, я этому сейчас уже посвятил много времени. Вы знаете, что произошло? Такая хитрая идеологическая операция, вы правы: вместо советской системы и марксизма-ленинизма поставили учение об особой русской цивилизации…

К. ЛАРИНА: «Русский мир».

А. ЦИПКО: «Русский мир». Вытащили (хотя, честно говоря, переделали) Данилевского, даже не славянофила. Первые славянофилы были на самом деле западниками.

К. ЛАРИНА: Александр Сергеевич, я вас прерву, простите, ради бога. У нас время новостей. Вот запомните момент, с этого и начнём.

А. ЦИПКО: Да. Поэтому это очень важно. Вы прямо в точку попали вашим замечанием.

К. ЛАРИНА: Возвращаемся мы в программу «Культурный шок». Напомню, что сегодня тема, заголовок нашей передачи «Нужен ли Солженицын современной России?» на фоне полемики, развязавшейся между покойным Солженицыным и ныне живущим Юрием Поляковым. Мы сегодня с нашими гостями – а это Александр Ципко и Александр Подрабинек – пытаемся понять вообще, в какую сегодняшнюю политическую и, скажем так, символическую систему нас сегодня пытается вписать наша сегодняшняя власть.

И действительно ещё раз напомню, что в тексте Юрия Полякова проскользнул этот заголовок, который определяет советскую эпоху как советскую версию русской государственности. В этой связи, конечно же, мы говорим и о факторе аннексии Крыма, и обо всей этой истории, связанной с Новороссией, которая является таким знаменем нового «русского мира». Вот что за «русский мир» сегодня противостоит миру демократических ценностей, мы сегодня и пытаемся определить с нашими гостями.

Я ещё раз напомню номер SMS: +7 (985) 970-45-45 – для ваших определений и ваших вопросов. Ну, кстати, опять же на благодатную почву всё это попадает, потому что все эти власовцы, национал-предатели, некоторые из которых присутствуют сегодня в нашей студии – они как раз… А почему бы не под солженицынскими знамёнами? Я, кстати, не соглашусь, наверное, всё-таки с Александром Подрабинеком, который убеждён, что мёртвого Солженицына можно перекупить и переписать его историю.

А. ПОДРАБИНЕК: Ну, постараются, постараются, приложат силы.

К. ЛАРИНА: Это невозможно, невозможно. Александр Сергеевич.

А. ЦИПКО: Я доведу. Поэтому очень хитрая операция: вместо марксистского, ленинского проекта… Вот Солженицын как раз это (я принёс с собой «Из-под глыб») объяснял, что в Сталине ничего сталинского нет на самом деле. Это первая статья Солженицына, что в Сталине…

К. ЛАРИНА: Книжечка 1974 года издания, издательство «ИМКА-Пресс». Кто понимает, тот понимает, что это такое.

А. ЦИПКО: Да. Что в Сталине ничего особенного нет, это марксистский и ленинский проект. Об этом потом Шафаревич пишет и так далее. Так вот, вместо советского марксистско-ленинского проекта ставится понятие «русский проект», то есть вызывается позитивное отношение к своему. Полностью из русской культуры выгоняется чувство свободы, чувство личности, ценность человеческой жизни, практически вся русская литература абсолютно, вся русская религиозная философия. И остаётся что? Страсть к равенству, равенство любой ценой, скромная жизнь, вместо колхоза монастырь, служение Отечеству.

К. ЛАРИНА: Соборность, соборность.

А. ЦИПКО: Соборность. Ну, я говорю, как это делается, какие манипуляции. Я же посвятил, говорю, целую книгу этому. И получается, что если ты любишь Россию, ты должен любить этот русский проект и должен любить Сталина, и должен считать, что это было олицетворением русской мечты и так далее. Вот эта манипуляция произошла. И на самом деле, на мой взгляд, это очень антирусское, потому что они выкидывают практически, я повторяю... Ведь на самом деле любой образованный человек… В чём смысл вообще русской культуры? Она первая сказала Западу о том, что идея коммунизма опасна, что на крови вот ныне живущих людей никакого счастья не построишь. А тут оправдание! Оправдание колхозам, оправдание насилия.

И самое поразительное. Я на эту тему спорил с Всеволодом Чаплиным, протоиреем. Он в полемике со мной сказал (слушайте дословно): «Поздняя сталинская эпоха с её колхозами, которые не любит Ципко – это был путь, это был русский путь». И вот таким образом происходит благодаря патриотическим чувствам и нынешней антизападной истерии, увы, оправдание, реабилитация – я, кстати, сказал бы даже не советской модели, а сталинской. Потому что ни хрущёвская модель, ни брежневская уже не подходят. Потому что Хрущёв же, как вы понимаете, начал строить дома, начал соревноваться с Америкой. Брежнев вообще реабилитировал на самом деле частный быт и так далее. А вот они берут именно сталинскую систему. Берут сталинскую систему как русский проект.

Поэтому, я повторяю, в этих условиях борец со сталинизмом, автор «В круге первом» и так далее – он, конечно, воспринимается как нечто чужое. И я не верю. Откровенно говоря, если эта идеология, о которой я говорю, она становится – по крайней мере, на многих даже государственных телеканалах или, по крайней мере, для многих людей, выступающих от имени государства – государственной, Солженицына уже не будет абсолютно, его никак не вмонтируешь. И на самом деле это серьёзная проблема. Это не только проблема, кстати, между этим искусственным «русским миром»… Кстати, обратите внимание, в газете «Завтра» выступают многие лидеры Донецкой народной республики. У них точно… Они хотят построить, они и говорят: «Если нынешняя Россия не построила «русский мир» – мы построим его!»

К. ЛАРИНА: Советского типа. Такой гибрид.

А. ЦИПКО: Да. Так это даже… Повторяю, это придуманный гибрид, не говоря о том, что никакого отношения… Кстати, негативное отношение к частной собственности, естественно, негативное отношение к рынку и так далее.

К. ЛАРИНА: Очень интересно. Саша, насколько ты принимаешь вот такую версию?

А. ПОДРАБИНЕК: Конечно, это всё без сомнения так и есть. Я не думаю, что это на самом деле интересно. Мне так кажется, что это неинтересно. Они будут придумывать какую-нибудь идеологию…

К. ЛАРИНА: Но это же поддерживается народом, мы же это видим. Это неслучайно.

А. ПОДРАБИНЕК: Нет, я не вижу это.

К. ЛАРИНА: То есть, получается, это модель, о которой мечтал подспудно народ сегодня, когда он хотел, с одной стороны…

А. ПОДРАБИНЕК: Ксения, а из чего ты сделала такой вывод?

К. ЛАРИНА: Ну, русского хочется.

А. ПОДРАБИНЕК: Из чего ты сделала такой вывод?

К. ЛАРИНА: Хочется русского! Великого и сильного!

А. ПОДРАБИНЕК: Ну, это мифы, это мифы.

К. ЛАРИНА: Мифы?

А. ПОДРАБИНЕК: Это такие же пропагандистские мифы…

К. ЛАРИНА: А как же 84%?

А. ПОДРАБИНЕК: Где эти 84%? Кто их даёт? Какие социологические службы? И потом я тебе должен сказать, что если и есть какой-то такой высокий процент, то это следствие очень массированной пропаганды. Ну, людям можно задурить мозги, вообще говоря. Ну, умели это. В нацистской Германии разве не задурили мозги?

К. ЛАРИНА: Нет, это понятно. Всё это на благодатной почве. Подождите. У нас расчёсывали сколько времени вот эту ностальгию по советским временам.

А. ЦИПКО: Ксения, я хочу поспорить с тобой.

К. ЛАРИНА: И народ этим жил, такое бурление происходило.

А. ЦИПКО: Я хочу поспорить с тобой. Можно?

К. ЛАРИНА: И сегодня наконец-то они нашли такую пирамидку, на которую можно насадить эти кольца советские под названием «великий русский мир».

А. ПОДРАБИНЕК: Можно попытаться насадить это. Но на самом деле реакцию общества мы достаточно хорошо не знаем, потому что у нас отсутствует институт выборов, у нас нет честных опросов, у нас нет свободной печати. Мы такой вывод сделать не можем.

Например, «Левада-Центр» на днях провёл опрос в отношении «Марша мира». И по их данным, 29% поддерживают или скорее поддерживают людей, вышедших на «Марш мира» – это одна треть опрошенных. При том, что перед этим тот же «Левада-Центр» делал заключение о том, что опрошенные, когда их мнение расходится с официальным, боятся давать честные ответы при социологических опросах. Понимаешь, мы на самом деле точно не знаем. Но я тебе скажу, больше того, что это на самом деле и неважно.

К. ЛАРИНА: А по атмосфере разве ты не чувствуешь, что это поддерживается?

А. ПОДРАБИНЕК: Я? Нет, не чувствую, что это поддерживается.

К. ЛАРИНА: Нет?

А. ПОДРАБИНЕК: Нет. Многие поддерживают. Ну что? Ну, вот ленточки вешают, георгиевские колорадские ленточки. Ну и всё. Но, смотри, к примеру, сколько людей вышло на «Марш мира» и сколько людей выходит на официозные митинги – при том, что их привозят на автобусах. Вот Шендерович об этом хорошо написал. Давайте сравним инициативу людей, которые выходят за мир, и инициативу людей, которые хотят продолжения войны – несравнимо.

И опять-таки я думаю, что главное дело не в этом. Конечно, власть будет пытаться создать какую-нибудь идеологию, которую легко применить в тоталитарных целях. Она может быть разная: она может быть левая, может быть правая, может быть религиозная. В мире полно всяких примеров. Проблема в том, как этому противостоять, и что должно делать остальное общество, чтобы не допустить торжества этой идеологии. Я вижу в этом проблему, а не в том, чтобы подумать, ну, проанализировать, какова эта идеология, что они выстраивают. Они выстраивают тоталитарный режим и пытаются найти для него оправдания, это понятно. Оправдания могут быть разные. Проблема в том, как мы на это реагируем.

К. ЛАРИНА: Александр Сергеевич.

А. ЦИПКО: Ну, я не знаю, насколько это представительно. Я всё-таки лето прожил в этом году в деревне Спас под Калугой, рядом великий красивый Спасо-Воротынский монастырь. Уже почти скоро четверть века я там живу. И общаясь именно с коренными крестьянами…

К. ЛАРИНА: И что говорят?

А. ЦИПКО: Мои дорогие, всё намного сложнее.

К. ЛАРИНА: А был уже тогда «крымнаш», когда вы там были в последний раз?

А. ЦИПКО: Естественно. Я вернулся только четыре назад. Первое – конечно, эйфория была безумная: «Наконец-то мы показали! Всё переживём! Войну пережили». Абсолютно…

К. ЛАРИНА: Видишь, как это заразительно?

А. ЦИПКО: Да, это было действительно. Причём, ребята, это шло изнутри.

К. ЛАРИНА: «Америкосам покажем всем, какие мы!»

А. ЦИПКО: Да, америкосам. Всё это шло. Но я занялся. Вот сейчас я это изучаю, настроения, и пытаюсь понять. Потому что это действительно коренные… Но, правда, учтите (ещё Тургенев писал), калужане коренным образом отличаются. Это бред, что они не любят собственность, не любят торговлю. Они прекрасно работают и так далее.

Но что произошло во время последнего приезда? Тут коренные произошли перемены. Количество поддерживающих присоединение Крыма уменьшилось: по крайней мере, из 10-12 респондентов – ненамного, на 2 человека. Поэтому то, что говорит этот Жириновский: «У нас 70% населения готовы вернуться к патриархальной жизни, где не будет рынка!» – ничего подобного. Появляется недовольство ростом цен. Начинаются разговоры, типа: «Александр, а ты нам скажи, а пенсии останутся или не останутся?» На сегодняшний момент уже военные действия на Украине поддерживаются, как правило, теми, кто служил в армии. Профессиональные военные, да, поддерживают, они даже говорят: «На Киев надо идти». Но женщины абсолютно все боятся. Все уже знают по поводу цинковых гробов.

И самое главное, что не учитывают и эти люди из Донбасса, и власть. Понимаете, вот эти… Я понял: это не антизападные настроения, это типичная для русского человека… Это, кстати, описывал Некрасов, если помните, в «Сумерках, в «Бесах» у Достоевского. Это взрыв немотивированной агрессии. У Достоевского есть в «Бесах», то есть в «Братьях Карамазовых». Так вот, раньше эта немотивированная агрессия была сначала направлена на узбеков и таджиков. Ну, в Калуге особенно армянами недовольны, много армян, негде торговать и так далее. Теперь она переместилась сюда. Но сам факт…

К. ЛАРИНА: На Украину вы имеете в виду?

А. ЦИПКО: На Украину, да. И причём никто мне раньше не говорил, а теперь (у меня же украинские): «Твои украинцы сюда понаехали».

К. ЛАРИНА: Кстати, про лиц кавказской национальности уже никто не вспоминает.

А. ЦИПКО: Уже никто не говорит. «Твои украинцы сюда понаехали из Донбасса. Эти несчастные люди из Донбасса получают по 800 рублей, пьют в Калуге целый день пиво, не работают. А мы получаем по 12-15 тысяч». Вот вам дословно, что говорил, кстати, мне довольно… Ну, я считаю его одним из умнейших людей в деревне, он смотрит всё телевидение и так далее. Поэтому эти разговоры о том, что будет массовый энтузиазм… Всё по-другому. Да, присоединение Крыма до сих пор – за исключением двух женщин, которые уже начинают мне говорить, что это не надо было – все поддерживают. Но страх перед ухудшением экономической ситуации, страх потерять тот достаток, который у них был вот именно в эти путинские десять лет (как бы они ни ругали, они его любят всё-таки за то, что он им дал это благосостояние) – вот это настроения последней недели. И, учтите, это деревенское…

К. ЛАРИНА: Но тем не менее, Александр Сергеевич, создание этой мифологии, этого «русского мира» – это попытка создать новую идеологию, какую-то модель предложить, какой-то проект, выражаясь их языком?

А. ЦИПКО: Между нами говоря, они об этом проекте ничего не знают. Кстати, я знаю, потому что всё-таки за четверть века кто-то уже ушёл из стариков, кто старше меня на лет 10-15, уже ушли. На самом деле русский человек очень критично к самому себе относится. И вот эти идеологи этой особой русской цивилизации, которые придумывают мифы, никогда в жизни не найдут никакого отзвука у простых людей. Может быть, это на какую-то часть интеллигенции. Нет, люди на самом деле очень практичны и прагматичны. Единственное, что мы, перестройщики, не учитывали: вот эта Русь такая коренная, провинциальная, которая занята заботами о хлебе насущном, которая пережила эти страшные 90-е… Когда вы говорите «антизападные настроения», мы не понимаем. Это надо знать, что такое Запад. Это для них…

К. ЛАРИНА: Послушайте, в советское время тем более никто не знал, что такое Запад, но все его ненавидели, и Америку ненавидели.

А. ЦИПКО: Володя Познер недавно говорил на «РБК», он точно сказал: «Не любили Америку как олицетворение капитализма, но к простым людям не было ничего».

К. ЛАРИНА: Понимаете, в чём дело? Пытаюсь я тоже для себя объяснить, почему эти все зёрна пропаганды так просто заколосились сразу же, как будто в чернозём это всё кинули, и как будто эта почва ждала именно этого. Чего только на неё ни бросали – и демократические ценности, либеральные какие-то идеи, чёрт знает что, – ничего не росло! А это кинули – и вдруг всё заколосилось, как конопля, сразу же!

А. ЦИПКО: Это правда.

К. ЛАРИНА: Но как? Почему? Эта благородная ярость, благородная ненависть. Ведь подспудно, получается, все эти годы, начиная с 1991-го, с августа 1991 года, всё равно ненависть к любым реформам, ненависть к понятию рынка, ненависть к понятию частной собственности, ненависть к Солженицыну и диссидентам. Ведь так легко… Опять же, я помню, когда Кургинян впервые бросил в массы эту идею ненависти к диссидентам, называя нынешних либералов (у них это же с негативным окрасом идёт): «Либералы – это наследники диссидентов, которые всю жизнь боролись против собственного народа и своей Родины». Ведь это очень легко легло опять же на эту благодатную почву.

А. ЦИПКО: Ну, понимаете, тут надо быть…

К. ЛАРИНА: Сегодня спросите про Солженицына, кто он – вам те люди, которые когда-то слышали эту фамилию, скажут: «Предатель. Литературный власовец».

А. ЦИПКО: Ксения, насколько всё сложнее. Вот этот человек (я не буду называть его фамилию), он по мировоззрению жёсткий антикоммунист, даже в какой-то степени власовец.

К. ЛАРИНА: О ком вы говорите?

А. ЦИПКО: Ну, свой сосед. Он даже власовец. Вы, наверное, не знаете, что среди православных провинциальных священников очень много… Они делятся. Они делятся на просталинских и провласовских, если уж хотите знать правду. Но при всём при этом, при своём антикоммунизме, вы не забывайте, Калуга – там же уйма потомков раскулаченных, расстрелянных большевиками. Они живы, они это помнят. Не так всё просто, как мы изображаем. Но меня поразило. Человек, который говорит, что: «В Советском Союзе все герои Соцтруда были проститутки, – и так далее, и так далее. – Моя мать была рабыней, работала…»

К. ЛАРИНА: То есть они всё знают.

А. ЦИПКО: Да, он всё это говорит. Но когда вдруг я ему начал объяснять об опасности санкций, он меня спрашивает… Я ему, кстати, пересказывал то, что Медведев говорил в Сочи, был предельно лояльный. И вдруг этот человек, который ненавидит коммунистов и советскую систему, мне говорит: «А надо брать пример с Северной Кореи! Они не боятся санкций». Вот вам тип сознания.

А. ПОДРАБИНЕК: Ну, это просто очень странный антикоммунизм.

А. ЦИПКО: Мой дорогой, я тебе говорю, как оно есть.

А. ПОДРАБИНЕК: Ну, я могу на одного такого человека привести десяток противоположных примеров. Это непоказательно.

А. ЦИПКО: Пожалуйста.

А. ПОДРАБИНЕК: Да нет. Это непоказательно, поэтому об этом и говорить даже не стоит. А вот твои опасения, Ксения, о том, что падает и всё так заколосилось. Я тебе скажу, что общество вообще довольно легко манипулируется, особенно когда средства массовой информации сосредоточены в одних и очень недобрых руках.

К. ЛАРИНА: Государства.

А. ПОДРАБИНЕК: Государства, да. И я должен сказать, что посеять зло, пробудить в людях низменные чувства гораздо проще, чем благородные.

А. ЦИПКО: Это правда.

А. ПОДРАБИНЕК: Посеять благородные побуждения сложнее: на это требуется больше времени, это надо объяснять, для этого должна быть свободная пресса, для этого должны быть умные люди. А когда вся общественная сфера заполнена всякими такими шавками, которые поддакивают Кремлю, которые смотрят в завтрашний день, как будет завтра, и: «Давай-ка мы сегодня выступим», – как Поляков…

К. ЛАРИНА: Когда началась свобода слова, по сути, гласность? При Горбачёве, да? Будем считать так. Когда телевидение и газеты стали другими. Это был 1987 год где-то, когда стали открываться архивы, когда люди стали читать журнал «Огонёк», «Московские новости», смотреть программу «Взгляд» и прочее. С 1987 года сколько прошло до конца этого счастливого периода свободы слова? Когда она закрылась? Есть точка?

А. ПОДРАБИНЕК: Да, 2000 год.

К. ЛАРИНА: «Курск»?

А. ПОДРАБИНЕК: Разгром «НТВ».

К. ЛАРИНА: Разгром «НТВ». 2000-й.

А. ЦИПКО: А на мой взгляд, вот здесь мы уже…

А. ПОДРАБИНЕК: Ну, это довольно условно, потому что 1987 год – это была ещё не свобода слова.

К. ЛАРИНА: Но всё равно это атмосфера другая.

А. ПОДРАБИНЕК: Перестали сажать за самиздат, перестали сажать за нелегальную прессу. Да, можно сказать, что это свобода слова. Но это свобода слова по нашим российским понятиям.

К. ЛАРИНА: Всё равно начались открытия, у людей прояснение мозгов случилось, массово. Люди читали это. Не только избранные читали газеты и журналы, а вся страна. «Боже мой, какой ужас!» – говорили. Открывались архивы, люди узнавали, что было вообще.

А. ПОДРАБИНЕК: Да-да-да. Хотя…

К. ЛАРИНА: Я про что хочу сказать? Ну сколько получилось?

А. ПОДРАБИНЕК: 13 лет.

К. ЛАРИНА: 13 всего?

А. ПОДРАБИНЕК: Да. Но этого мало.

К. ЛАРИНА: Мало?

А. ПОДРАБИНЕК: Этого очень мало. Потом, обрати внимание, что для свободной прессы были созданы совсем не те же условия, что для официозной. И был довольно сильный административный ресурс, было сильное вмешательство. Может быть, не сажали людей за то, что они пишут, но условий равных для свободной прессы и той, которая была сосредоточена в руках государства, не было.

А. ЦИПКО: Я, в отличие от правозащитника, больше оптимист. Мои дорогие, сам тот факт, что мы на эту тему говорим – это говорит о том, что свобода слова сохранилась. Но проблема…

К. ЛАРИНА: Где мы говорим?

А. ЦИПКО: Но тем не менее мы говорим всё, что думаем.

А. ПОДРАБИНЕК: Ну как? Она сохранилась, когда сидят люди за то, что они написали.

А. ЦИПКО: Но проблема в другом.

К. ЛАРИНА: А кто сидит за то, что он написал?

А. ПОДРАБИНЕК: Стомахин. Борис Стомахин сидит, который написал не очень хорошие вещи, мне они совершенно не нравятся, но он написал просто, это просто слова.

К. ЛАРИНА: Нет, что борьба с инакомыслящими идёт активно, вы это видите прекрасно.

А. ЦИПКО: Да. Но тем не менее здесь пока, на «Эхе Москвы», слава богу, её не видно. Но проблема в другом. Если в рамках советской системы что-то прорывалось, оно оказывало громадное влияние (мне неудобно напоминать, помните, это был 1988 год, мои первые статьи «Истоки сталинизма», 7 миллионов – и всё, и марксизм умер), то сейчас свобода слова не может оказать влияние, потому что это другая…

К. ЛАРИНА: То есть если сейчас взять и сменить статистов, которые в телевизоре выступают, и чтобы выходили туда на те же ток-шоу Подрабинек, Ципко и прочие национал-предатели – вы считаете, это никакой реакции, ничего не изменит в обществе?

А. ЦИПКО: Ну, коренным образом не изменит, потому что вы не учитываете то, что обнаружилось…

К. ЛАРИНА: Кстати, я сама себе противоречу.

А. ЦИПКО: Коренным – ничего. Потому что надо правду увидеть, которую мы не понимали, перестройщики, о чём я говорю. Общество расколото. Эти люди, с которым общаюсь… И, кстати, что мы ещё не учитываем? Это главное, что я хотел сказать. Самое страшное, что я понял в последние дни: на самом деле до сих пор нет никакой единой русской нации. Вот есть мы, представители интеллигенции, говорящие о свободе слова…

К. ЛАРИНА: Кстати, и интеллигенция тоже разная.

А. ЦИПКО: Но тем не менее подавляющая часть. И подавляющая часть населения – те, которые… Ну, это, может, случайно, они никуда не выезжают. Вы же знаете, сколько у нас паспорта заграничные имеют – 16%. 84% не имеют. Так вот, та часть Россия, которая в этом смысле патриархальная… Правда, я тоже себе противоречу. Она всё-таки воспринимала во время перестройки что-то.

А. ПОДРАБИНЕК: Вот именно. Понимаете, вы сами себе противоречите. И в 1987 году, вспомните, когда средства массовой информации стали свободными, ну, их перестали закрывать, перестали их давить – общество изменилось. Если сейчас убрать диктат власти в телевидении, через год мы не узнаем нашу страну. Вы напрасно считаете, что у нас народ такой лапотный, что он невосприимчив к правде, что он невосприимчив к справедливости, что его заботит только брюхо. Ничего подобного!

Это старые сказки, которые очень благополучно живут при тоталитарном режиме: вот человеку надо только наесться. И это абсолютное вранье. И 80-е годы, середина 80-х годов очень хорошо показала, что это неправда. Потому что люди хотят справедливости, люди хотят правды – и только надо дать возможность эту правду до них донести. Это задача интеллигенции, это задача журналистов, задача публицистов, задача политиков (оппозиционных политиков на сегодняшний день). Если это удастся сделать, страна будет другой.

А. ЦИПКО: Дай…

К. ЛАРИНА: Всё! Мне нравится этот финал. Не надо! Другого не надо!

А. ЦИПКО: Нет, я просто перебью одним словом.

К. ЛАРИНА: Александр Сергеевич, мы закончили!

А. ЦИПКО: Правда состоит в том…

К. ЛАРИНА: Всё. Я всё закрыла. Александр Ципко, Александр Подрабинек, Ксения Ларина и Александр Солженицын, который остаётся в нашей истории настоящим героем, а не предателем.

Источник: Радиостанция ЭХО МОСКВЫ.
 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ