О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
КОРДОЧКИН Андрей (протоиерей)
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

Протоиерей Георгий ОРЕХАНОВ: интервью

ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)Протоиерей Георгий ОРЕХАНОВ (род.1962) - доктор исторических наук, доктор церковной истории, кандидат богословия: Видео | Интервью | Статьи | Аудио | Фотогалерея.

УРОКИ ЛЬВА ТОЛСТОГО

– 100-летие со дня смерти Л.Н. Толстого – это просто повод поговорить о нем, о проблемах его творчества и жизненного пути, а для кого-то и возможность отметиться в информационном пространстве? Или писатель по-прежнему остается очень актуальной фигурой?
– Что касается повода поговорить о Толстом, то мотивация заняться этим у разных людей может быть различная. Тут налицо полный набор мотивов: для одних Толстой – это значимое явление русской культуры, для других – любимый писатель, для третьих – возможность поднять бурю в стакане воды, для четвертых – возможность пнуть Церковь. Присутствует все, но трудно судить, в каком соотношении.

Если же отвечать на вопрос, насколько тема Толстого важна и актуальна вообще, то для меня тут присутствуют, прежде всего, два аспекта: русская культура и Русская Церковь. Что касается первого, то очень важно понимать: культура устроена таким образом, что помогает решать Церкви ее воспитательные задачи. Я не представляю себе обучение в современной школе без русской литературы или истории. Хотя сейчас иногда выходят такие учебники, где воспитательный аспект культуры игнорируется, а вместо этого дается абстрактный набор знаний или просто дети сознательно дезинформируются. А таким способом русского человека воспитать невозможно, поскольку для него должно быть обязательно что-то дорогое: традиции его семьи, родины и прочее. С этой точки зрения, и Л.Н. Толстой, и Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, Н.В. Гоголь и многие другие русские писатели всегда будут оставаться значимыми фигурами. Мы должны отдавать себе отчет в том, что наше поколение уйдет из жизни, а Толстого и Достоевского все равно будут читать. И обязательно будут люди, для которых мысли, заложенные в произведениях этих писателей, останутся значимыми, актуальными и дорогими. Поэтому, какими бы мотивами люди ни руководствовались, говоря о 100-летии кончины Толстого, этот разговор может получиться глубоким и серьезным.

Что же касается второго, то какими бы мотивами люди ни пользовались, чтобы в чем-то в очередной раз обвинить Церковь, для нее это значимый вызов. Церковь должна четко и внятно объяснять свою позицию и по этому вопросу, и по многим другим, в том числе и по отношению к культуре и к весьма важному отрезку истории России – всему XIX и началу XX века. Важность всего этого я могу показать на одном примере. Два года назад мне довелось участвовать в одной телепередаче на канале «Культура», посвященной личности Г. Распутина. Каково же было мое изумление, когда, придя на следующий день в Архив литературы и искусства (я там тогда работал), я услышал слова благодарности от тамошнего сотрудника за то, что я в передаче четко обозначил церковную позицию. Я был потрясен тем, что люди могут так на это реагировать.

– Насколько сильно сегодня, через 100 лет после смерти, искажен образ Толстого?
– Беда и проблема заключаются в том, что мало кто читал Толстого серьезно. Как правило, знакомство с ним ограничивается школьным изучением романа «Война и мир». Роман «Анна Каренина» в школе не изучают, а «Воскресение» и поздние религиозные трактаты писателя – очень тяжелые и бесталанные, с моей точки зрения, произведения, которые и не хочется читать, хотя многие толстоведы со мной в этом не согласны. На мой взгляд, дневник Толстого – самое значимое его творение, которое было бы полезно изучать, но он не доступен для чтения, потому что 90-томное полное собрание сочинений писателя издано очень маленьким тиражом специально для научных библиотек, и простому читателю подержать его в руках практически невозможно.

Итак, реально сейчас Толстого знают плохо, а с другой стороны, его религиозные произведения, написанные после так называемого «переворота» 1881 года, оставляют, повторю, очень тяжелый осадок. Я в глубине души вообще не верю, что это подлинный Толстой. То, что он издал для большого числа читателей, то, что сформулировано в жестких религиозных концепциях, в некоей религиозной проповеди, на мой взгляд, не отражает глубины и подлинности его переживаний. Для меня подлинным является его дневник, из которого видно, как он сомневался в своих выводах. Вот этим, главным образом, Толстой и ценен, потому что часто (но не всегда) дает образец вдумчивого и очень честного по отношению к себе поиска. А главная беда заключается в том, что в этом поиске он не нашел нужную дорогу – то, что отец Георгий Флоровский называет «церковно-исторической магистралью». Но такое в жизни бывает, и, к сожалению, случилось не только с Толстым.

– Если посмотреть на Толстого не как на «зеркало русской революции», а как на зеркало, в котором отражалась вся жизнь русского общества: культурная, церковная и т.д., то на какие болячки в первую очередь стоит обратить внимание?
– Толстой для русского общества был чрезвычайно важной фигурой. Могу привести очень много свидетельств этому, но остановлюсь на одном – словах Чехова. Он сказал приблизительно так: в наше время очень многие воздерживаются от постыдных поступков только потому, что жив Толстой. Вот какое значение и авторитет он имел для определенной части русского общества. Конечно, не нужно преувеличивать его роль и говорить, что он был учителем для всего русского общества, пророком русского народа, – это не так. Но для определенной части людей, которые потом пришли в Церковь, он, особенно в их юности и молодости, имел колоссальное значение. Тут можно сослаться на С.Н. Булгакова, ставшего впоследствии священником, или писателя Бориса Зайцева, которые свидетельствуют, что их молодость без Толстого, без его зачитанного до дыр собрания сочинений в двенадцати томах была бы иной. Почему? И здесь главное вовсе не в том, что Толстой был религиозным писателем, – собственно, с его религиозными трактатами не так просто было ознакомиться, потому что издавались они не в России. Правда, имел место уникальный феномен русской жизни, когда каждое новое произведение писателя, даже еще не изданное, переписывалось в большом количестве экземпляров и быстро распространялось. Главное в ином: Толстой срывал все маски, он, как говорили современники, был медведем, ломающим дуги. То есть старался показать, что современная ему политическая, социальная жизнь, современные искусство и наука есть в общем-то обман и самообман.

Но таким же обманом Толстой считал и религиозную жизнь. Но если дело касается веры, нужно помнить вот о чем. Человек не может просто взять уже готовые ответы на важные вопросы, не пропустив все это через свои сознание, сердце и душу. Когда этого пропускания через себя нет, это часто может привести к очень тяжелым результатам. Что и происходило, особенно в ситуации XIX века, которому был присущ «синодальный стиль благочестия» – особый вид государственной религиозности, когда внешне все выглядит благополучно: строится много церквей, открываются монастыри, а собственно сама религиозная жизнь довольно вялая, и многие вопросы веры зачастую остаются без ответа. И над этим Толстой тоже думал. Но его поиски завели в конечном счете в тупик, в рациональную ловушку, он отверг Церковь и стал очень примитивно критиковать ее учение.

– Толстой является очень яркой иллюстрацией духовных исканий интеллигенции. Более выразительную вряд ли найдешь не только в его время, но и в последующее. И в то же время это очень наглядный пример, чем подобное богоискательство может закончиться. На каких моментах его поисков следует заострить внимание, чтобы уберечь от таких же итогов современных людей, столь же рьяно «ищущих истину»?
– Здесь нужно учитывать объективные и субъективные моменты. Субъективный момент – это личность Толстого, которая сформировалась в определенную историческую эпоху. В немецком языке есть замечательное слово, которое сегодня практически невозможно найти ни в одном словаре – die Verortung. Его очень сложно перевести на русский язык; оно обозначает набор текстов, идей, которые формируют личность, – своего рода «духовную родину» человека. Для Толстого такой родиной была эпоха XVIII века, эпоха сентиментализма и религиозного позитивизма, выраженная во французском варианте через Ж.-Ж. Руссо. Это все определило толстовское восприятие христианства. Ведь Толстой был совершенно не восприимчив к христианской мистике. Отсюда его борьба с идеей Воскресения, с Евхаристией, с христианскими догматами и т.д. И это первый момент, на который я обратил бы внимание, когда речь заходит о воспитании наших детей. Сегодня наиболее актуальной задачей для нашего поколения, сравнительно недавно пришедшего в Церковь, является то, как оно передаст веру детям. Первое, что нужно им объяснить: в христианстве самым главным является мистическая сторона, Воскресение Христово. То, о чем говорит апостол Павел: если Христос не воскрес, наша вера тщетна. Без этого, да еще если мы сами в это не верим, мы ничему наших детей научить не сможем. А Толстой в это верить не мог в силу своего личностного склада. Это его трагедия, это мучило его всю жизнь.

Другой важный момент заключается в том, что наша современная церковная жизнь очень часто является проблемной: нам нечем увлечь молодежь, не хватает чего-то значимого, чем Церковь должна жить, потому что мы не хотим отказаться от того жизненного шлейфа, который мы часто несем в храм Божий. Здесь Толстой может сказать нашему поколению многое, потому что он был человеком совершенно безапелляционным. Он прямо пишет, что если ты христианин, то не должен пить, курить, совершать тяжелых грехов и пр. Он это понимал. Но он совершенно не понимал другого – что христианская жизнь не может ограничиваться только моральными заповедями. Если человек в этом замыкается, если он считает, что христианство – это набор нравственных правил, даже очень высоких, и ничего больше, его вера тщетна. А для Толстого главным был набор жизненных правил, и в этом тоже особенность его натуры. Если внимательно читать его дневник, то видно, как всю жизнь он задавал себе какие-то определенные правила: надо вставать рано, надо заниматься изучением иностранных языков и прочее. И вот на каком-то жизненном этапе он нашел для себя главное правило – Нагорную проповедь, которая и стала для него религиозным кредо. А это еще не все христианство. И, конечно, нужно отчетливо понимать, что, находясь в состоянии явно бесовской злобы, богохульной одержимости, он сказал (в романе «Воскресение», например, или в «Ответе Синоду») много такого, что православному человеку понять и простить очень сложно.

– Получается интересная ситуация: Толстой, ищущий Бога, занимался рассуждением о Боге, не будучи молитвенником, и зашел в тупик; но многие сегодняшние христиане-молитвенники, ограничивающие свою религиозную жизнь вычитыванием правил, тоже заходят в тупик.
– Я не уверен, что именно такая параллель будет правильной. Конечно, толстовский путь был тупиковым, и, к сожалению, путь многих современных христиан ведет в тупик. Мы на каждом шагу видим, что наша христианская жизнь не приносит каких-то значимых и видимых плодов. Да, для нас 20 или 30 лет назад произошло важное событие – мы пришли в Церковь, но почему-то наши дети часто вырастают хулиганами, плохо учатся и не имеют ни к чему интереса, не способны ни к чему. И для меня всегда оставался открытым вопрос: почему мы не можем передать своим детям свою веру? Почему то, что для нас важнейшее в жизни, для них часто таковым не является – вот главный вопрос нашей современной церковной жизни. Означает ли это, что потеряна преемственность? Или мы сами гасим то духовное пламя, которое когда-то горело в нашем сердце? Ведь если зажженное в твоем сердце пламя веры ты никому не можешь передать, это означает только тупик.

Мы все время должны помнить о молодежи. Мы все время должны спрашивать себя, как сделать так, чтобы наши дети полюбили Церковь, полюбили молитву, как научить их этому.

Вот этой особенностью сегодняшней церковной жизни – когда, вместо сосредоточения на внутренней духовной работе, отдаются каким-то внешним проявлениям своей веры – довольно успешно пользуются некоторые близкие к Церкви люди, которых, наверное, можно назвать неотолстовцами. Я должен сказать, что такой подход самому Толстому был чужд. Многих современных людей можно назвать неотолстовцами не потому, что они являются последователями писателя – многие из них никогда его сочинения не открывали, а потому, что их путь также является тупиковым, но по другой причине. На самом деле для личности Толстого были характерны две особенности: поиск в себе чего-то глубокого и подлинного, неприятие всего внешнего, мишурного и театрального – и в то же время какая-то одержимая невосприимчивость к церковной вере. Это хорошо видно по его произведениям. Вот в романе «Война и мир» Толстой смеется над театром, не желая принять серьезность этого действа. Выставленные крашеные декорации и толстые люди, поющие тонкими голосами на сцене и изображающие юношей, для него неправда. Наша современная жизнь любит воспроизводить эти декорации, когда выстраивается красивый задник и людей призывают к неким красивым идеям, которые на самом деле являются пустышками.

В Церкви плод может принести только то, что идет от сердца. А самое главное христианское свойство, которое может идти от сердца, – это смирение. Для христианина, как это ни парадоксально, нет ни права, ни возможности отстаивать какие-либо истины – политические, экономические или нравственные – с помощью зла. Главное оружие христианина – это смирение. В каком-то смысле Толстой это понимал, ведь не случайно возникает этот тезис о непротивлении злу силой. Все-таки он осознавал, что зло злом победить невозможно. Другое дело, что Толстой под этим понимает, ведь ему самому не хватало именно этого элементарного смирения. Ему возражали многие современники, в том числе Владимир Соловьев в своих «Трех разговорах». Но в целом христианские корни в этом учении о непротивлении присутствуют, их можно найти. Толстой осознавал, что нельзя мир перестроить по своему произволу насильственным путем, поскольку будет еще хуже.

– Сегодня можно наблюдать – и у нас в стране, и за рубежом – ярко выраженный интерес образованных людей к русской духовной культуре. А у входа в эту заветную область уже много времени двумя бессменными столпами стоят Толстой и Достоевский. Почему так?
– Да, действительно, с русской духовной культурой во всем мире люди знакомятся по произведениям Толстого и Достоевского. Почему только эти писатели? Это особенность русского XIX века. Мы часто говорим о том, что русская литература, русская культура пропитаны христианскими мотивами. Да, конечно, Н.С. Лесков тоже много написал о Церкви, правда, скорее, о ее традициях и священнослужителях. Были и другие писатели, которые размышляли на эту тему. Но глубокий смысл русской духовной культуры выражается, по преимуществу, в произведениях Толстого (до 1881 г.) и Достоевского. Причем важно, что в какой-то промежуток времени они жили вместе и творили вместе. Для меня принципиально важно, что это 70-е годы XIX века – особенное время, когда происходила переоценка ценностей с точки зрения религиозной и духовной. И хотя эти два человека никогда в жизни не встречались и не обменялись ни одним письмом, что тоже для нас довольно поразительно, тем не менее, они в определенном смысле всю жизнь вели диалог. Причем после смерти Достоевского в 1881 году религиозные трактаты Толстого представляли собой диалог с уже умершим писателем. Мы не можем с уверенностью сказать, почему Богу было угодно, чтобы для многих поколений интеллигентов русская религиозная идея нашла реализацию в этих двух людях. И очень важен здесь еще один момент: эти люди сопоставимы по своему литературному дару. Толстой, что видно хорошо по его записям и репликам, очень скептически относился к художественному дарованию Достоевского, но в то же время обращает внимание на себя такая деталь: он как бы все время помнит о его присутствии. Даже через 20 лет после его смерти. Эта фигура была для него значимой не случайно. Последний роман, который Толстой читал – незадолго до своей смерти, – это «Братья Карамазовы». В толстовском экземпляре романа, который до сих пор хранится в Ясной Поляне, на полях есть его примечательные пометки. Интересно, над каким местом романа размышлял Толстой: это был отрывок из писаний старца Зосимы о геенском огне. Толстой всю жизнь уверял своих читателей, что нет никакого ада, никакого геенского огня, но его самого незадолго до ухода из Ясной Поляны этот вопрос очень волновал! И для него самого в глубине сердца этот вопрос никогда не был решен окончательно.

– В Голливуде сняли фильм «Последнее воскресение» – о последнем периоде жизни Толстого. Чем же Толстой может быть интересен современным американцам? Ведь сопродюсер картины Андрей Кончаловский был удивлен смелости режиссера, обратившегося к этой теме.
– Эта сфера искусства мне лично плохо знакома. Но мне приходится смотреть с детьми фильмы, которые им могут быть интересны. Для меня было открытием узнать, что существуют очень неплохие американские фильмы, сделанные в последние десять лет, например «Императорский клуб» или «Игры разума». Фильмы заставляют задуматься о целом ряде вопросов. И я могу предполагать, что кто-то в США тоже задумался над вопросом: а что ожидает наших детей, в каком мире они будут жить? Современное общество напичкало их рекламой и порнографией, они с молодости часто причастны в той или иной степени разврату, их на каждом шагу соблазняют сигаретами и спиртным. Возникает закономерный вопрос: дальше что? Какие люди выйдут из этой «кухни»? Наверняка, кто-то на эту тему размышляет, потому что в тех же США в последнее время ведется активная борьба с курением, проповедуются семейные ценности и т.д. И я могу выдвинуть гипотезу, что с этой точки зрения фигура Толстого является привлекательной для американских зрителей, потому что это возможность простым языком сказать о ценностях, имеющих хоть какое-то отношение к христианству, сделать некий вклад в копилку воспитания подрастающего поколения. Однако, судя по тем диким и нахальным интервью, которые раздает в последнее время один из актеров, снявшихся в этом фильме, все это имеет мало отношения к русской действительности начала ХХ века и к самому Толстому. Часто эти интервью отдают какой-то невообразимой пошлостью, особенно когда актеры заявляют, что начали читать «Войну и мир», но не дочитали.

– В своих произведениях Толстой постоянно возвращается к вопросу религиозного мировоззрения, показывая, насколько для него важно отношение Церкви и христианского учения к человеку и его свободе. Сегодня Церковь очень активна. Какую степень свободы она дает современному человеку в его политических, интеллектуальных и религиозных исканиях?
– Что касается Толстого, то у него с самой идеей Церкви были большие проблемы, поскольку он не считал, что человеку нужна Церковь в его религиозных поисках. До конца 70-х годов XIX века у него еще были какие-то сомнения на этот счет, он «экспериментировал» с этой стороной своей жизни, сделал попытку стать членом Церкви, участвовал в богослужениях, исповедовался и причащался. Последний раз он причащался в апреле 1878 года. По своей гордыне и особому складу души он не мог принять в церковной жизни многих вещей. Ему совершенно была чужда идея Евхаристии, идея того, что Церковь есть тело Христово и мы становимся соучастниками жизни этого тела только в той степени, в какой мы причащаемся святых Христовых таин. Он на эту тему размышлял и пришел к очень печальным выводам. А затем, через 20 лет, он создает отвратительный, очень страшный пасквиль, пародию на литургическую жизнь в романе «Воскресение» – то, чего ему не могли простить даже очень близкие по духу люди. Для русских читателей это произведение, с одной стороны, было большой неожиданностью, а с другой – чудовищным кощунством. В 1899 году, можно сказать определенно, пародия на литургию в 39-й главе первой части романа «Воскресение» было самым страшным, что когда-либо русский человек написал о Церкви. Это была настоящая национальная трагедия.

Толстой совершенно определенно писал в своих трактатах о том, что Церковь является препятствием для современного человека в его развитии. Это очень печальное недоразумение, беда, но в конце XIX века так думали многие русские люди. И, собственно, Первая мировая война и последующий большевистский переворот были той мерой, которую послал Господь, чтобы люди хоть в какой-то степени пришли в себя. Между прочим, этот душевный переворот очень хорошо виден по такому интересному источнику, как дневник И.А. Бунина «Окаянные дни». Интересно, что изданный в 1918 году сборник «Из глубины», в который вошли работы выдающихся русских философов, в частности Н.А. Бердяева и С.Н. Булгакова, был «оперативной» реакцией на то, что произошло с Россией. Главный вопрос, который волнует авторов этого сборника: как вообще в русской жизни такое могло произойти? И русские философы находят ответ в том, что огромная доля вины лежит на Толстом, поскольку его кощунства против Церкви, развращающие молодежь, читали – и не возражали. Авторы сборника «Из глубины» отчетливо видели, что в России происходил «дьяволов водевиль» (удачное выражение героя Достоевского Ивана Карамазова). В том и заключается главный парадокс личности Толстого, что он по-своему был религиозным человеком в своих поисках и стремлении найти религиозную правду, его можно было бы даже считать богоискателем в истинном смысле этого слова, но его богоискательство окончилось катастрофой – личной и общественной, потому что все религиозные поиски должны заканчиваться церковной оградой. Этого Толстой не понял и сердцем своим не принял. Здесь для нас главный, трагический урок толстовства. Повторю: если религиозные поиски человека не приводят его к церковным вратам, то они всегда оканчиваются катастрофой. Как бы благочестивы, как бы содержательны и внешне интересны они ни были.

– А эти аргументы Толстого, что Церковь препятствует развитию человека во всех сферах его жизни, насколько сегодня могут быть использованы противниками Церкви?
– Они, конечно, и используются противниками Церкви. Возьмите выступления покойного академика В. Гинзбурга. Его главный аргумент: «Истинно и подлинно только то, что соотносится с человеческим разумом и что может быть проверено в эксперименте». Достижения физики – подлинны, все, что творит и доказывает наука, – правда, а религиозные поиски – это фантазия. И этот подход нашел последовательное отражение в знаменитом «Письме десяти академиков», которое горячо обсуждалось еще совсем недавно. Там этот подход сформулирован предельно ясно: никто из современных ученых не исповедует христианство, значит, все понятно. Но надо помнить, что академики ситуацию немножко подтасовали, потому что абсолютная неправда утверждать, что все современные ученые – агностики и атеисты. А самое главное, что в религиозной жизни приговор разума, интеллекта, ratio не может считаться окончательным. И вообще в жизни человека. Возьмем самый простой пример – дарвинизм. Сколько велось раньше и сейчас ведется всяких споров на этот счет! Креационисты, их противники; эволюция, ее противники… Но с точки зрения религиозной и духовной, ситуация, мне кажется, очень простая: никакая обезьяна не может написать «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» Это может написать существо, которое принципиально отличается от обезьяны. Поэтому даже если вся современная наука будет свидетельствовать, что обезьяна является нашим ближайшим предком и родственником, то такие аргументы, как искусство, красота, поиски человеческие, будут всегда гораздо убедительнее. К сожалению, Толстой и его современные последователи не поняли самого главного, что свою полноту, свое завершение все эти поиски находят только в церковной жизни. Церковь является сокровищницей всего самого прекрасного, доброго и подлинного, что есть в человеческой истории. А Толстой этого не принял, и в этом его беда.

– За последние 100 лет Россия очень сильно изменилась, причем не один раз. Возможен ли сегодня конфликт Церкви и личности такого масштаба, как Толстой?
– Я очень сомневаюсь, что сегодня есть люди такого масштаба. Слишком мы все обмельчали. С другой стороны, такой конфликт вряд ли возможен по другой простой причине: тот конфликт был актуален для современников Толстого, потому что безотносительно того, были они членами Церкви или нет, то, о чем писал Толстой, их в различной степени волновало. Сейчас ситуация совершенно другая – то, что называется постхристианской эпохой. Ее главная проблема в существовании на земле огромного числа людей, в том числе и в нашей стране, которые потеряли интерес к религиозной проблематике. Поэтому даже если такой человек и появится, для этих людей конфликт не будет актуален. Церковь должна будить человеческую совесть и делать для наших современников актуальными те вопросы, которые задавал Толстой: зачем я живу, зачем я присутствую в этом мире? Вот в чем главная задача современной миссии! Поучительно вспомнить жизнь праведного Иоанна Кронштадтского. Он хотел стать миссионером, но, оказавшись в Санкт-Петербурге, понял, что вовсе не обязательно ехать на Алтай или в Сибирь, потому что вокруг очень много людей, коим нужно нести слово Божие. То же самое и в нашей современной жизни. Поскольку наши современники, как правило, равнодушны к религиозным вопросам, то актуален не конфликт Церкви и Толстого, а призыв последнего, как этих людей разбудить. И здесь Церковь для себя кое-что полезное может найти в ранних произведениях и дневнике писателя.

– Вернемся к началу нашего разговора: к посылу, что 100-летие смерти Толстого – повод для противников Церкви в очередной раз ее пнуть. Что Церковь может сказать в упреждение?
– Как это ни парадоксально звучит, как это ни будет неожиданным для читателей, я думаю, что по-настоящему любовь к Толстому жила только в Церкви. Те, кто объявлял себя его единомышленниками, по-настоящему его не любили. И это видно из истории его жизни. Почему Толстой ушел из Ясной Поляны? Потому что понял, что вокруг него существует вакуум. Почему он пришел в Оптину пустынь? Потому что верил в то, что там его может встретить старец Иосиф. У Толстого был опыт общения с этим человеком; он понимал и предчувствовал, что у старца Иосифа он может найти отклик не только на свои вопросы и интеллектуальные искания, но и отклик на искания своего сердца. Толстой приходит в Оптину пустынь, не может переступить порог скита, но куда он направляется дальше?! Он едет к своей сестре в Шамордино, это тоже очень важно, к монахине Марии. Он очень четко за несколько дней до смерти понял, кто по-настоящему его любит. Он понял, что настоящим, истинным был его опыт общения со старцами, с которыми он встречался ранее, и по-настоящему дорог он своей сестре-монахине. И это отражение общей ситуации, что сочувствие к нему, как к человеку заблуждающемуся, в Церкви жило всегда. Вот один небольшой штрих к этому. Когда в 1979 году в США скончалась младшая дочь писателя Александра Львовна Толстая, которая была к тому времени глубоко церковным и верующим человеком, построившим храм на толстовской ферме, то отпевал ее предстоятель Русской Зарубежной Церкви митрополит Филарет (Вознесенский). В своем надгробном слове он сказал, что Церковь скорбит вместе с Александрой Львовной и членами семьи Толстого о том, что с ним случилось. Мне кажется, лучше не скажешь. Церковь скорбит после его смерти и скорбела при его жизни, ждала от него покаяния, но, к сожалению, не дождалась.

Источник: ПРАВОСЛАВИЕ.RU .  
 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ