О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
КОРДОЧКИН Андрей (протоиерей)
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

Сергей Валерьевич ЧАПНИН: аудио

1. Сергей Чапнин и Алексей Муравьев: Рождественская история - Скачать


Сергей Валерьевич ЧАПНИН (род. 1968) – журналист, редактор, издатель и общественный деятель: Видео | Интервью | Статьи | Аудио | Фотогалерея.

Сергей Чапнин - богослов, ответственный редактор журнала "Московская патриархия"
Алексей Муравьев - публицист, религиовед, специалист по истории христианства
Ведущая - Светлана Сорокина

С. СОРОКИНА: Здравствуйте. Это программа «В круге Света». Сегодня я одна в студии. Без своего напарника. И сразу представлю вам моих сегодняшних гостей. Алексей Муравьев - публицист, религиовед, специалист по истории христианства, Сергей Чапнин - богослов, ответственный редактор журнала «Московская патриархия». Здравствуйте. Назвала я  программу «Рождественские истории». На самом деле ничего такого не выдумалось. Но очень хотелось поговорить в этот день на эту тему. Я, во-первых, поздравляю всех с Рождеством. Всех истинно верующих, кто, может быть, любит этот праздник и отмечает его по традиции или из любви к красоте его. Мне, например, кажется, он одним из самых красивых праздников. В общем, всех с праздником. Потому что сегодня 7 января. О чем хотелось поговорить. Немножко, отойдя от традиций поговорить о том, откуда пришел праздник, как менялось его празднование. Что сегодня входит в его содержание. Казалось бы все ясно. Рождество Христово. Значит появление на свет Иисуса Христа. На самом деле откуда взялась дата. Потому что нет точных указаний на то, когда и даже год не очень понятен. Потому что все историки и архивисты, кто пытался исследовать этот вопрос, они не пришли к единому мнению. Непонятно, на какие факты опираться. То ли на перепись населения. Но она проводилась, считается из известных, по-моему, в 7-м году нашей эры. То ли на жизнь царя Ирода, а он умер то ли в 4-м, то ли в 1-м году до н.э. Вот откуда взялась сама дата? Расскажите, пожалуйста.

А. МУРАВЬЕВ: Вообще с хронологией у нас всех довольно сложные отношения. И есть довольно большое количество сочинений, из которых по истории античной и средневековой хронологии примерно вывод один – научная хронология в современном смысле, когда мы точно хотим установить привязку к определенному универсальному календарю, это новая история. В древности люди уживались в разных календарных системах, они переезжали из страны в страну, в каждой была своя система. В Египте своя, в Риме своя. В Месопотамии было несколько, примерно две.

С. СОРОКИНА: То есть не было универсальной.

А. МУРАВЬЕВ: И люди спокойно к этому относились. То есть они привыкли пересчитывать. И если вы посмотрите датировки древних рукописей, часто там две датировки: по римскому календарю такая-то, а по календарю эры мучеников такая-то. Поэтому дать четкую привязку по современному календарю очень сложно. И люди до наступления нового времени серьезно этим не заморачивались. Но в общем у нас есть некоторые координаты, вы назвали несколько. Перепись, царствование Ирода.

С. СОРОКИНА:  Планета Галлея.

А. МУРАВЬЕВ: Астрономические привязки. По которым мы можем примерно определить. Не секрет, уже было сделано довольно рано, в 17 и окончательно в 19 веке, когда гипотетическое время рождения Христа по универсальному календарю относится примерно к 4-му году. Но с другой стороны точный интерес к конкретной дате…

С. СОРОКИНА: Это интерес нового времени.

А. МУРАВЬЕВ: Да.

С. СОРОКИНА: Добавите что-нибудь?

С. ЧАПНИН: Да. Я бы сказал, что, в общем, с точки зрения Священного писания дата не так важна. Все-таки самое важное это событие. Как мы видим это событие, понимаем. Какой образ этого события возникает в нашем сознании, культуре. И мне кажется, что если мы видим главное, то конкретные даты, дополнения воспринимаются как дополнения.

С. СОРОКИНА: Я соглашусь с вами. Конечно. Почему возникает интерес и не только у меня именно к точности. Потому что очень уж многое здесь обозначается как точное. То бишь это начало нашего современного летоисчисления. Мы берем Рождество Христово как нулевую отметку.

А. МУРАВЬЕВ: Начало нашего летоисчисления с какого времени. Эра так называемая Рождества стала использоваться для датировки на Востоке окончательно в 13-14 веках. И считается под западным влиянием. Хотя Игорь Павлович Медведев знаменитый наш византинист написал специальную статью, в которой показал, что было несколько случаев византийских рукописей, датированных по  новой эре. На Западе, условно говоря, Каролингское время, то есть время западный мир стал себя противопоставлять Византии. А у нас вот не хуже.

С. СОРОКИНА: То есть это какие века?

А. МУРАВЬЕВ: Девятый век.

С. ЧАПНИН: И соответственно основной календарь, который использовался, был календарь от Сотворения мира. И если мы посмотрим на русские летописи, наша эра, мы находимся в парадигме, внутри нового времени, которое очень сильно изменило и не только обстоятельства жизни человека сегодня, но и восприятие истории. Потому что почему от Сотворения мира. Потому что именно с отсчетом от Сотворения мира воспринималось и время или представление о том, когда мир должен прекратить свое существование. Эсхатон. Видение конечных судеб мира было связано с историей этого мира. А пришествие в мир спасителя было связано с открытием дороги в вечность. Почему календарь не так важен. Потому что открылись врата вечности. Потому что время перестало играть значение. Потому что главное событие в истории мира совершилось. Бог пришел в мир в образе человека. Чтобы человека спасти. И если главное событие уже совершилось, мы живем в некотором смысле, что мы считаем наше время, на самом деле постистория, после главных событий истории мира.

А. МУРАВЬЕВ: Интересны кстати некоторые ранние мученические акты, документы о ранних мучениках примерно 2-3-4 веков, у них есть датировки, что царствующим в мире империи такому-то императору, а над нами царствующему Иисусу Христу. То есть люди воспринимали пришествие в мир Христа как начало не только новой эсхатологической эпохи, но и начало новой…, что выводит даже за рамки некоего политического пространства.

С. СОРОКИНА: Понятно. Условно считаем мы год дату рождения Иисуса Христа. Хотя известно его время казни. Считается, что он был казнен в 33,5 года, от этого отсчитывают, в том числе и некоторое время его рождения. И время его рождения, говоря о пастухах, которые ночную стражу выставляли и так далее, считается многими, что была осень. Тем не менее, у нас отмечается день рождения Христа либо 25 декабря, либо 7 января. Почему вот эта дата возникла и когда она возникла для того, чтобы отмечать Рождество Христово?

С. ЧАПНИН: Во-первых, надо сделать уточнение. Что Рождество Христово это 25 декабря и никогда 7 января. Просто мы считаем по Юлианскому календарю. Поэтому 7 января как Рождество Христово мы конечно не используем.

С. СОРОКИНА: Так получается в современном календаре.

А. МУРАВЬЕВ: Если позволите, дам краткую историческую справку. До 4 века даже до его середины Рождество Христово не справляли 25 декабря. Был праздник Богоявление.

С. СОРОКИНА: Это как бы Рождество и Крещение.

А. МУРАВЬЕВ: И если классический писатель 4-го века Григорий Богослов, Григорий Назианзин он прямо и термином говорит, что праздник Рождества Христова, то есть Богоявление. И он описывает, люди пришли в церковь, помолиться, праздник Богоявления. То есть праздника Рождества Христова не было. Он впервые был введен на Западе. И как некоторое символическое обозначение Рождества, чтобы отчасти вытеснить праздник римский.

С. СОРОКИНА: Солнца.

А. МУРАВЬЕВ: Которые праздновались народом как большие языческие. Но сейчас есть одна традиция христианская, где до сих пор не празднуется праздник 25 декабря. Это армянская церковь. До сих пор празднуется один праздник, 6 января. У них нет праздника Рождества, Богоявления. Он у них называется – Рождества и Богоявления.

С. ЧАПНИН: Если говорить о дате, очень интересную я узнал традицию. Ближневосточную. Оказывается, судили о праведности того или иного человека по дню его смерти. И это было даже в некотором смысле условием признания человека праведником. Он должен умереть в день своего зачатия. На источники не сошлюсь, пока есть свидетельства, и получается очень интересно, действительно фактически у нас есть такой праздник Кириопасха. Когда Пасха совпадает с Благовещением. И если действительно опираться на эту традицию, оказывается, что это декабрь, и мы получаем некоторую новую грань в обосновании этих дат.

С. СОРОКИНА: Сложно как.

С. ЧАПНИН: Мы попадаем в мир образов и символов, которые современному человеку не совсем понятны. Потому что чужды. Все-таки очень важно почувствовать, ощутить ближневосточную традицию. Почувствовать Палестину времен рождения Иисуса. Чтобы это событие стало более осязаемым. Все-таки сегодня у нас Рождество погружено в какой-то контекст современной нашей жизни. Городской. И очень сложно понять, собственно говоря, а какие были обстоятельства, просто жизни народа в это время.

С. СОРОКИНА: Это конечно сложно. Это очень сложно.

С. ЧАПНИН: 20 век нам дает, исследования дают такой богатый материал.

С. СОРОКИНА: Мало того, сегодня даже в образах можно представить. Потому что и фильмы снимаются. Причем исторические, картинные, часто очень добросовестные. И эту визуализацию можно себе в какой-то мере представить. Но погрузиться как вы говорите, чувственно по-настоящему все равно дано наверное очень немногим. Хорошо. Мы считаем, примерно в районе 4 века как-то более-менее начинает отмечаться 25 декабря. Хотя до сих пор некоторые и по-другому называют, и по-другому отмечают эти дни. Вообще история христианского мира, в том числе традиции очень сложная вещь. Я перед эфиром с вами когда разговаривала, выяснила, что соответственно один из вас старообрядец, а другой соответственно относится к ортодоксальной, именно к РПЦ. Даже в разных церквах отмечали. А скажите, если взять до раскола, до середины 17 века, когда вся Россия была что называется в этом порядке церковном, как отмечалось Рождество Христово?

А. МУРАВЬЕВ: Вообще здесь, наверное, вопрос раскола пожалуй нерелевантен, потому что вообще для православной традиции и русской православной Рождество всегда находилось в некоторой тени праздника Пасхи. Он был более значительным.

С. СОРОКИНА: Он и сейчас наверное.

А. МУРАВЬЕВ: Сейчас это продолжается. Потому что Рождество такой зимний праздник, и пост рождественский, который предшествует менее строгий, чем Великий пост. Вообще с Великим постом связана целая сложная система русского мировоззрения. Но мы знаем кое-какие обычаи, которые, в общем, скажем так, они наверное в определенном трансформированном виде дожили до нашего времени. Рождеству предшествует Адвент, говоря литургически. Мы называем его в русской традиции Филиппов пост. То есть время подготовки к посту. К празднику встречи Рождества. Это время, строго говоря, имеет свою внутреннюю символику, но она не такая жесткая, как Великого поста. И до раскола, как и после раскола этот Филиппов пост предшествовал Рождеству. В каком-то смысле можно сказать, что это есть и Филиппов пост мы видим, если сравнить домострой и более поздние разные обычаи, что строгость поста со временем увеличивалась. Как и Великого поста. То есть раньше в домострое мы видим очень мягкие условия.

С. СОРОКИНА: А потом усугублялось.

А. МУРАВЬЕВ: Потому что церковь хотела поставить в некотором смысле Рождество на ту же высоту.

С. СОРОКИНА: А вообще раньше не было такого действительно торжественного отмечания Рождества Христова. Этот праздник набирал силу со временем или я ошибаюсь?

С. ЧАПНИН: Если говорить на Руси, то в общем, скорее нет. Дело в том, что уже к этому времени ритм церковной жизни сложился. И сложился он в значительной степени в ритме жизни крестьянина. Это значит, что зимой он гораздо более свободен, чем весной и летом. И это значит, что и пост рождественский, и особенно Святки играли в крестьянской культуре очень большое значение. Мы сегодня знаем про колядки. И говорим, что есть колядки, славящие Христа. На самом деле уже это немножко неверно, потому что внутри этих святых дней, святок были как минимум три части. Первая – первые дни после Рождества, когда ходили христославы. И они ходили со звездой. Пели церковные гимны и канты, прославляющие Христа. Как ни странно русских песнопений очень мало. На Украине у южных славян значительно больше. На Балканах значительно больше. Дальше было время коляды. Это когда ходили, пели песни, но уже немножко другого содержания. Устраивали погромы, дебоши в домах и если ничего не разбили и задача была уже прямо противоположная. Вывести хозяев из себя. И это было, в общем, достаточно тяжелое испытание. И это тоже продолжалось несколько дней.

С. СОРОКИНА: Это тоже как испытание?

С. ЧАПНИН: Это как обратная сторона праздника. Праздник закончился и наступает обратная сторона. И когда это заканчивается, были уже святые вечера, когда собирались в домах, молодежь могла собираться деревенская в одном доме, и в это время это было законное время для общения девушек и молодых людей.

С. СОРОКИНА: А вот гадание.

А. МУРАВЬЕВ: Часть русского обряда Святок. Гадание, церковь с ним боролась. И всякие есть письма и до раскола и после архиереев. И священники и разные проповедовали…

С. СОРОКИНА: Все равно не вывели.

А. МУРАВЬЕВ: Это очень сложно, гадание это часть разного рода брачной мистики. Девушки искали, гадали. Тогда же не было Интернета, как еще узнать. Сайтов знакомств не было.

С. СОРОКИНА: Сейчас и с Интернетом все равно гадают.

С. ЧАПНИН: …это конечно большая проблема русского двоеверия, которое сейчас во многом уже исследовало и которое, несмотря на значительную христианизацию достаточно стремительную…

С. СОРОКИНА: То есть язычество осталось.

С. ЧАПНИН: Да, элементы язычества в народной культуре безусловно сохранялись достаточно долго.

А. МУРАВЬЕВ: Интересно, что двоеверие термин еще в 5-м веке употреблял еще Кирилл Александрийский. То есть в Египте было и Византии. Некий элемент, сопровождающий христианство везде, где оно существовало. То есть там это просто часть народной культуры. Вопрос в том, в какой степени эта народная культура замещается христианскими элементами. Мы знаем, что… Никола у нас одна история с нашим замещением и так далее, в Малой Азии, в Греции до сих пор очень силен культ Николы. Даже у турок, которые к христианству не имеют никакого отношения. Потому что он что-то тоже замещает. Поэтому доверие это не специально русская вещь.

С. СОРОКИНА: На Масленицу зиму жжем, чучело зимы. И понимаешь все, а все равно весело. Хорошо, перекидываясь в сегодняшний день и совершенно свежее новостное событие. Это Дары волхвов, которые только что были вчера привезены к нам в главный храм. Торжественно встреченные. И сейчас к ним стоит какая-то огромная очередь. Люди по 5 часов готовы благо нехолодно. Слава богу. Стоять к этим дарам. Про них очень интересно. Ну все мы знаем из истории, что действительно первыми на поклонение к тому месту, где родился Иисус Христос пришли волхвы, принесли свои дары. Скажите несколько слов, во-первых, кто такие волхвы и почему они прибежали туда, ведомые звездой и что за дары принесли. А вторая часть вопроса это насчет истории этих даров. Которые как-то вдруг обнаружились лично для меня это некое откровение. Мне бы хотелось узнать про них.

А. МУРАВЬЕВ: Вообще само слово «волхвы» славянское слово. Которое в принципе в славянской традиции, старославянском языке обозначало…

С. СОРОКИНА: Волшебное.

А. МУРАВЬЕВ: Конечно. Колдунов или жрецов языческой религии. Они были в славянском переводе Евангелие использованы для перевода греческого слова «магус».

С. СОРОКИНА: Маги.

А. МУРАВЬЕВ: Да.

С. СОРОКИНА: Мудрецы еще наверное.

А. МУРАВЬЕВ: Слово «магус» в греческом языке это не родное греческое слово, оно заимствовано из иранского, персидского языка. Магуша. Обозначает жрец зороастрийской религии.

С. СОРОКИНА: Ух ты Боже мой.

А. МУРАВЬЕВ: Таким образом за эту нитку тянем и оказываемся в Иране. По крайней мере с иранским термином. Что мы знаем об этих магах. Или волхвах.

С. СОРОКИНА: У них даже имена есть.

А. МУРАВЬЕВ: В Священном писании у них имен нет.

С. СОРОКИНА: А имена когда возникли?

С. ЧАПНИН: Писание даже не говорит, сколько их было.

А. МУРАВЬЕВ: Бальтазар и так далее вы имеете в виду.

С. СОРОКИНА: Сразу в памяти всплывают эти имена.

А. МУРАВЬЕВ: Эти имена возникают в апокрифической литературе. Причем имена звучат по-разному, поскольку апокрифы возникали сначала в иудео-христианской среде, потом попадали в латинскую.

С. СОРОКИНА: Потому что есть даже уже словесные портреты. Уже чуть ли очевидцы. На самом деле неизвестно ни число их, ни как их звали.

А. МУРАВЬЕВ: В Евангелии не говорится про волхвов, говорится, мы знаем о них, что они были как бы звездочетами. Этот термин славянский, который соответствует двум наукам. Астрономии и астрологии. Они в античности не были разделены. И родиной и главной страной для этого была конечно Месопотамия. Потому что есть взять историю астрономии в древнем мире, то именно месопотамские астрономы впервые рассчитали вращение земли. Высказали идею о геоцентрической системе. Античная астрономия это в Месопотамии. Поэтому термин персидский, культурный адрес, скорее всего, месопотамский.

С. СОРОКИНА: То есть эти волхвы из междуречья пришли?

А. МУРАВЬЕВ: Примерно.

С. СОРОКИНА: Сейчас на этом остановимся. Дальше мы продолжим наш разговор. Еще раз вас приветствуем. Говорим мы сегодня о Рождестве. Итак, мы остановились на волхвах, которые пришли первыми поклониться к той то ли пещере, то ли просто хлев, где был младенец Христос, ведомый звездой. Уже пояснил нам Алексей, что пришли они вполне возможно из Месопотамии. Это были ученые люди, то ли звездочеты, астрологи. В любом случае ученые. И волхвы означает волшебники, звездочеты. Так вот люди, число которых неизвестно и в каких-то писаниях нет их имен, пришли для того чтобы поклониться Христу и принесли дары. Про дары что-то известно?

С. ЧАПНИН: Сначала немножко про путешествие. Их еще называют царями. Им усваивается такое царское достоинство с одной стороны. Кроме того, очень интересно, что некоторые источники говорят, что их путешествие было длительными. Они путешествовали два года, чтобы дойти до Палестины. То есть можно представить, даже по тем временам…

С. СОРОКИНА: А что подвигло их пуститься за два года в путешествие? Какие-то предсказания, астрологические расчеты?

А. МУРАВЬЕВ: Они увидели некое небесное тело, которое не вписывалось в их расчеты.

С. СОРОКИНА: Почему они двинули к Палестине?

А. МУРАВЬЕВ: Там было четко. Астрономия как сейчас наука. Если появляется такая вещь, она ненормальная, они просто среагировали на то, что есть некая ненормальность в небе.

С. ЧАПНИН: Призыв. И соответственно в этом они увидели призыв. Что очень интересно. И в Тропаре Рождества краткой молитве поется, что воссиял мир, свет разума. Через это. То есть изучение небесных светил приводит к познанию Бога. И к встрече с ним. Это очень интересная тема, которая, к сожалению, нечасто звучит в теме праздника. Что, собственно говоря, разными путями люди приходят к Богу. Мы видим и Марию и Иосифа Обручника, мы видим пастухов. И мы видим волхвов, царей, которые через разум, познание созданного Богом мира пришли к познанию и к встрече даже личной с Творцом.

С. СОРОКИНА: Извините, если про звезды говорить. Сразу напрашивается, что гораздо позже как церковь поступала с Коперником и Галилеем. И как это все уже ушло со светилами в другую сторону.

А. МУРАВЬЕВ: История с Коперником и Галлеем, характерна для христианского Запада.

С. СОРОКИНА: Взяли, открестились от Запада.

А. МУРАВЬЕВ: Ни в коем случае. Просто в Византии на эти вещи смотрели спокойнее.

С. СОРОКИНА: Может быть. Сергей.

С. ЧАПНИН: Так вот, о количестве. Есть некоторые источники, которые говорят, что 12 волхвов было, которые пришли поклониться.

С. СОРОКИНА: Число хорошее.

С. ЧАПНИН: Безусловно, и 3 и 12 все символические числа и у них есть свое и богословское и мистическое толкование. И дальше очень интересно, что происходит с историей. Усвоение царского достоинства путешественникам дает возможность повысить статус, посмотрите, как Рождество происходит. Это какой-то пригород Иерусалима. Неближний. Как буквально вчера ночью замечательный совершенно поэт современный священник Сергий Круглов написал, что а может быть стоит сходить в гараж в Бирюлево, посмотреть, что там происходит. На всякий случай. Образ приблизительно вот такой. То есть это какое-то заброшенное дальнее место, где ничего царского. Не то что божественного достоинства. Ничего современного с точки зрения Ближнего Востока того времени. Это какая-то глушь, уголок такой забытый какой-то.

С. СОРОКИНА: И туда приходят цари и мудрецы.

С. ЧАПНИН: И вот оказывается, что там рождается Господь. И образ Бога всемогущего, всеведущего, Творца Вселенной, которого умом охватить, понять невозможно, который превращается или многими воспринимался как безличный абсолют или некая тайна и в Ветхом Завете все, что мы знали о Боге это Синайское откровение, «Аз есмь». Это откровение Бога о себе. И вдруг в мир Господь приходит как беспомощный младенец. Принимая на себя образ человека, он принимает образ не взрослого человека, который в силе, не какого-то вельможи или царя, а вот такого младенца и рождается в забытом уголке.

С. СОРОКИНА: Это мы понимаем.

С. ЧАПНИН: И вот туда приходят волхвы. То есть получается, что теперь мы видим соединение, земная власть, особенно если мы вспоминаем о царском достоинстве не один царь, а несколько. Три или 12. Они приходят к Иисусу, чтобы поклониться и принести ему дары. Это парадокс. Это совершенно невозможная вещь. С точки зрения той власти, концепции власти как мы ее сегодня воспринимаем.

А. МУРАВЬЕВ: В Писании сказано, что прежде чем пойти искать, где же родился чудесный царь будущий, они заходят к Ироду. Что в некотором смысле, будь они цари, некоторое противоречие легкое возникает. И Ирод у них допытывается…

С. СОРОКИНА: Куда идете.

А. МУРАВЬЕВ: Да. И они отставили его без всякого ответа…

С. СОРОКИНА: Без точной информации.

А. МУРАВЬЕВ: И отправились искать. И потом Ирод искал их, но они, уже поклонившись Иисусу…

С. СОРОКИНА: Ушли восвояси. Что известно про дары? Кроме того, что это были дары.

С. ЧАПНИН: Конечно. Писание говорит о том, что они принесли золото, ладан и смирну. И сегодняшнее толкование в том, что золото принесли как царю, ладан это фимиам, который как Богу и смирну как тому, кто должен принять смерть. Как смертному человеку.

С. СОРОКИНА: Для тех, кто не знает, смирна тоже благовоние. Только с другим запахом. Хорошо. То, что сейчас принимается в нашем главном храме. Для меня была новость, что оказывается эти дары сохранились и сейчас идет поклонение дарам. Наверное, не только для меня, для вас это тоже была новость или вы знали о существовании даров?

А. МУРАВЬЕВ: Вообще на христианском Востоке, не только в Греции, не только на Афоне в Иерусалиме, в Александрии сохранилось огромное количество разных реликвий. Если были в Иерусалиме, просто попросите, найдете хорошего гида и скажете, покажите мне все реликвии.

С. СОРОКИНА: Огромное количество.

А. МУРАВЬЕВ: Он просто не успеет. Потому что куда ни зайдешь, везде какие-то мощи, удивительные реликвии, какие-то частицы. Поэтому вообще у нас Россия в этом смысле бедна. У нас наши святые русские. В мощах. Но такой древности глубокой конечно у нас нет. Поэтому эти реликвии…

С. СОРОКИНА: С радостью воспринимаются нами.

А. МУРАВЬЕВ: В 19 веке был такой знаменитый путешественник Порфирий Успенский. Епископ, который написал книгу про святыни Афона. Ее не очень любят вспоминать, потому что у него был очень научный склад ума, и он очень скептически про многие вещи говорил. Он говорил, греки, конечно, вытаскивают разные реликвии, но судить об их достоинстве типа не можем. Благочестиво, почитает, довольно и этого. То есть с научной точки зрения доказать историческую ценность путь реликвий очень сложно. Мы только что говорили в кулуарах о том, что реликвии связаны с пасхальным циклом, в частности частицы креста, плащаницы. При всей сложности с Туринской плащаницей. Это вещь хотя бы минимально научно верифицируемая. А тут конечно очень сложно. Поэтому эти дары возникают в позднем средневековье. То есть время, когда начинают на Афоне систематизировать то, что у них имеется. И после ужасных лет афонского разорения и так далее.

С. СОРОКИНА: То, что я смогла найти по информации, это 17 век…

А. МУРАВЬЕВ: Время, есть более-менее четкое свидетельство, книги, описи, вот имеются такие-то святыни. Но они в ряду других святынь находятся на Афоне.

С. СОРОКИНА: И вот эту святыню привезли. Хотя сейчас забавно один из корреспондентов сказал, что это личные вещи семьи Иосифа и Марии. И Иисуса. Я подумала, что да, на самом деле личные вещи.

С. ЧАПНИН: Звучит немножко странно. Но просто когда мы современным языком пытаемся описать реалии, то, безусловно, почему бы  и нет. Другое дело, что когда мы пытаемся современным языком говорить о том, что находится в церковном контексте, мы конечно понимаем диссонанс смысловой.

С. СОРОКИНА: Но, тем не менее, вещи, которые вполне возможно держали в руках. Тем более сейчас ученые говорят, действительно какие-то очень древние нанесены орнаменты на золотые пластины. Во всяком случае, точно сейчас действительно трудно проследить какой-то исторический путь.

С. ЧАПНИН: Эти пластины это то, во что заключены собственно сами дары. Сами дары золото, ладан и смирна они оформлены, вы представляете, что такое ладан, это, в общем, кусочки ароматизированной смолы. И понятно, что за те столетия, которые они уже утратили былую, может быть, какую-то более-менее прозрачную ясную структуру. Они сначала плавятся, потом немножко каменеют. Наверное, то же самое смирна. То есть это с материальной стороны сами дары особо не впечатляют. Наверное, так было и тысячу лет назад. И вот чтобы придать им какое-то достоинство они были в своего рода медальоны оформлены. И поэтому нужно отличать сами дары от этой золотой каймы.

А. МУРАВЬЕВ: Я и мой коллега мы пытаемся донести одну простую мысль. Что материальная форма этих даров она поздняя, но для христиан верующих это не очень важно. Потому что важен символический смысл, который в них вкладывается.

С. СОРОКИНА: Это понятно. Конечно же, вопросы, которые постоянно поступают, это по поводу того, когда же будут сведены календари для того, чтобы не было этого странного раздвоения Рождества Христова. У одних в одно время, у других позже. Есть в этом некая такая заноза для обыденного представления. И несмотря на то, что понятно, что праздник вполне символический, что нет точной даты, что нет может быть точного года и это не так важно, потому что важно другое, но все равно все говорят, ну было бы проще, понятнее если бы отмечался по единому календарю. А не разводили эти праздники на Грегорианский и Юлианский. Как вы полагаете, все-таки произойдет это когда-то?

С. ЧАПНИН: Вопрос конечно невероятно сложный.

С. СОРОКИНА: Казалось бы, ну что такое свести два календаря.

С. ЧАПНИН: Во-первых, в ранней церкви на протяжении веков один и тот же праздник праздновался в разное время. Даже главный праздник церкви Воскресение Христова уже в конце второго века пытались отлучать ближневосточных христиан за то, что они празднуют Пасху 14-го нисана, а не в первое воскресенье после 14-го нисана, считая, что это уже недопустимое нововведение. Запад праздновал в первое воскресение после 14-го нисана и соответственно возмущался, что на Ближнем Востоке празднуют 14-го. Те ссылались на то, что у них более древняя традиция, которую они приняли от первых общин и соответственно не принимали. И собственно Ириней Лионский писал, что давайте принимать, ничего страшного. Пусть обе традиции имеют свой смысл, освещены временем.

А. МУРАВЬЕВ: То есть, в разнообразии ничего само по себе ужасного нет.

С. ЧАПНИН: Конечно за этим стоит мотив какого-то более зримого единства христиан. Это понятно, что христиане мира казалось бы перед лицом современного мира должны явить свое единство. Этот мотив очень понятный. В общем если разобраться, это не только дата празднования Рождества. Но надо сказать, что у нас в России кажется такой сложной проблемой Юлианский календарь. Большинство православных церквей в мире и в том числе даже и многие приходы РПЦ, которые находятся за пределами канонической территории постсоветского пространства, тоже празднуют 25 декабря Рождество. Но тут есть нюанс, что это не Григорианский, а Новоюлианский календарь. Но к тому, что даже когда православные христиане в разные дни празднуют Рождество Христово и праздники годового цикла и только Пасхалия совпадает, ничего страшного с точки зрения церкви в этом нет.

С. СОРОКИНА: Да, конечно, но вы правильно сказали, что особенно в современном мире перед лицом тех колоссальных угроз, которые сейчас встают, это единство христианского мира уже мне кажется необходимым. Такая очень большая и важная проблема. Сколько уже веков прошло со времен, когда размежевались, разошлись эти ветви, западная и восточная. Сколько уже всего произошло, может быть, действительно настало время какого-то форсированного сближения. Ведь в одного Христа Бога верим. Есть более важное, мне кажется, что эти…

А. МУРАВЬЕВ: Мне кажется, есть две стороны. Два вопроса. Экклезиологический и научный. С научной точки зрения нам хочется, и собственно Грегорианская реформа 17 века она была призвана сделать календарь более точным. Как выяснилось, его сделали несколько более точным, чем Юлианский. Но все-таки не совсем точным. И современные астрономы и хронологи, говорят, что он конечно точнее, но все равно не дотягивает до наших точных измерений. Сейчас мы можем до 25-го знака после запятой посчитать, сколько год и оказывается, все равно накапливается… А второй вопрос экклезиологический. В чем проявляется единство христиан. Проявляется оно в датах или эти даты не мешают. Если у христиан всего мира есть некоторые общие цели, представления, общие идеалы, это в некотором смысле даже более важно. Приводилось мнение Иринея Лионского, и он говорит, что да, мы будем едины в главном, а эти вещи, с хронологии начинать опасно, потому что это зыбкая почва, потому что наука будет все время подталкивать. А мы высчитали еще точнее сейчас.

С. ЧАПНИН: Конечно, просто у нас очень рациональное сознание. Мы хотим прикрепить какие-то духовные реалии к тому, что нам кажется таким естественным с одной стороны, в ритме нашей жизни, а с другой стороны научно обоснованным. И оказывается две вещи, что есть проблемы с ритмом жизни, собственно говоря, известная проблема коммерциализации ожидания Рождества и давно уже может быть, лет 10-15 назад говорили, что у нас есть возможность. Да, мы невольно участвуем в этой гонке. Дарим подарки.

С. СОРОКИНА: Ну так дары-то волхвы тоже принесли. Вроде как традиция.

А. МУРАВЬЕВ: В Испании интересно, там у них подарки приносят не как у нас, младенец Христос на Рождество или на новый год Дед Мороз, светская традиция, не так как у греков, где приносит Святой Василий, и не так как в Северной Европе, где приносит Санта-Клаус. А там у них приносит Los Reyes Magos, то есть именно волхвы в качестве Деда Мороза.

С. СОРОКИНА: Так что традиция вроде как. С другой стороны говорит тот же патриарх, кто такая коммерциализация идет. А при этом наши первые лица тоже подарками обмениваются. Кстати и не дождавшись, как многие отметили, причастия, уходят сразу после того, как подарки получены. Так вот как здесь с этим быть. Коммерциализация или традиция.

С. ЧАПНИН: После Нового года есть у нас, по крайней мере, период затишья, к которому мы привыкли. Я считаю, что у нас, если говорить о нашем отношении к Рождеству, наверное, не сделана одна важная вещь в современной русской российской культуре. Все-таки у нас большие рождественские праздники. Мы уже успеваем отдышаться и отдохнуть после всегда тяжелого конца года. И вот дальше начинается самое интересное. Да, мы говорим про рождественскую службу, которая стала ночной. Тоже достаточно новая традиция. Ночных служб на Рождество прежде практически не знали. А вот есть служба сочельника. Которая и несет значительно большей полноте и богословской и с точки зрения церковной культуры содержание праздника, вот церковь делится смыслами праздника. На службе сочельника. То же самое происходит перед Богоявлением. Это уже рабочая неделя. На самом деле то же самое происходит и на Пасху. Великая суббота она гораздо более насыщена богослужебными текстами…

С. СОРОКИНА: Там каждый день Страстной недели еще насыщен содержанием.

С. ЧАПНИН: Особенно Великая суббота. Особенно день накануне. Я по мере сил стараюсь говорить о том, что важно быть на службе в Сочельник. Если бы мы сумели создать такую ситуацию, при которой храмы были бы полны и в службу Сочельника, это длинная служба достаточно. Если не суббота и воскресенье, царские часы, к которым присоединяются вечерня…

С. СОРОКИНА: То это важнее, чем в ночь уйти.

С. ЧАПНИН: Это в соединении. Нет. Тут не должно быть соперничества.

С. СОРОКИНА: Это тяжело.

С. ЧАПНИН: Это удивительное время, когда мы уже отдохнули. Когда далеко не все работают. И очень важно, если мы обретем эту полноту праздников в соединении Сочельника и Рождества, мне кажется, что и само празднование будет гораздо более содержательным с точки зрения каждого участника. Чем сейчас.

С. СОРОКИНА: И осмысленно.

А. МУРАВЬЕВ: Тут мне кажется это две разные аудитории. Одна – которая ходит, покупает подарки, а другая – которая ходит в церковь.

С. СОРОКИНА: Почему, это пересекающиеся.

А. МУРАВЬЕВ: Но немножко разные.

С. СОРОКИНА: Господа, у нас заканчивается наше время в эфире. Мы сегодня попытались говорить о Рождестве и о том, откуда пошел праздник. Как складывалась эта традиция. Чем отличается в разных конфессиях. Попытались чуть-чуть на эту территорию заступить. Потому что вы должны были понять, насколько это большая тема, которая уходит в самые разные стороны и философские и исторические. И просто тему веры или осмысления. Мне кажется, что каждый здравомыслящий человек может этому самостоятельно поучиться, поинтересоваться и получит, между прочим, большое удовольствие. Это просто интересно. Ну еще раз всех с праздником Рождества Христова. И всего вам доброго. А когда, кстати, у нас Пасха в этом году? Не высчитывали еще. Вот так, зажмурились и сами не знают. Да неважно. Узнаем со временем. Еще раз с праздником, всего доброго. До свидания.

Источник: Радиостанция ЭХО МОСКВЫ
 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ