О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
КОРДОЧКИН Андрей (протоиерей)
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕСТЕРЕНКО Василий Игоревич
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

Владимир Александрович ГУРБОЛИКОВ: аудио

1. Владимир Гурболиков в программе «Светлый вечер» на «Радио Вера» часть 1 - Скачать


2. Владимир Гурболиков в программе «Светлый вечер» на «Радио Вера» часть 2 - Скачать


Владимир Александрович ГУРБОЛИКОВ (род. 1965) – журналист, первый заместитель главного редактора журнала «Фома»: Видео | Апологетика | Интервью | Статьи | Аудио | Фотогалерея.

Что может быть лучше интересной беседы с приятным человеком для того, чтобы сделать любой вечер светлым. Гости программы «Светлый вечер» говорят об истории, искусстве, литературе, затрагивают актуальные темы и высокие материи. Каждый гость программы открывает себя, делится своим опытом и знаниями. «Светлый вечер» – это теплый разговор по душам, это программа не о событиях, а о людях и смыслах.

Владимир Александрович рассказал о приходе к Богу, о своем пути от анархического кружка до церковного хора, и о том, как родился журнал “Фома”.

Ведущие: Алла Митрофанова, Алексей Пичугин

А. Митрофанова: Добрый вечер, дорогие слушатели! Это программа «Светлый вечер» на радио «Вера». Я - Алла Митрофанова. Здесь…

А. Пичугин: Алексей Пичугин. Здравствуйте.

А. Митрофанова: Вы знаете, наверное, в каждой среде, какую бы не взять, и бизнес, и предпринимательство, и кинематограф, литература, да что угодно, есть люди, которые не очевидны для широкого круга, но при этом внутри, в среде, их имена хорошо известны и они на слуху просто в силу своего профессионализма, опыта.

А. Пичугин: От них зависит такое количество всяких вещей, которые тоже, может быть, на первый план, может быть, не выходят, но без них никакая бы…

А. Митрофанова: …правильная история не случилась бы. Почему мы все это говорим? У нас сегодня в гостях Владимир Гурболиков - заместитель главного редактора журнала «Фома». И человек, которого в среде журналистики и, если уже взять, если условно выделить этот сегмент православной журналистики, хотя это такой спорный термин, тем не менее он употребим. Это человек очень известный и за которым потрясающая школа. Журналу «Фома» исполняется в следующем году 20 лет.

А. Пичугин: Владимиру Гурболикову на днях исполнилось…

А. Митрофанова: 50. Володенька, поздравляем!

В. Гурболиков: Прежде всего, дорогие слушатели, дорогие ведущие, здравствуйте!

Наше досье: Владимир Гурболиков. Родился в 1965 году в Москве, окончил Московский педагогический государственный университет. В армии служил в ансамбле песни и пляски МВД. Во второй половине 80-х участвовал в неформальном политическом движении, входил в редакцию самиздатовского анархо-синдикалистского журнала «Община». С 1991 года работал в центральной профсоюзной газете «Солидарность». Крещение принял в 1992 году. С 1995 года соредактор, а с 2001 года - заместитель главного редактора журнала «Фома». Женат, отец двух дочерей.

А. Митрофанова: Поскольку мы знакомы давно. И я могу сказать, что Володя… 15 лет мы друг друга знаем… мы в курсе того, как складывался твой путь. А слушатели наши не в курсе совершенно. Ты был в прошлом анархо-синдикалистом. Ты был толстовцем. У тебя чего там только не было. И при этом сейчас, на данный момент, ты человек, который делает один из самых известных в России православных журналов, который называется «Фома». И делаешь это хорошо. Как это все совместимо? Давай начнем, наверное, с того периода, который называется анархо-синдикализмом.

А. Пичугин: Это вообще что такое? Красивое название, а что оно значит?

А. Митрофанова: Громкое такое. Причем есть фотка в газете, я даже не помню, какого года, это начало 80-х…

В. Гурболиков: «Известия».

А. Митрофанова: Где ты стоишь на баррикадах и такой еще совсем юный, почти мальчик, стоишь на баррикадах и что-то отстаиваешь. Не то архитектуру Немецкой слободы, не то какие-то права и свободы… Это что вообще было?

В. Гурболиков: Это был митинг на Пушкинской площади, митинг неформальных политических организаций, и там мне приходилось выступать перед огромной толпой людей, о чем я говорил, я не помню, и за себя мне тогдашнего, возможно, очень даже стыдно.

А. Митрофанова: Почему? Это же было искренне.

В. Гурболиков: Потому что никакого права вещать не имел. И, может быть, потому я редактор сейчас, потому что я это очень хорошо осознал, что надо давать возможность говорить другим, если тебе самому говорить трудно. И если ты мало знаешь, и если у тебя недостаточно опыта и ты не многое выстрадал в жизни.

А. Пичугин: А ты считаешь, что у тебя недостаточно опыта? Или на тот момент?

В. Гурболиков: На тот момент у меня было опыта совсем мало, я был совсем юным человеком, а на нынешний момент у меня мало духовного опыта.

А. Пичугин: Если мы говорим о начале 80-х, то это тоже интересно… Анархо-синдикализм… Я знаю много людей, прошедших через разные школы 80-х годов пред и перестроечного периода, но вот левых движений, анархических у меня знакомых кроме тебя нет, поэтому спросить не у кого, как люди туда попадали.

А. Митрофанова: И зачем?

А. Пичугин: Причем потом уже в 90-е годы у меня навалом знакомых, я и сам прошел через эту школу, но уже гораздо позже. А как в 80-е годы туда люди попадали?

В. Гурболиков: Попадали, в основном, через знакомства в интеллигентской среде, или в студенческой среде, как я, например. Мы, три человека - Андрей Исаев, сейчас вице-спикер Государственной думы, историк, прекрасный человек, на мой взгляд, Шубин Александр, доктор наук в настоящее время - вот с этими людьми я попал, после того, как закончилась военная служба, попал в одну группу на родном историческом факультете пединститута, теперь университета…

А. Митрофанова: Вы тогда не поступили в МГУ и пошли в Пед, потому что туда можно было пройти…

В. Гурболиков: Да, было 18 человек на место в университете. И я понял, что баллов проходных не набираю, пошел в педагогический, и об этом не жалею нисколечко. И там встретил людей, с которыми вместе начал разбираться в том, что же происходило со страной и пытаться найти какой-то альтернативный выход.

А. Митрофанова: Анархо-синдикализм был альтернативным выходом?

В. Гурболиков: Все дрейфовали от коммунистических идей, все дрейфовали к Ленину, потом к Марксу, а дальше вдруг обнаруживали, что среди его вроде бы единомышленников была ожесточенная дискуссия, и в ней тот же знаменитый анархист Бакунин высказывал удивительное пророчество, к чему приведет марксизм, предсказывая многие реалии социализма, включая колхозы, трудовые армии, и многие другие штуки, огосударствление всего очень печальное, плачевное… То есть в этом смысле он словно бы пророчествовал, тогда на меня это произвело сильное впечатление.

А. Пичугин: А было какое-то желание вернуться к чистому истоку, как казалось тогда? То, что потом большевики, наследники Ленина сумели испортить?

В. Гурболиков: Понимаете, сначала - да, потом стало понятно, что большевики были лишь участниками очень большой идейной борьбы. Откуда ноги растут, мне кажется? Мы все, кого я, по крайней мере знаю, с кем я сдружился, все это люди очень искренние, очень романтичные, по-своему, все романтики. Большинство начинало с атеизма, который просто априори, очевидно не только пропагандой насаждался, но очевидно из опыта жизни, в которой казалось Богоприсутствия никакого нет, он следовал. И я с детства помню даже, с прабабушкой, которая, как потом оказалось, не была атеисткой, тем не менее, вел разговоры интеллектуального плана, которые все сводились к попытке разгадать и понять эту идею, атеистическую. Для ребенка эта идея страшная, разрушительная, очень тяжела для восприятия.

А. Митрофанова: Для взрослого тоже.

В. Гурболиков: Она очень тяжела для восприятия, когда года в четыре, в пять ты открываешь для себя идею смерти, причем смерти тотальной, всецелой, для меня это был катастрофический момент жизни.

А. Митрофанова: Извини, пожалуйста, то есть ты в 4-5 лет тебя посетила эта мысль о смерти, ты пошел искать ответ в атеизме?

В. Гурболиков: Искать ответ я пытался в самых разнообразных космогонических теориях…

А. Пичугин: Но не в 5 лет.

В. Гурболиков: И не в 5 лет, а позже, читая фантастическую литературу, придумывая какое-то допущение…

А. Митрофанова: Вот откуда твое увлечение фантастикой, понятно.

В. Гурболиков: Отсюда. Потому что это была лакуна для религиозных исканий, может быть, не осознаваемых мною тогда. Но я начинал как убежденный атеист, как человек, который с чистым сердцем мог сказать: «Слава Богу, что я родился именно в Москве, а не в Вашингтоне…»

А. Митрофанова: Почему?

В. Гурболиков: Потому что я был уверен, что я живу в самой лучшей стране. И если на улице проезжал троллейбус нового образца, то это был…

А. Пичугин: Лучший троллейбус в мире…

В. Гурболиков: Нет, нет. Дураками мы не были… (смеются) Но это шаг к звездолету, который понесет к звездам. То, что касается этого товарного вопроса, товарного вида и качества, он как раз был довольно болезненным для советского человека, особенно ребенка. Например, мы с братом все время обсуждали, почему же из любой страны европейской привозят солдатиков, и они такие хорошие, так хорошо сделаны, а у нас…

А. Митрофанова: Они прочные, не ломаются…

В. Гурболиков: Нет, они разные, красивые, посвящены разным эпохам и прочее, а у нас есть только несколько наборов… Теперь я, кстати, очень уважаю эти наборы, мне кажется, что хорошие художники работали над ними, мера условности была очень неплохая. Но было ясно, что где-то есть такой мир, к которому мы постоянно повернуты лицом и есть вещи, которые для ребенка составляют особую радость и притягательность, а у нас этого почему-то нет. И тут ведь, кстати, и есть одна из проблем социалистических идей. Они, с одной стороны, апеллируют к совершенно иной духовной жизни, они предлагают человеку своеобразный аскетизм ради по-своему понятной человеческой любви, братства людей. Но при этом параллельно, поскольку это материалистическая идея, то она тебя возвращает к товару сама по себе, к благосостоянию так называемому, к тому, хорошо или плохо ты живешь, что ты ешь, что ты покупаешь. И так далее. В этом только один небольшой парадокс этого социализма.

А. Митрофанова: Ты хочешь сказать, что будучи ребенком, ты чувствовал это внутреннее противоречие?

В. Гурболиков: Нет. Я чувствовал просто… Не чувствовал. А задавал вопрос вместе с другими своими знакомыми, почему же у них такие хорошие солдатики и почему в Чехословакии выпускают фломастеры, а у нас тогда, я застал время, когда не было фломастеров, и наши солдатики нравились мне значительно меньше, чем те, что вдруг попадали к нам.

А. Пичугин: Путь к звездолету простым не бывает.

А. Митрофанова: Как хорошо, что я ничего не понимаю в солдатиках. На фломастерах согласились.

А. Митрофанова: Владимир Гурболиков, заместитель главного редактора журнала «Фома» сегодня у нас в студии, в программе «Светлый вечер» на радио «Вера».

А. Митрофанова: Напоминаю, у нас праздничный повод для встречи. Дело в том, что журналу «Фома» в следующем году исполняется 20 лет, а Володе исполнилось на днях - 50. И это такой очень мощный срок. Володь, ты рассказываешь о корнях анархо-синдикализма в твоей жизни, а в какой момент наступило разочарование? Ты же шагнул дальше. В чем была логическая не состыковка в твоем поиске?

В. Гурболиков: Поворотов было вообще несколько. Верующим человеком я стал, например, чем занялся политикой. Другое дело, что это была вера не православная и с огромной степенью увлеченности учением Льва Толстого, с интересом к Рерихам и так далее…

А. Пичугин: Ну то есть это такой сплав, характерный для того времени…

А. Митрофанова: Интеллигентский такой…

В. Гурболиков: Когда проблема, предположим, какой-то неприязни к власти, метафора ей искалась в Евангелии, например, в фарисействе, хотя это совершенно не о том, проблема власти совершенно не в том, что это фарисее.

А. Митрофанова: А в чем?

В. Гурболиков: Это очень большой разговор, Алла Сергеевна, правда. Я, будучи историком, имею целую свою теорию того, почему мы живем именно так, как живем. И в чем это плохо, а в чем хорошо. Но это огромный разговор. А с анархо-синдикализмом та же проблема, что и со всеми основными измами. Такими радикальными измами, включая, кстати, и радикально-либеральные течения. Они считают, что человек может быть совершенным и счастливым. Они не верят, что объективно существует такое понятие, как грех. Они не видят проблемы внутри человека, кроме проблемы его необразованности, непросвещенности. Это единственное, что они признают - несознательность, непросвещенность, какое-то непонимание, нежелание учиться, а повреждение природы человека, как объективный факт, для них это просто глупость, поповские байки. И в результате они уверены, что человек рожден для счастья на этой земле, что может быть построено совершенное общество. И они этого человека, которого они хотят спасти, они выставляют на пьедестал. А дальше начинается вопрос, что мешает этому человеку и обществу стать совершенными? Ответ церковный - грех мешает, не получается у людей и не получится в силу разных причин, не получится. И с этим я потом столкнулся на практике. Когда я, будучи толстовцем, столкнулся как-то на работе найти формулу абсолютной любви между сотрудниками, я её и сейчас ищу…

А. Митрофанова: Ого. Вот чем объясняется фомовская прекрасная атмосфера.

В. Гурболиков: На самом деле, оборотная сторона всего этого - хочется, чтобы тебя любили, на самом деле, ты хочешь, чтобы тебя все признали и погладили по голове. Мне кажется. Оборотная сторона…

А. Митрофанова: Тщеславие?

В. Гурболиков: Мне кажется, что это завуалированное тщеславие было, конечно. И мне с огромной убедительностью было показано, что чем больше я к этому стремлюсь, тем больше людей меня даже ненавидят, вплоть до случае, когда на меня человек с кулаками бросился. Побить меня не хотел, но какая-то эмоциональная реакция совершенно искренняя - ненависти, глубочайшей ненависти.

А. Пичугин: Ну люди вообще редко принимают теорию какой-то всеобщей любви. Не любят, когда их учат любить.

В. Гурболиков: И это тоже. Но вопрос в том, что не получается создать идеальную модель отношений между людьми, причем более того, происходят при каждой попытке провести эксперимент очередной, возникают все новые и новые гримасы какие-то уродливые проявления, они даже заложены в самой структуре отношений внутри любой из этих маленьких групп, с которой начинается партия. В том числе и в нашем круге я начинал видеть, что там возникают отношения, которые совершенно не соответствуют этому учению о братстве людей, что там постоянно возникают совершенно иные отношения, прямо противоположные зачастую. И очень страшные. Сначала мы с Андреем считали, что это искривление теории, что люди неправильно понимают теорию. А потом вдруг для меня, например, стало ясно, что это система. Система в чем?

Поскольку она не хочет в человеке найти причину, в самом человеке, в самом себе, в первую очередь. Обнаружить то, что обнаруживали герои Достоевского. Достоевский ясно понимал, что красота - страшная сила, есть идеал Мадонны, есть идеал Содома. И в одном человеке они сосуществуют и борется, человек рвется в разные стороны и это и там как раз, там великая тайна, там дьявол с Богом борется и поле битвы - сердца людей. Это все проходит мимо этих измов. И они считают, им же надо как-то объяснить, почему не получается… они начинают искать врага, вовне. Во-первых, в своей среде, поэтому все измы, чем они ближе идейны, тем более остро они ненавидят друг друга.

Большевики белогвардейцев каких-нибудь легче принимали на службу, чем, предположим, эсеров, социалистов других или анархистов. Они к ним относились с намного большим подозрением и с неприязнью. Во внутренних отношениях это проявляется, прежде всего. Потому что каждый за собой только видит право учить, все остальные учат неправильно. Светить надо только по-нашему, должна быть руководящая роль партии. А в партии при этом фракции и группировки надо уничтожить.

Это одно. А второе… Существует теория, а кто же мешает на высшем уровне? Всегда существует теория заговора. В случае, если это коммунизм, то мешают сознательно эксплуататоры.

А. Митрофанова: А в случае с либерализмом?

В. Гурболиков: Традиционалисты. Тянут в прошлое, не дают освободить человека, сделать его счастливым, люди замшелые.

Есть человек… «Человек - это звучит гордо», - говорится у Горького. Горький - социалист.

А. Пичугин: Видимо, по крайней мере.

В. Гурболиков: Нет, он социалист. Он провозглашает устами героя пьесы эти слова. Хотя его герой, Горький хороший писатель, его герой в этой время выпил столько, что его слова можно трактовать очень по-разному. И вот этот человек, кто он? С точки зрения христианства, Православия, каждый человек - это человек, это творение Божие. Дальше начинается его история, история борьбы, его выбора между идеалом Мадонны и Содомом. Он в нем свободен, и это очень серьезная внутренняя драма. А с их точки зрения человеком является трудящийся.

А. Митрофанова: С точки зрения коммунизма.

В. Гурболиков: Да. А мелкая буржуазия, то есть, например, крестьяне-середняки и богатые тем более крестьяне - это мелкая буржуазия, а это слово отчасти расчеловечивающее. А если это царская семья, да люди ли они вообще? Вот в чем проблема. Они же мешают людям стать счастливыми. У национал-социалистов еще радикальнее. Для них не являются людьми целые нации. Из-за них вся беда. Человеками настоящими, подлинными, рожденными для счастья, могут являться только люди, только истинные арийцы.

А. Пичугин: Но кто они, так ясно и не стало.

А. Митрофанова: Володь, мысль понятна, но у тебя получается очень сложный путь через осознание этих идей и в итоге ты оказываешься в Церкви. Или это еще более долгий путь? В чем эта перемена ума и перемена сердца, как это в тебе произошло?

В. Гурболиков: То, что я говорю о трагической ошибке, как я её воспринимаю, вот этих радикальных учений… Опять таки, просто оговорка, в отношении партий различных я ничего не вижу дурного в том, что они есть, и мы как анархо-синдикалисты с точки зрения той программы, которую Андрей Исаев и Александр Шубин написали, там все очень, на мой взгляд, разумно, по-своему разумно, не все ложится на реальную российскую действительность. Ничего там такого античеловеческого внутри этой программы нет. Другое дело, что сама по себе в высоком смысле любая из этих теорий претендует на общее человеческое счастье, на полный универсализм, то есть фактически она себе присваивает какие-то религиозные функции. А мой личный поиск он шел совершенно другим путем. Он шел через попытку решить какие-то человеческие вопросы. Например, для меня первым религиозным вопросом, было, во времена… трудно, правда, это полноценной армейской службой назвать, в ансамбле песни и пляски…

А. Митрофанова: В армейском ансамбле.

В. Гурболиков: Да. Там были очень интересные, интеллигентные собеседники. От них я узнал, что, например, Лев Николаевич Толстой не только писатель, но еще и мыслитель, и проповедник разных идей. Там я вдруг понял, что есть религиозные контексты у Достоевского. До этого я как-то в это не вдумывался. При том, что я был вроде бы внимательным читателем. И первый вопрос, который оказался для меня религиозным, был такой. Я рассказал историю своей неудавшейся любви интересному очень человеку, который потом стал поклонником учения Рерихов, но тем не менее, первый толчок какого-то поиска духовного он оказал, с атеизма он меня сдвинул. Одним вопросом! Я ему рассказал эту историю, просто как обычно бывает в таком интимном разговоре, один человек поверяет что-то другому, сердечную тайну и думает, что на этом все и кончится. А он задал мне вопрос: «А кто виноват в том, что ваши отношения не состоялись?» И когда я начал на этот вопрос отвечать для себя, я вдруг увидел, что я вел себя совершенно неправильно. И это очень частое представление о любви, о том, как она происходит и что человек влюбленный, как он должен себя вести, это по отношению к якобы любимому человеку - дикий эгоизм.

Это постоянное пренебрежение его интересами, его благом, его счастьем. Хочется счастливым быть самому, хочется осчастливиться. А предмет обожания, ты о нем-то думаешь мало и ведешь себя зачастую ужасно. А все это превозносят: дежурство у подъезда, сотни писем…

А. Пичугин: Мел на асфальте.

В. Гурболиков: Мел на асфальте. При том, что человеку от тебя может требоваться иное, например, дружба нормальная. А ты этого не даешь, ты целиком поглощен своими чувствами. То есть вдруг я понял, я виноват и в этом опыте есть какой-то урок, а уроки бывают там, где есть смысл. А дальше произошел неожиданный философский поворот, что ли, поворот мысли. Мы все время мучаемся, говорим о том, что наука не доказала существование Бога, существование смысла, но разве наука этому посвящена? Она и не должна искать смысл. Наука отвечает на вопрос, как устроен мир.

А. Митрофанова: А не зачем…

В. Гурболиков: А не зачем мир устроен. Значит, вопрос о Боге не решен, не снят с повестки дня. Так я перестал быть атеистом, таким парадоксальным образом, когда вдруг обнаружил, что должен искать ответ, Промысел в своей жизни.

А. Пичугин: Мы продолжим разговор о том, как я перестал быть атеистом с Владимиром Гурболиковым через несколько мгновений. Напомню, что заместитель главного редактора журнала «Фома» Владимир Гурболиков вместе с нами проводит этот «Светлый вечер». Здесь также Алла Митрофанова, я - Алексей Пичугин.

А. Митрофанова: Вернемся в студию через несколько минут.

А. Митрофанова: Еще раз добрый вечер, дорогие радиослушатели.

Можно сказать, что у вас с Владимиром Легойдой в плане «Фомы» один мозг на двоих? Вы же создали это явление, которому уже 20 лет. Тогда, на коленках собрали первый номер и до сих пор продолжаете мыслить очень синхронно.

В. Гурболиков: Я бы назвал нас батарейкой. Плюс и минус. Только так получается электричество. Мы очень разные. И при этом нас, с одной стороны, притягивает, с другой стороны, мы отталкиваемся этими полюсами.

А. Митрофанова: Что касается журнала «Фома», то Владимир Легойда - частый гость в нашей студии, о «Фоме» мы периодически говорим. А сейчас хочется вернуться к твоему пути. И момент встречи с Богом, это, наверное, очень интимный, но, я знаю, ты об этом писал, ты можешь об этом рассказать… Какую роль в этом сыграла твоя болезнь? Ведь была очень серьезная история, связанная с таким…

В. Гурболиков: Болезнь была позднее. Огромную роль сыграл поиск взаимоотношений с людьми. Это первое ощущение, что ты виноват, что ты неправильно строишь отношения, потом попытка найти у Толстого ответ, как правильно строить отношения. На мой взгляд, попытка прочитать через Толстого Евангелие. Это катастрофа то, что он сам с Евангелием сделал, когда он черкал его синим, вычеркивал то, что ему казалось неубедительным и подчеркивал… оставил только нравственное учение. Когда я пытался честно, когда в редакции газеты «Солидарность» работал вместе с Андреем Исаевым, когда я так вот искренне надеялся, что мы создадим братство, это была вторая попытка после анархо-синдикализма, от которого я потихоньку отходил, вот снова эти братские отношения воспроизвести полностью…

А. Митрофанова: Братство кольца, часть вторая.

В. Гурболиков: Вдруг я обнаружил, что это выше сил человека. Это рациональным путем не получается сделать, это не зависит от того, насколько ты стремишься повысить зарплату, договориться с человеком о том, чтобы он свободно творил или еще что-то сделать. Это не зависит от твоих разговоров с ним, задушевных или разумных, не получается. На это фоне мне в руки попала книга отца Александра Меня «Сын Человеческий», которая сейчас, мне кажется, почему-то несколько наивной, уже после того, как прочтешь Евангелие, в церковную традицию погрузишься, может быть, её следует воспринимать как очень хорошую, тем не менее, дверцу в мир Православия.

А. Пичугин: Но она очень для многих стала этой дверцей.

В. Гурболиков: Действительно стала очень для многих, и я её прочитывал два раза, на этом фоне я вдруг понял, что я начинаю понимать, почему в Евангелии чудеса, почему в Евангелии фиксируется то, что мне казалось частью эпоса и не относится вроде бы к нравственным, разумным нравственным заповедям. Почему это там. Я наконец-то понял, что люди, которые слушают Христа, его нравственные заповеди, они говорят: а как это возможно выполнить. А в общем-то люди не глупее нас с вами, более того, они религиозные, верующие, серьезные люди. И они Его спрашивают: «А как это можно сделать?» Это невозможно сделать с рациональной точки зрения.

И Он им говорит: идите за мной и кто-то вместит это. Он тоже понимает, что это чудо, Он дает вектор человеку. И тут начинается это чудо - больные исцеляются, мертвые воскресают. Для кого-то это метафорически, с кем-то происходит подлинно в мире веры чудо, но самое главное - это изменение в человеческом сердце. Вдруг понятно, что эту самую мечту, её невозможно выполнить из себя и просто разумно все продумав, выработав тактику общения с людьми…

А. Митрофанова: Разработав программу социализма…

В. Гурболиков: Разработав какую-либо программу. Для меня, через эту книгу я понял, почему чудо соседствует с такой мощной нравственной первоосновой, почему нельзя разорвать слова Христа, которые даже потом вписывали в разные документы коммунистические, почему их нельзя оторвать…

А. Пичугин: Это какие слова?

В. Гурболиков: Это моральный кодекс строителя коммунизма так называемый, то есть довольно поздний советский документ партийный, который построен во многом на евангельских нравственных посылах. Нравственные посылы очень похожи на христианские. Речь идет не только обязательно о словах Христа, но и о посланиях апостолов и так далее.

А. Пичугин: Часто любят сравнивать коммунизм и христианство.

В. Гурболиков: Любят-любят, мы пытались интерпретировать «Царство Божие не от мира сего»… поскольку мы были анархистами, «Христос первый анархист»… Поскольку Он государственные иудейские поползновения отодвигал в сторону, то есть это была попытка заигрывания такого. Но я понял, что нельзя отделить эту нравственную проповедь Христа не только от Его смерти за эти идеи, что, в общем, банальность, интеллигенция вся говорит об этом, «вот только жаль распятого Христа», - поет Высоцкий… А нельзя отделить от Воскресения, от чуда Воскресения. Что эта идея, эти идеи, эта формула жизни, это формула Спасения, то есть человек может жить вечно, смерти нет, что следование этому пути - это единственная дверка в подлинную жизнь. И эти чудеса, которые в Евангелии кажутся вообще просто данью своему времени, они совершенно по-другому читаются в традиции. Сразу становится понятно, что без них ничего бы не было. Было много моралистов и среди римлян, и среди греков, людей, которые разрабатывали различные этики, некоторые из философов страдали за свои убеждения, пили цикуту. Но Христос, Его чудо, Евангелие… Почему это радостная весть, хотя там страшные события пересказаны. Потому что носитель этих идей воскрес, благословил своих учеников и одухотворил их.

А. Митрофанова: Он не только носитель идеи оказался, но и носителем вечной жизни.

В. Гурболиков: Потому что пришел Тот, Кто способен победить нашу мирскую, неразрешимую, казалось бы, проблему. И эту нравственность исполнить по-настоящему. И ввести человека в новый мир, в новое совершенно состояние. Вот это на меня подействовало. А параллельно с этим очень совпало, были как раз в это время обретены в Музее атеизма, который располагался тогда в соборе в Санкт-Петербурге, были обретены мощи Серафима Саровского. И их несли через всю страну, везли, несли летом в Дивеево.

А. Митрофанова: Это 91, 93 годы?

В. Гурболиков: 91-92, может быть.

А. Митрофанова: Начало 90-х.

В. Гурболиков: И так совпало, что я по телевизору, буквально читая параллельно Евангелие, книгу, я смотрел и слушал трансляцию телевизионную, в которую входило и житие преподобного Серафима, и рассказ о том, кто и почему, и зачем эти мощи несет, что это за люди, видел там Патриарха, как-то впервые на него глядел… И когда я стал слушать житие преподобного Серафима Саровского и окружающих его людей, потому что это все сплав, то я вдруг обнаружил, что не нахожу разницы с апостольскими временами, с Евангелием разницы не нахожу. Что это мы где-то находимся со своими взглядами вне христианства. Хотя считаем себя этически христианами. А вот истинное, подлинное христианство, где люди спасаются - вот оно. И оно такое же наполненное, насыщенное, как и то, что я читаю в Евангелии, и оно находится одной ногой в ином мире, в иной реальности. И это меня просто потрясло. И дальше моя реакция на то, что я не могу какие-то проблемы решить, и от этого чувствую, что я могу отчаяться как-то, вся превратилась в первую молитву «Отче наш», которую я перед Елоховским собором впервые перекрестился сначала на храм и меня как водой окатило от ощущения свободы…

А. Пичугин: А крещен ты уже был?

В. Гурболиков: Нет. Я стал молиться Богу, потому что я понял, что есть проблемы, которые я не могу решить в одиночку, у меня есть воля, но это проблема, которая выше одной лишь человеческой воли. И есть Некто, с кем можно поделиться этим грузом. Я не скажу, что проблемы ушли - я стал меняться.

А. Пичугин: Владимир Гурболиков, заместитель главного редактора журнала «Фома» сегодня здесь, на радио «Вера» в программе «Светлый вечер».

А. Митрофанова: Володь, те события, которые ты сейчас описываешь, это начало 90-х, а в 95-ом появился журнал «Фома», который вы собрали с Владимиром Легойдой практически на коленках.

А. Пичугин: Как было уже сказано.

А. Митрофанова: Ну это история, которую мы уже много раз слышали, а как ты-то сам пришел к тому, что тебе нужно этим заниматься. У тебя была нормальная журналистская карьера к этому моменту, ты был зам главного редактора профсоюзной газеты «Солидарность», у тебя в жизни все случилось…

В. Гурболиков: У меня пост был везде один и тот же - первый заместитель главного редактора. И точно такой же в «Фоме»…

А. Митрофанова: Вот зачем это, лишняя головная боль фактически.

В. Гурболиков: Ну сначала нужно было креститься, сначала надо было войти в Церковь. А я книжки-то прочел, даже Богу взмолился, но как воцерковиться я не знал, и в храм я сразу не попал.

А. Пичугин: А это были какие-то барьеры или ты пытался, но противоречия оставались?

А. Митрофанова: Или, может быть, тебя кто-то выгнал оттуда, сказал, что ты неправильно одет.

В. Гурболиков: Вообще ничего подобного не было, просто я чувствовал себя недостойным и неготовым. Сейчас мне рассказывают часто, люди узнали, что теперь собеседования в храмах принято проводить перед Крещением, если человек хочет креститься, то хоть какие-то знания получить о том, в какую веру он крестится. Многие это воспринимают, некоторые по-деловому: «Где у вас тут что, какие экзамены надо сдать?» Другие просто на это смотрят с изумлением и неприязнью: «Мы же русские люди, почему нам нельзя просто так взять и покреститься». А я как раз считал, что как же я буду креститься, ну прочел я одну книгу, ну стал я читать Евангелие, стал я Библию иначе воспринимать, тоже стала прочитывать как историю Богооставленности и поиска Бога человеком. И что-то такое осознал. Ну и что? Я же мало знаю. И тут дальше через семью, встретил священника, священник послушал меня и сказал, что с его точки зрения мне нужно просто свободно идти и креститься, и он готов меня крестить, он считает, что я готов ко Крещению. И сказал: «Как только ты сам это поймешь, как только будешь готов, приходи». Я взял в его храме несколько книжек. Парадокс в том, что мне этот храм за полгода до Крещения приснился. Я об этом к моменту Крещения крепко забыл, а вспомнил потом.

А. Митрофанова: А ты не видел до этого этого храма, и он как-то возник у тебя в сознании?

А. Пичугин: Он не в Москве?

В. Гурболиков: Нет, это московский храм. Сон был такой. Папа туда вместе с моим братом, сестрой туда ходить стали, я об этом знал, когда бывал у них в гостях, проходил иногда мимо, ну и все. А летом, когда я стал читать книгу отца Александра, мне приснился такой сон. Все происходит зимой, я выхожу на Тверской бульвар… Это храм Иоанна Богослова на Бронной, там, где сейчас памятник Есенину и где театр Пушкину. Вот я иду по Тверской. И вижу этот храм, чувствую себя бесприютным совершенно и сразу же думаю об отце. Причем в двух планах: и о папе, и об Отце, я вспоминаю, что мой папа ходит в этот храм. При этом храм весь в лесах, как во времена Олимпиады, он действительно был еще не отреставрированным. С одной стороны, я думаю о папе, с другой стороны, у меня мысль такая: где же Отца найти? Как бы я забываю, что где-то рядом здесь квартира есть, куда можно зайти, есть только этот храм, только он об отце, только там я его могу найти. Но я туда не захожу, а иду в проулки и вдруг попадаю очень мне знакомую по моему детству старую Москву, совсем-совсем старую, двухэтажную, деревянную, а я жил когда-то в деревянном доме, иногда каменную, с церковками маленькими, почти сказочную, такую как на полотнах некоторых художников начала XX века, художники начали это запечатлевать, как будто предчувствуя, что это скоро не будет ничего. Вот я иду, вдруг появляется солнышко, начинается капель с крыш этих домиков, миновал я несколько переулочков и вышел на громадный простор и он как берега залива обращен в сторону огромного поля и леса. И со всех сторон колокольни, неописуемая красота и счастье. И я на этом проснулся. Оказался в жарком лете…

А. Пичугин: 25 лет почти прошло, а ты помнишь так в деталях.

В. Гурболиков: Да. Но я это вспомнил после Крещения. Крестился я зимой накануне Великого поста. Вдруг я стал думать, солнце выглянуло и пошла капель, я вдруг вспомнил, что я где-то уже это видел. И вдруг я вспомнил, что видел храм, где я буду креститься. И сон был явно не рядовым. У меня в жизни таких два было. Потрясающее возвращение памяти после Крещения. А дальше начался разговор с друзьями в редакции. Я говорил, что братство не удалось и прочее, но вообще-то отношения были со многими людьми очень и очень глубокими.

Когда я крестился, у многих возникли вопросы, у нас были искренние отношения, они спрашивали, что со мной такое. Больше всего они задавали философские вопросы, очень любимые: православие - это же религия слабых, а ты не слабый человек и так далее. Набор обычных уже тогда существовали те же претензии к Церкви возрождающейся. Тогда уже бывали конфликты при освобождении храмов. Но я начинал с людьми говорить когда, я обнаруживал, что мы цепляемся языками, но идем мимо сути. Я не могу им объяснить толком. Мне легче написать. Я сделал интервью с отцом Димитрием Дудко, очень интересным священником с очень сложной интересной биографией. А потом написал собственную статью «Эра недоверия», которая в дальнейшем в первом номере «Фомы» оказалась. И для того чтобы проиллюстрировать статью, которая в диалоге с моим коллегой была написана, то есть он выступал против Церкви, я объяснял почему, несмотря на недостатки, которые я тоже знаю, церковной жизни, почему я верующий. Эту статью проиллюстрировали фотографией из моего храма, того храма, куда я тогда ходил. И газета попала к моим друзьям и через моих друзей попала к Легойде. А Легойда искал человека, с которым вместе делать миссионерский журнал.

А. Пичугин: А вы не были знакомы?

В. Гурболиков: Не были до этого знакомы, но у нас были общие знакомые. Я при этом , когда я стал вести диалоги с людьми, я вспомнил свой опыт анархизма. У нас там 30-40 человек в этой анархо-синдикалистской общине было, если был журнал основной, который ксерокопировали в довольно больших тиражах.

А. Митрофанова: Самиздат?

В. Гурболиков: Было запрещено. Еще было время, когда легализовать это было невозможно. Если кто-то из наших друзей считал, что туда не попадают какие-то его важные размышления и статьи, то он просто брал тогда еще свою печатную машинку, под копирку клал много листов и выпускал свой собственный журнал. Таких журналов в какой-то момент я насчитал, было - шесть. На 30 человек.

А. Пичугин: И никаких разногласий не было по этому поводу?

В. Гурболиков: Наоборот. Все читали, друг у друга брали. Все очень интересно было.

А. Митрофанова: Это такой живой журнал, только на бумаге.

В. Гурболиков: Да, это похоже на блоги. И я думал о том, что в одиночку я не смогу создать такой журнал, который бы людям, моим друзьям, моим товарищам мог бы ясно сказать о том, что со мной происходит, что переживается в Церкви, что там происходит. В одиночку не смогу. Ну и ко мне подходят ребята в храме после службы, я там пытался некоторое время петь на клиросе, подходят и говорят: «С тобой хочет человек один познакомиться, его зовут Владимир, фамилия Легойда». Я после службы к нему вышел, пожали друг другу руки, он говорит: «Вот вы знаете, у меня такая есть мечта и проблема, я видел вашу статью, я очень бы хотел попробовать организовать для нецерковных людей, для неверующих людей, для людей ищущих, какое-то издание, журнал. И ищу напарника. Не хотели бы поучаствовать в этом?» И я просто перекрестился. Это был просто прямой ответ на мои внутренние переживания и сказал: «Конечно, хочу!» Наш разговор занял 5 минут. За 5 минут было очевидно и Володе, и мне, что мы сделаем.

А. Митрофанова: Так появился журнал «Фома».

В. Гурболиков: Так он не появился. Мы с ним встретились, 20 лет было в сентябре, как мы с ним познакомились, а до журнала было еще осознание нескольких вещей. Самой ответственности, мы пытались понять, как быть в Церкви с понятием послушания, дисциплины, мы знали, например, что были попытки делать миссионерский журнал, очень чудные, на самом деле. Причем делали православные американцы, приезжавшие в Россию, было такое издание, в Новосибирске попытался православный американец, едва выучив русский язык, сделать журнал, он думал, что назовет его как Ноев ковчег, назвал его «Странный корабль» (смеются). Естественно, тогдашний епископ новосибирский тогда это увидел и мгновенно сказал: закройте это немедленно.

А. Пичугин: С другой стороны, «Странный корабль» не такое уж плохое название.

В. Гурболиков: Нет, там все было странное. Потому что это сплошной акцент, он не знал, как по-русски выразить свои мысли. Мы думали и мы понимали, с самого начала нами было осознанно, что мы без благословения церковного, даже если нам будет очень нравиться то, что мы делаем, ничего делать не станем.

А. Пичугин: Ну журнал «Фома» - это уже другая история. Когда подойдет 20-летие, а оно скоро подойдет, мы тебя еще раз позовем с удовольствием. Спасибо большое, что ты сегодня нашел для нас время. И поговорим про «Фому». Владимир Гурболиков, заместитель главного редактора журнала «Фома», сегодня провел с нами «Светлый вечер». Алла Митрофанова…

А. Митрофанова: Спасибо, Володь, за рассказ. И, правда, приходи, потому что, я думаю, есть смысл чуть-чуть подробнее поговорить на несколько тем, которые ты сегодня озвучил. И, конечно, переживания, связанные с чувством ответственности за то, что ты говоришь и пишешь.

А. Пичугин: А, может быть, вместе соберем Владимира Гурболикова и Владимира Легойду в студии, это все планы и проекты. Спасибо. Меня зовут Алексей Пичугин, будьте здоровы.

Источник:  Радио ВЕРА Светлое радио 
 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ