О ПроектеАпологетикаНовый ЗаветЛитургияПроповедьГалереиМузыкальная коллекцияКонтакты

Алфавитный указатель:

АБВГ
ДЕЖЗ
ИКЛМ
НОПР
СТУФ
ХЦЧШ
ЩЭЮЯ


Все имена на сайте

Все имена на сайте

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич
АДАМОВИЧ Георгий Викторович
АРАБОВ Юрий Николаевич
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Николаевич
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна
АДЕЛЬГЕЙМ Павел Анатольевич (протоиерей)
АНТОНИЙ [Андрей Борисович Блум] (митрополит)
АЛЕШКОВСКИЙ Петр Маркович
АЛЛЕГРИ Грегорио
АЛЬБИНОНИ Томазо
АЛЬФОНС X Мудрый
АМВРОСИЙ Медиоланский
АФОНИНА Сайда Мунировна
АРОНЗОН Леонид Львович
АМИРЭДЖИБИ Чабуа Ираклиевич
АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич
АЛДАШИН Михаил Владимирович
АНДЕРСЕН Ларисса Николаевна
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АЛЛЕНОВА Ольга
АНФИЛОВ Глеб Иосафович
АПУХТИН Алексей Николаевич
АФАНАСЬЕВ Леонид Николаевич
АКСАКОВ Иван Сергеевич
АНУФРИЕВА Наталия Даниловна
АРЦЫБУШЕВ Алексей Петрович
АНСИМОВ Георгий Павлович
АДРИАНА (монахиня) [Наталия Владимировна Малышева]
АЛЬШАНСКАЯ Елена Леонидовна
АРХАНГЕЛЬСКАЯ Анна Валерьевна
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич
АРКАДЬЕВ Михаил Александрович
АЛЕКСАНДРОВ Кирилл Михайлович
АРБЕНИНА Диана Сергеевна
АРШАКЯН Лев (иерей)
АБЕЛЬ Карл Фридрих
АЛФЁРОВА Ксения Александровна
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич
БУНИН Иван Алексеевич
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич
БИТОВ Андрей Георгиевич
БОНДАРЧУК Алёна Сергеевна
БОРОДИН Леонид Иванович
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
БУТУСОВ Вячеслав Геннадьевич
БОНХЁФФЕР Дитрих
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич
БРУКНЕР Антон
БРАМС Иоганнес
БРУХ Макс
БЕЛОВ Алексей
БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРЕЗИН Владимир Александрович
БЕРНАНОС Жорж
БЕРОЕВ Егор Вадимович
БРЭГГ Уильям Генри
БУНДУР Олег Семёнович
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич
БАХ Иоганн Себастьян
БЕТХОВЕН Людвиг ван
БОРОДИН Александр Порфирьевич
БАТАЛОВ Алексей Владимирович
БЕНЕВИЧ Григорий Исаакович
БИЗЕ Жорж
БРЕГВАДЗЕ Нани Георгиевна
БУЗНИК Михаил Христофорович
БОРИСОВ Александр Ильич (священник)
БЛОХ Карл
БУЛГАКОВ Артем
БЕГЛОВ Алексей Львович
БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна
БЕРЯЗЕВ Владимир Алексееич
БУОНИНСЕНЬЯ Дуччо ди
БРОДСКИЙ Иосиф Александрович
БАКУЛИН Мирослав Юрьевич
БАСИНСКИЙ Павел Валерьевич
БУКСТЕХУДЕ Дитрих
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (священник)
БАТИЩЕВА Янина Генриховна
БИБЕР Генрих
БАРКЛИ Уильям
БЕРХИН Владимир
БОРИСОВ Николай Сергеевич
БУЛЫГИН Павел Петрович
БОРОВИКОВСКИЙ Александр Львович
БЫКОВ Дмитрий Львович
БАЛАЯН Елена Владимировна
БИККУЛОВА Алёна Алексеевна
БЕЛАНОВСКИЙ Юрий Сергеевич
БУРОВ Алексей Владимирович
БАХРЕВСКИЙ Владислав Анатольевич
БАШУТИН Борис Валерьевич
БЕРЕЗОВА Юлия
БАБЕНКО Алёна Олеговна
БУЦКО Юрий Маркович
БОЛДЫШЕВА Ирина Валентиновна
БАК Дмитрий Петрович
БЕЛЛ Роб
БИБИХИН Владимир Вениаминович
БАРТ Карл
БУДЯШЕК Ян
БАЙТОВ Николай Владимирович
БАТОВ Олег Анатольевич (протоиерей)
БЕНИНГ Симон
БАЛТРУШАЙТИС Юргис Казимирович
БЕЛЬСКИЙ Станислав
БЕЛОХВОСТОВА Юлия
БЕЖИН Леонид Евгеньевич
БИРЮКОВА Марина
БОЕВ Пётр Анатольевич (иерей)
БЫКОВ Василь Владимирович
ВАРЛАМОВ Алексей Николаевич
ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
ВЯЗЕМСКИЙ Юрий Павлович
ВАРЛЕЙ Наталья Владимировна
ВИВАЛЬДИ Антонио
ВО Ивлин
ВОРОПАЕВ Владимир Алексеевич
ВИСКОВ Антон Олегович
ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия Николаевна
ВИШНЕВСКАЯ Галина Павловна
ВИЛЕНСКИЙ Семен Самуилович
ВАСИЛИЙ (епископ) [Владимир Михайлович Родзянко]
ВОЛКОВ Павел Владимирович
ВЕЙЛЬ Симона
ВОДОЛАЗКИН Евгений Германович
ВОЛОДИХИН Дмитрий Михайлович
ВЕЛИЧАНСКИЙ Александр Леонидович
ВОЛЧКОВ Сергей Валерьевич
ВАРСОНОФИЙ (архимандрит) [Павел Иванович Плиханков]
ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
ВДОВИЧЕНКОВ Владимир Владимирович
ВАССА [Ларина] (инокиня)
ВИНОГРАДОВ Леонид
ВАСИН Вячеслав Георгиевич
ВАРАЕВ Максим Владимирович (священник)
ВИТАЛИ Джованни Баттиста
ВУЙЧИЧ Ник
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Семен Николаевич
ВЕЛИКАНОВ Павел Иванович (протоиерей)
ВАСИЛЮК Фёдор Ефимович
ВИКТОРИЯ Томас Луис
ВАЙГЕЛЬ Валентин
ВАНЬЕ Жан
ВЛАДИМИРСКИЙ Леонид Викторович
ВЫРЫПАЕВ Иван Александрович
ВОЛФ Мирослав
ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУЗОВ Арсений Аркадьевич
ГАЛАКТИОНОВА Вера Григорьевна
ГАЛИЧ Александр Аркадьевич
ГАЛКИН Борис Сергеевич
ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
ГЕТМАНОВ Роман Николаевич
ГИППИУС Зинаида Николаевна
ГОБЗЕВА Ольга Фроловна [монахиня Ольга]
ГОГОЛЬ Николай Васильевич
ГРАНИН Даниил Александрович
ГУМИЛЁВ Николай Степанович
ГУСЬКОВ Алексей Геннадьевич
ГУРЦКАЯ Диана Гудаевна
ГАЛЬЦЕВА Рената Александровна
ГОРОДОВА Мария Александровна
ГАЛЬ Юрий Владимирович
ГЛИНКА Михаил Иванович
ГРАДОВА Екатерина Георгиевна
ГАЙДН Йозеф
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих
ГЕРМАН Расслабленный
ГРИГ Эдвард
ГОРБОВСКИЙ Глеб Яковлевич
ГАЛУППИ Бальдассаре
ГЛЮК Кристоф
ГУРЕЦКИЙ Хенрик Миколай
ГУМАНОВА Ольга
ГЕРМАН Анна
ГРИЛИХЕС Леонид (священник)
ГРААФ Фредерика(Мария) де
ГОРДИН Яков Аркадьевич
ГЛИНКА Елизавета Петровна (Доктор Лиза)
ГУРБОЛИКОВ Владимир Александрович
ГРИЦ Илья Яковлевич
ГРЫМОВ Юрий Вячеславович
ГОРИЧЕВА Татьяна Михайловна
ГВАРДИНИ Романо
ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна
ГОЛЬДШТЕЙН Дмитрий Витальевич
ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ Иван Силыч
ГРЕЧКО Георгий Михайлович
ГРИМБЛИТ Татьяна Николаевна
ГОРБАНЕВСКАЯ Наталья Евгеньевна
ГРИБ Андрей Анатольевич
ГОЛОВКОВА Лидия Алексеевна
ГАСЛОВ Игорь Владимирович
ГОДИНЕР Анна Вацлавовна
ГЕРЦЫК Аделаида Казимировна
ГНЕЗДИЛОВ Андрей Владимирович
ГУТНЕР Григорий Борисович
ГАРКАВИ Дмитрий Валентинович
ГОРОДЕЦКАЯ Надежда Даниловна
ГУПАЛО Георгий Михайлович
ГЕ Николай Николаевич
ГАЛИК Либор Серафим (священник)
ГЕЗАЛОВ Александр Самедович
ГЕНИСАРЕТСКИЙ Олег Игоревич
ГЕОРГИЙ [Жорж Ходр] (митрополит)
ГИППЕНРЕЙТЕР Юлия Борисовна
ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович
ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович
ГУЛЯЕВ Георгий Анатольевич (протоиерей)
ГУМЕРОВА Анна Леонидовна
ГОРОДНИЦКИЙ Александр Моисеевич
ГИОРГОБИАНИ Давид
ГОЛЬЦМАН Ян Янович
ГАНДЛЕВСКИЙ Сергей Маркович
ГЕНИЕВА Екатерина Юрьевна
ГЛУХОВСКИЙ Дмитрий Алексеевич
ГРУНИН Юрий Васильевич
ДЮЖЕВ Дмитрий Петрович
ДОРЕ Гюстав
ДЕМЕНТЬЕВ Андрей Дмитриевич
ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич
ДОВЛАТОВ Сергей Донатович
ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович
ДРУЦЭ Ион
ДИКИНСОН Эмили
ДЕБЮССИ Клод
ДВОРЖАК Антонин
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич
ДОНН Джон
ДВОРКИН Александр Леонидович
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ДАНИЛОВА Анна Александровна
ДЖОТТО ди Бондоне
ДИОДОРОВ Борис Аркадьевич
ДЬЯЧКОВ Александр Андреевич
ДЖЕССЕН Джианна
ДЖАБРАИЛОВА Мадлен Расмиевна
ДРОЗДОВ Николай Николаевич
ДАНИЛОВ Дмитрий Алексеевич
ДИМИТРИЙ (иеромонах) [Михаил Сергеевич Першин]
ДИККЕНС Чарльз
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДАНИЛОВ Анатолий Евгеньевич
ДАНИЛОВА Юлия
ДОРМАН Елена Юрьевна
ДРАГУНСКИЙ Денис Викторович
ДУДЧЕНКО Андрей (протоиерей)
ДЕГЕН Ион Лазаревич
ЕСАУЛОВ Иван Андреевич
ЕМЕЛЬЯНЕНКО Федор Владимирович
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (священник)
ЕГЕРШТЕТТЕР Франц
ЖИРМУНСКАЯ Тамара Александровна
ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
ЖИДКОВ Юрий Борисович
ЖУРИНСКАЯ Марина Андреевна
ЖИЛЬСОН Этьен Анри
ЖИЛЛЕ Лев (архимандрит)
ЖИВОВ Виктор Маркович
ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
ЖЕЛЯБИН-НЕЖИНСКИЙ Олег
ЖИРАР Рене
ЗАЛОТУХА Валерий Александрович
ЗОЛОТУССКИЙ Игорь Петрович
ЗУБОВ Андрей Борисович
ЗАНУССИ Кшиштоф
ЗВЯГИНЦЕВ Андрей Петрович
ЗАХАРОВ Марк Анатольевич
ЗОРИН Александр Иванович
ЗАХАРЧЕНКО Виктор Гаврилович
ЗЕЛИНСКАЯ Елена Константиновна
ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич
ЗОЛОТОВ Андрей
ЗОЛОТОВ Андрей Андреевич
ЗАБЕЖИНСКИЙ Илья Аронович
ЗАЙЦЕВ Андрей
ЗОЛОТУХИН Денис Валерьевич (священник)
ЗАЙЦЕВА Татьяна
ЗОЛЛИ Исраэль
ЗЕЛИНСКИЙ Владимир Корнелиевич (протоиерей)
ЗОБИН Григорий Соломонович
ИВАНОВ Вячеслав Иванович
ИСКАНДЕР Фазиль Абдулович
ИВАНОВ Георгий Владимирович
ИЛЬИН Владимир Адольфович
ИГНАТОВА Елена Алексеевна
ИЛАРИОН (митрополит) [Григорий Валериевич Алфеев]
ИАННУАРИЙ (архимандрит) [Дмитрий Яковлевич Ивлев]
ИЛЬЯШЕНКО Александр Сергеевич (священник)
ИЛЬИН Иван Александрович
ИЛЬКАЕВ Радий Иванович
ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович
КОНАЧЕВА Светлана Александровна
КАБАКОВ Александр Абрамович
КАБЫШ Инна Александровна
КАРАХАН Лев Маратович
КИБИРОВ Тимур Юрьевич
КОЗЛОВ Иван Иванович
КОЛЛИНЗ Френсис Селлерс
КОНЮХОВ Фёдор Филлипович (диакон)
КОПЕРНИК Николай
КУБЛАНОВСКИЙ Юрий Михайлович
КУРБАТОВ Валентин Яковлевич
КУСТУРИЦА Эмир
КУЧЕРСКАЯ Майя Александровна
КУШНЕР Александр Семенович
КАПЛАН Виталий Маркович
КУРАЕВ Андрей Вячеславович (протодиакон)
КОРМУХИНА Ольга Борисовна
КУХИНКЕ Норберт
КУПЧЕНКО Ирина Петровна
КЛОДЕЛЬ Поль
КОЗЛОВ Максим Евгеньевич (священник)
КАЛИННИКОВ Василий Сергеевич
КОРЕЛЛИ Арканджело
КАРОЛЬСФЕЛЬД Юлиус
КИРИЛЛОВА Ксения
КЕКОВА Светлана Васильевна
КОРЖАВИН Наум Моисеевич
КРЮЧКОВ Павел Михайлович
КРУГЛОВ Сергий Геннадьевич (священник)
КРАВЦОВ Константин Павлович (священник)
КНАЙФЕЛЬ Александр Аронович
КИКТЕНКО Вячеслав Вячеславович
КУРЕНТЗИС Теодор
КЫРЛЕЖЕВ Александр Иванович
КОШЕЛЕВ Николай Андреевич
КЮИ Цезарь Антонович
КОРЧАК Януш
КЛОДТ Евгений Георгиевич
КРАСНИКОВА Ольга Михайловна
КОРОЛЕНКО Псой
КЬЕРКЕГОР Серен
КОВАЛЬДЖИ Владимир
КОВАЛЬДЖИ Кирилл Владимирович
КОРИНФСКИЙ Аполлон Аполлонович
КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович
КАРПОВ Сергей Павлович
КАМБУРОВА Елена Антоновна
КРАСИЛЬНИКОВ Сергей Александрович
КОПЕЙКИН Кирилл (протоиерей)
КАЛЕДА Кирилл Глебович (протоиерей)
КРАСНОВА Татьяна Викторовна
КРИВОШЕИНА Ксения Игоревна
КОТОВ Андрей Николаевич
КОРНОУХОВ Александр Давыдович
КЛЮКИНА Ольга Петровна
КАССИЯ
КРАВЕЦ Сергей Леонидович
КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна
КРАВЕЦКИЙ Александр Геннадьевич
КРИВУЛИН Виктор Борисович
КОСТЮКОВ Леонид Владимирович
КЛЕМАН Оливье
КУКИН Михаил Юрьевич
КОНАНОС Андрей (архимандрит)
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович
КАЛЛИСТ [Тимоти Уэр ] (митрополит)
КРИВОШЕИН Никита Игоревич
КИТНИС Тимофей
КИНДИНОВ Евгений Арсеньевич
КЛИМОВ Дмирий (протоиерей)
КОЗЫРЕВ Алексей Павлович
КУПРИЯНОВ Борис Леонидович (протоиерей)
КОКИН Илья Анатольевич (диакон)
КНЯЗЕВ Евгений Владимирович
КРАПИВИН Владислав Петрович
КЕННЕТ Клаус
КОЛОНИЦКИЙ Борис Иванович
КОРДОЧКИН Андрей (протоиерей)
ЛИЕПА Илзе
ЛИПКИН Семён Израилевич
ЛЮБОЕВИЧ Дивна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОШИЦ Юрий Михайлович
ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давыдович
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
ЛУНГИН Павел Семенович
ЛЬЮИС Клайв Стейплз
ЛУКЬЯНОВА Ирина Владимировна
ЛИСНЯНСКАЯ Инна Львовна
ЛЕГОЙДА Владимир Романович
ЛЮБИМОВ Илья Петрович
ЛОКАТЕЛЛИ Пьетро
ЛЮБАК Анри де
ЛАЛО Эдуар
ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич
ЛОСЕВА Наталья Геннадьевна
ЛИЕПА Андрис Марисович
ЛЯДОВ Анатолий Константинович
ЛАРШЕ Жан-Клод
ЛОСЕВ Алексей Федорович
ЛИСТ Ференц
ЛЮЛЛИ Жан-Батист
ЛЕГА Виктор Петрович
ЛОБАНОВ Валерий Витальевич
ЛЮБИМОВ Борис Николаевич
ЛЕВШЕНКО Борис Трифонович (священник)
ЛОРГУС Андрей Вадимович (священник)
ЛАССО Орландо
ЛЮБИЧ Кьяра
ЛУЧЕНКО Ксения Валерьевна
ЛЮБШИН Станислав Андреевич
ЛЕОНОВ Евгений Павлович
ЛАВЛЕНЦЕВ Игорь Вячеславович
ЛЮДОГОВСКИЙ Феодор (иерей)
ЛЮБИМОВ Григорий Александрович
ЛАВРОВ Владимир Михайлович
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич
ЛОПУШАНСКИЙ Константин Сергеевич
ЛИТВИНОВ Александр Михайлович
ЛУЧКО Клара Степановна
ЛАВДАНСКИЙ Александр Александрович
ЛОБЬЕ де Патрик
ЛАШКОВА Вера Иосифовна
ЛИПОВКИНА Татьяна
ЛОРЕНЦЕТТИ Амброджо
ЛОТТИ Антонио
ЛУКИН Павел Владимирович
ЛАШИН Емилиан Владимирович
МАЙКОВ Апполон Николаевич
МАКДОНАЛЬД Джордж
МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич
МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
МАКСИМОВ Андрей Маркович
МАМОНОВ Пётр Николаевич
МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич
МИНИН Владимир Николаевич
МИРОНОВ Евгений Витальевич
МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич
МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна
МИЛЛИКЕН Роберт Эндрюс
МЮРРЕЙ Джозеф Эдвард
МАРКОНИ Гульельмо
МАТОРИН Владимир Анатольевич
МЕДУШЕВСКИЙ Вячеслав Вячеславович
МОРИАК Франсуа
МАРТЫНОВ Владимир Иванович
МЕНДЕЛЬСОН Феликс
МИРОНОВА Мария Андреевна
МАЛЕР Густав
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
МАНФРЕДИНИ Франческо Онофрио
МИХАЙЛОВА Марина Валентиновна
МЕНЬ Александр (протоиерей)
МИХАЙЛОВ Александр Николаевич
МЕРЗЛИКИН Андрей Ильич
МАССНЕ Жюль
МАРЧЕЛЛО Алессандро
МАШО Гийом де
МАХНАЧ Владимир Леонидович
МАШЕГОВ Алексей
МЕРКЕЛЬ Ангела
МЕЛАМЕД Игорь Сунерович
МОНТИ Витторио
МИЛЛЕР Лариса Емельяновна
МОЖЕГОВ Владимир
МАКАРСКИЙ Антон Александрович
МАКАРИЙ (иеромонах) [Марк Симонович Маркиш]
МИТРОФАНОВ Георгий Николаевич (священник)
МОЩЕНКО Владимир Николаевич
МОГУТИН Юрий Николаевич
МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич
МИКИТА Андрей Иштванович
МАТВИЕНКО Игорь Игоревич
МЕЖЕНИНА Лариса Николаевна
МАРИЯ (монахиня) [Елизавета Юрьевна Пиленко]
МИРСКИЙ Георгий Ильич
МАЛАХОВА Лилия
МАРКИНА Надежда Константиновна
МОЛЧАНОВ Владимир Кириллович
МАГГЕРИДЖ Малькольм
МЕЛЛО Альберто
МОРОЗОВ Александр Олегович
МАКНОТОН Джон
МЕЕРСОН Ольга
МЕЕРСОН-АКСЕНОВ Михаил Георгиевич (протоиерей)
МИТРОФАНОВА Алла Сергеевна
МЕНЬШОВА Юлия Владимировна
МАЗЫРИН Александр (иерей)
МУРАВЬЁВ Алексей Владимирович
МАЛЬЦЕВА Надежда Елизаровна
МАГИД Сергей Яковлевич
МАРЕ Марен
МИРОНЕНКО Сергей Владимирович
НАРЕКАЦИ Григор
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич
НЕПОМНЯЩИЙ Валентин Семенович
НИКОЛАЕВ Юрий Александрович
НИКОЛАЕВА Олеся Александровна
НЬЮТОН Исаак
НИКОЛАЙ [ Никола Велимирович ] (епископ)
НОРШТЕЙН Юрий Борисович
НЕГАТУРОВ Вадим Витальевич
НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич
НОВИКОВ Денис Геннадьевич
НЕЖДАНОВ Владимир Васильевич (священник)
НЕКТАРИЙ (игумен) [Родион Сергеевич Морозов]
НАДСОН Семён Яковлевич
НИКИТИН Иван Саввич
НИКОЛАЙ [Николай Хаджиниколау] (митрополит)
НАЗАРОВ Александр Владимирович
НИВА Жорж
НИШНИАНИДЗЕ Шота Георгиевич
НИКУЛИН Николай Николаевич
ОКУДЖАВА Булат Шалвович
ОСИПОВ Алексей Ильич
ОРЕХОВ Дмитрий Сергеевич
ОРЛОВА Василина Александровна
ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна
ОЦУП Николай Авдеевич
ОГОРОДНИКОВ Александр Иоильевич
ОБОЛДИНА Инга Петровна
ОХАПКИН Олег Александрович
ОРЕХАНОВ Георгий Леонидович (протоиерей)
ПАНТЕЛЕЕВ Леонид
ПАСКАЛЬ Блез
ПАСТЕР Луи
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПИРОГОВ Николай Иванович
ПЛАНК Макс
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
ПОГУДИН Олег Евгеньевич
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович
ПОЛЯКОВА Надежда Михайловна
ПОЛЯНСКАЯ Екатерина Владимировна
ПРОШКИН Александр Анатольевич
ПУШКИН Александр Сергеевич
ПАВЛОВИЧ Надежда Александровна
ПЕГИ Шарль
ПРОКОФЬЕВА Софья Леонидовна
ПЕТРОВА Татьяна Юрьевна
ПЯРТ Арво
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич
ПЕРГОЛЕЗИ Джованни
ПЁРСЕЛЛ Генри
ПАЛЕСТРИНА Джованни Пьерлуиджи
ПЕТР (игумен) [Валентин Андреевич Мещеринов]
ПУЩАЕВ Юрий Владимирович
ПУЗАКОВ Алексей Александрович
ПАВЛОВ Олег Олегович
ПРОСКУРИНА Светлана Николаевна
ПАНИЧ Светлана Михайловна
ПЕЛИКАН Ярослав
ПОЛИКАНИНА Валентина Петровна
ПЬЕЦУХ Вячеслав Алексеевич
ПЕТРАРКА Франческо
ПУСТОВАЯ Валерия Ефимовна
ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич
ПАНЮШКИН Валерий Валерьевич
ПОЗДНЯЕВА Кира
ПИВОВАРОВ Юрий Сергеевич
ПОРОШИНА Мария Михайловна
ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич
ПАРРАВИЧИНИ Эльвира
ПРЕЛОВСКИЙ Анатолий Васильевич
ПАНТЕЛЕИМОН [Аркадий Викторович Шатов] (епископ)
ПРЕКУП Игорь (священник)
ПЕТРАНОВСКАЯ Людмила Владимировна
ПОДОБЕДОВА Ольга Ильинична
ПОПОВА Ольга Сигизмундовна
ПАРФЕНОВ Филипп (священник)
ПЛОТКИНА Алла Григорьевна
ПАРХОМЕНКО Сергей Борисович
ПАЗЕНКО Егор Станиславович
ПРОХОРОВА Ирина Дмитриевна
ПАГЫН Сергей Анатольевич
РАСПУТИН Валентин Григорьевич
РОМАНОВ Константин Константинович (КР)
РЫБНИКОВ Алексей Львович
РАТУШИНСКАЯ Ирина Борисовна
РОСС Рональд
РАНЦАНЕ Анна
РАЗУМОВСКИЙ Феликс Вельевич
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
РАВЕЛЬ Морис
РАУШЕНБАХ Борис Викторович
РУБЛЕВ Андрей
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
РЕВИЧ Александр Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович
РАТНЕР Лилия Николаевна
РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
РОГИНСКИЙ Арсений Борисович
РОЗЕНБЛЮМ Константин Витольд
РЕШЕТОВ Алексей Леонидович
РОГОВЦЕВА Ада Николаевна
РЫЖЕНКО Павел Викторович
РОДНЯНСКАЯ Ирина Бенционовна
РИЛЬКЕ Райнер Мария
РОШЕ Константин Константинович
РАКИТИН Александр Анатольевич
РОМАНЕНКО Татьяна Анатольевна
РЯШЕНЦЕВ Юрий Евгеньевич
РАЗУМОВ Анатолий Яковлевич
РУЛИНСКИЙ Василий Васильевич
СВИРИДОВ Георгий Васильевич
СЕДАКОВА Ольга Александровна
СЛУЦКИЙ Борис Абрамович
СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович
СОЛЖЕНИЦЫН Александрович Исаевич
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
СОЛОДОВНИКОВ Александр Александрович
СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич
СТУПКА Богдан Сильвестрович
СОКОЛОВ-МИТРИЧ Дмитрий Владимирович
СМОЛЛИ Ричард
СЭЙЕРС Дороти
СМОЛЬЯНИНОВА Евгения Валерьевна
СТЕПАНОВ Юрий Константинович
СИМОНОВ Константин Михайлович
СМОЛЬЯНИНОВ Артур Сергеевич
СЕДОВ Константин Сергеевич
СОПРОВСКИЙ Александр Александрович
СКАРЛАТТИ Алессандро
САРАСКИНА Людмила Ивановна
САМОЙЛОВ Давид Самуилович
САРАСАТЕ Пабло
СТРАДЕЛЛА Алессандро
СУРОВА Людмила Васильевна
СЛУЧЕВСКИЙ Николай Владимирович
СОКОЛОВ Александр Михайлович
СОЛОУХИН Владимир Алексеевич
СТОГОВ Илья Юрьевич
СЕН-САНС Камиль
СОКУРОВ Александр Николаевич
СТРУВЕ Никита Алексеевич
СОЛЖЕНИЦЫН Игнат Александрович
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
СУИНБЕРН Ричард
САВВА (Мажуко) архимандрит
САНАЕВ Павел Владимирович
СИЛЬВЕСТРОВ Валентин Васильевич
СТЕФАНОВИЧ Николай Владимирович
СОНЬКИНА Анна Александровна
СИНЯЕВА Ольга
СОЛОНИЦЫН Алексей Алексеевич
САЛИМОН Владимир Иванович
СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович
СКУРАТ Константин Ефимович
СВЕШНИКОВА Мария Владиславовна
СЕНЬЧУКОВА Мария Сергеевна [ инокиня Евгения ]
СЕЛЕЗНЁВ Михаил Георгиевич
САВЧЕНКО Николай (священник)
СПИВАКОВСКИЙ Павел Евсеевич
САДОВНИКОВА Елена Юрьевна
СЕН-ЖОРЖ Жозеф
СУДАРИКОВ Виктор Андреевич
САММАРТИНИ Джованни Баттиста
САНДЕРС Скип и Гвен
СКВОРЦОВ Ярослав Львович
СТЕПАНОВА Мария Михайловна
САРАБЬЯНОВ Владимир Дмитриевич
СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович
СТОРОЖЕВА Вера Михайловна
СИГОВ Константин Борисович
СТЕПУН Фёдор Августович
СЕНДЕРОВ Валерий Анатольевич
СВЕЛИНК Ян
СТЕРЖАКОВ Владимир Александрович
СТРУКОВА Алиса
СУХИХ Игорь Николаевич
ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович
ТУРОВЕРОВ Николай Николаевич
ТАРКОВСКИЙ Михаил Александрович
ТЕРАПИАНО Юрий Константинович
ТОНУНЦ Елена Константиновна
ТРАУБЕРГ Наталья Леонидовна
ТАУНС Чарльз
ТОКМАКОВ Лев Алексеевич
ТКАЧЕНКО Александр
ТЕУНИКОВА Юлия Александровна
ТАРТИНИ Джузеппе
ТИССО Джеймс
ТРОШИН Валерий Владимирович
ТАХО-ГОДИ Аза (Наталья) Алибековна
ТАВЕНЕР Джон
ТОЛКИН Джон Рональд Руэл
ТРАНСТРЁМЕР Тумас
ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович
ТЕПЛИЦКИЙ Виктор (протоиерей)
ТРОСТНИКОВА Елена Викторовна
ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич
ТЕПЛЯКОВ Виктор Григорьевич
ТИМОФЕЕВ Александр (священник)
ТИРИ Жан-Франсуа
ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
ТЕЙЛОР Чарльз
ТАРАСОВ Аркадий Евгеньевич
ТЕРСТЕГЕН Герхард
ТАЛАШКО Владимир Дмитриевич
ТУРОВА Варвара
УЖАНКОВ Александр Николаевич
УОЛД Джордж
УМИНСКИЙ Алексей (священник)
УСПЕНСКИЙ Михаил Глебович
УЗЛАНЕР Дмитрий
УГЛОВ Николай Владимирович
УСПЕНСКИЙ Федор Борисович
УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна
ФУДЕЛЬ Сергей Иосифович
ФЕТ Афанасий Афанасьевич
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович
ФИЛЛИПС Уильям
ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО
ФРАНК Семён Людвигович
ФИРСОВ Сергей Львович
ФЕСТЮЖЬЕР Андре-Жан
ФАСТ Геннадий (священник)
ФОРЕСТ Джим
ФЕОДОРИТ (иеродиакон) [Сергей Валентинович Сеньчуков]
ФОФАНОВ Константин Михайлович
ФЕДОТОВ Георгий Петрович
ФРАНКЛ Виктор
ФЛАМ Людмила Сергеевна
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (протоиерей)
ФОМИН Игорь (протоиерей)
ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич
ФЕДЕРМЕССЕР Анна Константиновна
ХОТИНЕНКО Владимир Иванович
ХОМЯКОВ Алексей Степанович
ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович
ХАМАТОВА Чулпан Наилевна
ХАБЬЯНОВИЧ-ДЖУРОВИЧ Лиляна
ХУДИЕВ Сергей Львович
ХЕРСОНСКИЙ Борис Григорьевич
ХИЛЬДЕГАРДА Бингенская
ХОРУЖИЙ Сергей Сергеевич
ХЛЕБНИКОВ Олег Никитьевич
ХЕТАГУРОВ Коста Леванович
ХОРИНЯК Алевтина Петровна
ХЛЕВНЮК Олег Витальевич
ХИЛЛМАН Кристофер
ХОПКО Фома Иванович (протопресвитер)
ЦИПКО Александр Сергеевич
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна
ЦФАСМАН Михаил Анатольевич
ЦВЕЛИК Алексей Михайлович
ЦЫПИН Владислав Александрович (протоиерей)
ЧАЛИКОВА Галина Владленовна
ЧУРИКОВА Инна Михайловна
ЧЕРЕНКОВ Федор Федорович
ЧЕЙН Эрнст
ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна
ЧЕХОВ Антон Павлович
ЧЕСТЕРТОН Гилберт
ЧЕРНЯК Андрей Иосифович
ЧЕРНИКОВА Татьяна Васильевна
ЧИЧИБАБИН Борис Алексеевич
ЧИСТЯКОВ Георгий Петрович (священник)
ЧЕРКАСОВА Елена Игоревна
ЧАВЧАВАДЗЕ Елена Николаевна
ЧУХОНЦЕВ Олег Григорьевич
ЧАВЧАВАДЗЕ Зураб Михайлович
ЧАПНИН Сергей Валерьевич
ЧАРСКАЯ Лидия Алексеевна
ЧЕРНЫХ Наталия Борисовна
ЧИМАБУЭ Ченни ди Пепо
ЧУКОВСКАЯ Елена Цезаревна
ЧЕЙГИН Петр Николаевич
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
ШЕВЧУК Юрий Юлианович
ШАНГИН Никита Генович
ШИРАЛИ Виктор Гейдарович
ШАВЛОВ Артур
ШЕВАРОВ Дмитрий Геннадьевич
ШУБЕРТ Франц
ШУМАН Роберт
ШМЕМАН Александр Дмитриевич (священник)
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич
ШМИТТ Эрик-Эммануэль
ШАТАЛОВА Соня
ШАГИН Дмитрий Владимирович
ШУЛЬЧЕВА-ДЖАРМАН Ольга Александровна
ШТЕЙН Ася Владимировна
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
ШНОЛЬ Дмитрий Эммануилович
ШАЦКОВ Андрей Владиславович
ШЕСТИНСКИЙ Олег Николаевич
ШВАРЦ Елена Андреевна
ШИК Елизавета Михайловна
ШИЛОВА Ольга
ШПОЛЯНСКИЙ Михаил (протоиерей)
ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА Анна Ильинична
ШВЕД Дмитрий Иванович
ШЛЯХТИН Роман
ШМИДТ Вильям Владимирович
ШТАЙН Эдит
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШМЕЛЁВ Алексей Дмитриевич
ШНУРОВ Константин Сергеевич
ШОРОХОВА Татьяна Сергеевна
ШАУБ Игорь Юрьевич
ЩЕПЕНКО Михаил Григорьевич
ЭЛИОТ Томас Стернз
ЭКЛС Джон
ЭЛГАР Эдуард
ЭЛИТИС Одиссеас
ЭППЛЕ Николай Владимирович
ЭПШТЕЙН Михаил Наумович
ЭГГЕРТ Константин Петрович
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭДЕЛЬШТЕЙН Георгий (протоиерей)
ЮРСКИЙ Сергей Юрьевич
ЮРЧИХИН Фёдор Николаевич
ЮДИНА Мария Вениаминовна
ЮРЕВИЧ Андрей (протоиерей)
ЮРЕВИЧ Ольга
ЯМЩИКОВ Савва Васильевич
ЯЗЫКОВА Ирина Константиновна
ЯКОВЛЕВ Антон Юрьевич
ЯМБУРГ Евгений Александрович
ЯННАРАС Христос
ЯРОВ Сергей Викторович

Рекомендуем

Абсолютная жертва Голгофы "Даже если Нарнии нет..." Вера без привилегий С любимыми не разводитесь Двери ада заперты изнутри Расцерковление Технический христианин Мифы сексуального просвещения Последие Времена Нисхождение во ад Христианство и культура Что делать с духом уныния? Что такое вера? Цена Победы Сироты напоказ Ты не один! Про ад и смерть Основная форма человечности Сложный человек как цель Оправдание веры Истина православия Зачем постился Христос? Жизнь за гробом Моя судьба Родина там, где тебя любят Не подавляйте боли разлуки Дом нетерпимости Сучок в чужом глазу Необразцовая семья Демонская твердыня Русский грех и русское спасение Кто мы? История моего заключения Мученик - означает "свидетель" Почему я перешла в православие Всех ли вывел из ада Христос? Что дало России православное христианство Право на мракобесие Если тебя обидели, бросили, предали В больничной палате Мадонна из метро Болезнь и религия Страна не упырей "Я был болен..." Совесть От виртуального христианства к реальному Картина мира Почему мои дети ходят в Церковь Божья любовь в псалмах Благая Весть Серебро Господа моего Каждый человек незаменим О судьбах человеческих "Вера - дело сердца" Антирелигиозная религия Пятнадцать вопросов атеистов Христианская жизнь как сверхприродная Можно и нужно об этом говорить Логика троичности "Душа разорвана..." Ecce Homo "Я дитя неверия и сомнения..." Мир, полный добра Крестик в пыли Все впереди Пасхальные письма Как жить с диагнозом Слишком поздно О страхе исповедания веры Единство несоединимого Убитая совесть Об антихристовом добре Чему учит смерть? Из истории русского сопротивления Религиозность Пушкина Тем, кто потерял смысл жизни Свет Церкви Рай и ад О Чудесах Книга Иова Светлой памяти Кровь мучеников есть семя Церкви Теология от первого лица Смысл удивления Начало света Как рассказать о вере? Право на красоту Любовь и пустота Осень жизни



Версия для печати

Борис Иванович КОЛОНИЦКИЙ: статьи

КОЛОНИЦКИЙ Борис ИвановичБорис Иванович КОЛОНИЦКИЙ (род.1955) - доктор исторических наук, профессор факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН: Видео | История | Интервью | Статьи | Аудио | Фотогалерея.

ФЕВРАЛЬСКАЯ? БУРЖУАЗНАЯ? ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ? РЕВОЛЮЦИЯ…
Я полагаю, что революциям нельзя симпатизировать до тех пор, пока они не кончатся. З. Фрейд
Революция закончена! Ф. Фюре

В конце ХХ столетия историки наконец получили счастливую возможность заявить, что Великая Французская революция закончена. Подобное утверждение, возможно, излишне оптимистично: споры о революции продолжаются, и они имеют актуальное общественное значение. Но все же редкому современному автору придет в голову мысль писать историю с якобинских, жирондистских, монархических позиций, искать в партиях конца XVIII века “своих” и “чужих”, отождествлять себя с героями событий более чем 200-летней давности. История перестает быть “партийной” историей.

Но российская революция 1917 года продолжается. Она не закончилась даже для зарубежных исследователей, которые признают, что “большой нарратив” советской истории продолжает влиять на общие работы по истории революции[1]. В России же постоянно появляются либеральные, монархические, троцкистские, национал-коммунистические, антикоммунистические интерпретации Февраля и Октября. При этом многие “партийные” истории необычайно походят друг на друга. Нередко копируется известная “школьная” схема описания событий 1917 года, меняются лишь оценки событий и их участников. Неудивительно, например, что при описании событий осени 1917 года главными, а подчас и единственными активными их участниками становятся большевики. В центре внимания многих авторов самых разных взглядов - фигура Ленина. Вождь большевиков продолжает оставаться всемогущим участником исторического процесса - порой меняется лишь знак оценки, сакрализация заменяется демонизацией. В этих условиях и профессиональные работы по истории революции нередко воспринимаются “партийно”, их авторов упрекают, что они “льют воду на мельницу” неких политических сил.

Разумеется, полностью “департизировать”, деактуализировать историю 1917 года может только сама история. Возможности историков в этом отношении весьма ограниченны. Но способствовать этому процессу они все же могут. Особенно интересной представляется задача рассмотреть некоторые либеральные и антикоммунистические исторические мифы. Историк не должен боятся упреков в том, что он льет воду на мельницы коммунистов и националистов. Напротив, если исторические мифы, архаизирующие сознание, и могут способствовать становлению, развитию и распространению ряда идеологий, то либерализму может содействовать лишь максимальная рационализация и деполитизация исторического сознания.

Февральская революция представляла собой удивительное явление. На очень короткий период союзниками стали заклятые враги. Многие монархисты вовсе не подозревали, что они свергают монархию, и действовали совместно с республиканцами. Сторонники продолжения войны полагали, что переворот сокрушит предателей, шпионов и сторонников сепаратного мира, якобы пользующихся симпатиями двора. Противники же войны были уверены, что революция приближает конец “кровавой бойни”. Если одни участники событий видели в свержении самодержавия важную предпосылку для развития капитализма, то другие были убеждены, что они борются с “буржуазией”. Столь разнородные силы сплачивались в борьбе против общего врага, точнее - против общего образа врага: февральскую революцию 1917 года невозможно представить без образа “темных сил”.

Словосочетание “темные силы” давно использовали в своей пропаганде и левые, и правые. Для одних оно обозначало “царизм”, “клерикализм”, “черносотенцев”, “эксплуататоров”, для других - подрывные антинациональные и антирелигиозные силы, враждебные России, действующие, как правило, тайно. В разных текстах эпохи Первой мировой войны под “темными силами” могли подразумеваться шпионы и “распутинцы”, сторонники “германской партии” и евреи, спекулянты военного времени и противники войны. Термин необычайно широко использовался как в легальной, так и в нелегальной печати, однако мог восприниматься, “переводиться” читательской аудиторией по-своему, “перевод” иногда противоречил замыслам авторов. Но в определенной ситуации все обличения “темных сил” способствовали созданию единого революционного фронта.

Однако после свержения монархии даже в лагере ликующих победителей звучали совершенно разные оценки переворота. Не было согласия относительно того, кто же, собственно, побежден. Одни утверждали, что свергнуто “германское иго”, другие писали о победе над “бюрократией”, третьи считали, что сокрушительный удар нанесен “буржуазии”.

Образ “темных сил” не мог уже быть использован в условиях новых политических конфликтов, и разные силы боролись за “массы”, предлагая им свои репертуары врагов. Так, Временное правительство стремилось создать атмосферу общенационального единства, предлагая обществу сплотиться в борьбе против “германского империализма”. Этот образ, казалось, тоже мог сплотить под общим знаменем различные силы - от русских националистов, считавших, что победа над “немцем внутренним” служит залогом победы над “немцем внешним”, до умеренных социалистов, сторонников “революционного оборончества”.

Известно, что внутренние социальные, политические и этнические конфликты помешали созданию единого лагеря сторонников продолжения войны. Но среди факторов, препятствовавших воссозданию в новых революционных условиях атмосферы общенационального единения, следует упомянуть и культурные.

Для реализации такого политического проекта власть должна была располагать, в частности, достаточными символическими ресурсами, нации необходимо было предложить некие символы национального единства. Государственная символика Российской империи не могла выполнять подобную роль. Национальный флаг, герб и, разумеется, гимн “Боже, царя храни!” воспринимались как символы “старого режима”. Попытки сохранения и использования российской национальной символики воспринимались как реставрационные и контрреволюционные, на этой почве возникало немало конфликтов. По-видимому, сами лидеры Временного правительства хотели бы сохранить в какой-то форме старые государственные символы, но они понимали, что это спровоцирует многочисленные конфликты.

На новой государственной печати Временного правительства появился “демократизированный” двуглавый орел: он был лишен корон, державы и скипетра, ордена Андрея Первозванного, гербов областей России. За утверждение измененного орла в качестве нового государственного герба высказалось Юридическое совещание при Временном правительстве, но само Временное правительство благоразумно постановило отложить рассмотрение вопроса об употреблении государственного герба и национального флага впредь до разрешения его Учредительным собранием[2].

Во многих ситуациях роль национальных символов выполняли символы революционного подполья - Февральскую революцию невозможно представить без красных флагов и “Марсельезы”. При этом действия членов Временного правительства порой никак не соответствовали его законодательству.

Красный флаг нередко использовался как государственный символ: его поднимали, например, над Зимним дворцом, резиденцией главы Временного правительства А.Ф. Керенского, когда там находился министр-председатель. Министры вручали красные знамена войсковым частям российской армии, появился даже проект создания специальных красных знамен для полков, особенно отличившихся во время наступления 18 июня. Проект награждения частей Революционным красным знаменем был реализован большевиками, однако уже при Временном правительстве в некоторых полках красные флаги официально получили статус полковых знамен.

Большевики же, “создавая” “новую” государственную символику, придавая красному флагу статус государственного, в действительности лишь юридически подтверждали реально уже сложившуюся ситуацию. Но монополизация революционных символов “красными” произошла не сразу: под красным знаменем выступали и многие противники большевиков во время Гражданской войны.

Роль национального гимна после Февраля играла “Марсельеза”. Ее исполняли при встрече министров, при приеме иностранных делегаций, при подьеме военно-морского флага. “Марсельезу” часто пели, при этом, как правило, исполнялась так называемая “Рабочая марсельеза” - “Новая песня” (автором которой был П.Л. Лавров), призывавшая к бескомпромиссной социальной войне:

На воров, на собак - на богатых!
Да на злого вампира-царя!
Бей, губи их, злодеев проклятых!
Засветись лучшей жизни заря!


В первые месяцы после Февральской революции были созданы и новые политические символы, которые ныне воспринимаются как исключительно коммунистические. Так, уже в марте 1917 года была зафиксирована эмблема “серп и молот”. А во время праздника 1 мая эта эмблема украсила Мариинский дворец, резиденцию Временного правительства[3]. Можно предположить, что и члены первого, наиболее “буржуазного” революционного кабинета не возражали против того, чтобы так выглядел символ новой власти.

Для части сторонников и членов Временного правительства красный флаг, “Марсельеза”, иные символы революционного подполья были давними, важными и дорогими символами. Они с раздражением и негодованием наблюдали за тем, как большевики и их союзники стремились использовать, а затем и монополизировать эти символы. Некоторые же сторонники Временного правительства лишь терпели до времени революционную символику, либо считая ее неизбежным злом, либо желая использовать ее для достижения своих тактических целей. Однако даже “толерантное” отношение к этим символам со стороны авторитетных политиков способствовало их распространению.

Символы революционного подполья фактически монополизировали политическую сферу. Хотя в России после Февраля существовал редкий и удивительный для военного времени политический плюрализм, в политической символике почти безраздельно господствовали знаки революционного подполья. Эти знаки, однако, не подходили для целей Временного правительства, т.е. для построения общенационального единства и продолжения Мировой войны. Напротив, они содействовали углублению революции, культурно и психологически подготавливая общество к гражданской войне, ориентировали на борьбу с внутренним врагом, врагом политическим и социальным, они способствовали распространению эгалитарных настроений. Умеренные социалисты оказались в трагическом и противоречивом положении: создавая и распространяя систему революционных, антибуржуазных символов, утверждая ее монополию, они в то же время пытались действовать в союзе с “буржуазией”.

Это противоречие характерно и для всей пропаганды умеренных социалистов. Так, одним из наиболее популярных “бестселлеров” 1917 года была брошюра Вильгельма Либкнехта “Пауки и мухи” (она выдержала не менее двадцати изданий). При этом ее выпускали и большевики, и социалисты-революционеры, и меньшевики, включая издательство умеренной социал-демократической группы “Единство”, лидером которой был непримиримый противник большевиков и сторонников коалиции Г.В. Плеханов. В брошюре рисовался яркий образ врага, классового врага - “буржуазии”. По свидетельствам современников, брошюра оказала огромное воздействие на солдат, вовлекавшихся в политическую жизнь. Однако антибуржуазную пропаганду вели не только социалисты. Обличению буржуазии и “буржуев” немалое внимание уделяли и различные группы сторонников обновления Российской православной церкви. Соответствующие заметки можно было встретить даже на страницах газеты “Биржевые ведомости”, которая считалась чуть ли не самой “буржуазной” газетой страны[4]. Обвинения в “буржуазности” выдвигались не раз и в адрес сторонников “углубления революции”: умеренные социалисты упрекали их, что они своим радикализмом “играют на руку” “буржуазии”. Моральные и политические обвинения в адрес большевиков также нередко были окрашены в антибуржуазные тона. Их упрекали в буржуазности, в осквернении “священных” символов социализма. Г.П. Федотов писал в мае 1918 года: “Мы целый год с невыразимой болью созерцали, как влачится в грязи красное знамя, как во имя братства и справедливости бушуют ненависть, алчность и вожделение... Именем социализма трудящиеся массы отравлены ядом подлинно буржуазной, мещанской жадности”[5].

Известную роль в распространении антибуржуазных и “антибуржуйских” настроений играли, как ни странно, и рыночные структуры, которые стремились удовлетворить спрос революционного потребителя: мода на революционные символы, политизация досуга отразились на массовой культуре эпохи. Революционная традиция сразу же повлияла на репертуар театров, на выпуск открыток, значков, граммофонных пластинок и кинематографических лент. Названия фильмов, снимавшихся в 1917 году, цитировали революционные песни: “Отречемся от старого мира”, “Вы жертвою пали в борьбе роковой”, “Не плачьте над трупами павших бойцов”. Можно предположить, что ленты такого рода пользовались в то время спросом. Появилась и картина с актуальным названием: “Буржуй (Враг народа): Социальная драма”[6].

Февральскую революцию можно, казалось бы, без всяких оговорок назвать революцией демократической: и законодательство революции, и практическая деятельность Временного правительства были в основном направлены на создание демократических выборных институтов, на обеспечение прав человека и демократических свобод[7]. Однако как понимался термин “демократия” современниками?

Во многих случаях подразумевалось “народовластие”, правление народа. Соответственно, демократия противопоставлялась монархии, диктатуре, бюрократии, полицейскому государству. Но понимание демократии как “народовластия” не было единственным и даже преобладающим.

В языке 1917 года весьма часто “демократия” - это субъект политического процесса, причем нередко - привилегированный субъект. Действительно, в некоторых случаях “демократия” описывалась как синоним понятия “народ”. Соответственно, и “демократ” определялся как “народник”.

Но авторы иногда описывали “демократию” в соответствии со своими социалистическими воззрениями - так называли не весь “народ”, а лишь “демократические слои”, “трудящиеся классы”. Полемизируя с этой весьма распространенной точкой зрения, либерал Н.А. Арсеньев писал: “Демократия - это весь народ, бедняки и богатые, мужчины и женщины и т.д. Теперь демократией называют только бедных, необеспеченных людей, т.е. рабочих, крестьян; но это неправильно...” Противоположную же позицию заняли составители “Толковника политических слов и политических деятелей”, разделявшие термины “демократическая республика” (государственное устройство, при котором все граждане пользуются равными политическими правами и которое управляется лицом, избранным на время народными депутатами) и “демократия”. Последняя определялась так: “Демократия - все те классы государства, которые живут своим трудом: рабочие, крестьяне, служащие, интеллигенция”[8]. В рамках такого подхода средние и крупные собственники, члены их семей не считались частью “демократии”. Показательно, что последний словарь был выпущен весьма умеренным издательством “Освобожденная Россия”, которое было создано Временным комитетом Государственной думы (в издательстве сотрудничали либералы и правые социалисты).

Термин “демократия” часто выражал определенный тип самоидентификации. При этом “демократия” противопоставлялась “цензовой России”, “цензовым элементам”, “правящим классам” и, весьма часто, “буржуазии”, “капиталистам”. Политическая ситуация описывалась как оппозиция “буржуазии” и “демократии”. Это противопоставление порой окрашивалось в цвета ксенофобии: нередко космополитичная буржуазия противопоставлялась патриотичной “демократии” России.

Не следует, однако, забывать, что сама концепция современной демократии, возникшая под воздействием Великой Французской революции, содержит мощный внутренний антибуржуазный заряд[9]. Российская революция, соответственно, должна была в конце концов привести к полной победе “демократии” над “капитализмом”. Такое понимание “демократии” было присуще не только большевикам, его разделяли и другие социалисты, и широкие слои населения, по-своему усваивавшие язык социалистов. Для солдат же действующей армии оппозиция “буржуазии” и “демократии” означала порой противопоставление фронтовиков и тыловиков, конфликт между фронтом и тылом, характерный для многих армий эпохи Первой мировой войны и описывавшийся с помощью антибуржуазной и - одновременно - демократической риторики.

Термины “демократия” и, особенно, “революционная демократия” часто выступали как синонимы понятий “демократические классы”, “демократические слои” (“народ”), “демократические силы” и “демократические организации”. Последними же в 1917 году часто считались лишь Советы, войсковые и фабрично-заводские комитеты. Так, даже “Биржевые ведомости” именовали Исполком Совета рабочих и солдатских депутатов “руководящим органом демократии”[10]. Подразумевалось, что Временное правительство и организации, противостоящие Совету, “демократическими” не являются. Так же, противопоставляя “буржуазные” и “демократические” органы власти, описывал ситуацию и писатель М. Арцыбашев: “Я думаю, что ни буржуазное правительство, ни демократический Совет рабочих депутатов не в праве насиловать армию ни в сторону войны, ни в сторону мира”[11]. Иными словами, некоторые противники большевиков и сторонники Временного правительства не считали последнее “демократическим”.

Большевики же нередко рассматривали и свою партию, и оппонентов-социалистов как различные части “демократии”, совместно противостоящие “буржуазии”, несмотря на свои разногласия. Соответственно, многие сторонники большевиков воспринимали приход этой партии к власти как “победу демократии”, “победу истинной демократии”, а свои действия расценивали как “демократизацию”. В то же время борьба с другими социалистическими группами могла восприниматься как конфликт внутри “демократии”.

Но именно так порой описывали ситуацию и умеренные социалисты, считавшие большевиков и других радикальных социалистов (левых эсеров, меньшевиков-интернационалистов) “другой частью демократии”, обвинявшие их в “расколе демократии”. Отождествление “демократии” с социалистами можно встретить даже в выступлении видного лидера меньшевиков И.Г. Церетели в Учредительном собрании (в некоторых других случаях он говорил о “демократии” как о форме правления). Даже в этот драматический момент Церетели заявил, что “междоусобная гражданская война демократии, которая руками одной части разрушает завоевания всей демократии и выдает ее связанной по рукам и ногам буржуазии”. Как видим, “демократия” здесь противопоставляется “буржуазии”, а большевики даже в это время, в данной критической ситуации безусловно включались Церетели в лагерь “демократии”: “Часть демократии, представленная вами”, - так обращался Церетели к своим противникам большевикам[12].

Оппозиция “буржуазии” и “демократии” стала важным инструментом классификации, который повлиял и на язык русских либералов, и на сообщения иностранцев. Так, известный английский журналист А. Рэнсом, находившийся в то время в России, писал о конфликте между большевиками и “другой частью демократии”; при этом подразумевался раскол среди российских социалистов. В обзоре же, составленном для военного министерства Великобритании, говорилось о компромиссе между “буржуазными” и “демократическими” партиями в России. Даже британский посол Дж. Бьюкенен в своих донесениях в Лондон использовал понятия “буржуазия” и “демократия” для описания противостоящих политических лагерей[13]. В брошюре “Россия под господством большевиков” (1918), которая была пособием для военных учебных заведений австро-венгерской армии, указывалось: “С первого дня мартовской революции две партии воюют за верховенство в государстве: демократия и буржуазия. Теперь господствует демократия. Демократия разделяется на две большие партии: партию социал-демократов и партию социалистов-революционеров”. Большевиков автор брошюры относил к “демократии”[14].

В истории довольно часто понятия “демократия”, “демократ”, “истинный демократ” использовались для самоидентификации, соответственно, политические оппоненты нередко исключались из демократического процесса, объявлялись “антидемократическими”. Не удивительно поэтому, что в политический язык 1917 года вошли понятия “диктатура демократии” и “демократическая диктатура”. Бесспорным кажется одно: Февральская революция была революцией антимонархической. Однако и это, очевидное, казалось бы, утверждение требует некоторого комментария.

Уже упоминавшийся Дж. Бьюкенен вспоминал, что в первые дни Февральской революции некий русский солдат якобы заметил: “Да, нам нужна республика, но во главе ее должен стоять хороший царь”. Подобный живописный пример должен был служить подтверждением справедливости собственных взглядов английского дипломата относительно низкой политической культуры россиян: “Россия не созрела для чисто демократической формы правления...”, - утверждал он. Однако упоминания о подобных настроениях мы встречаем и в других источниках: “Мы хотим республику... но с хорошим царем”, - цитировал русских солдат французский дипломат де Робьен. Американский историк-славист Ф. Голдер также отмечал: “Рассказывают о солдатах, которые говорят, что они хотят республику подобную английской, или республику с царем. Один солдат заявил, что следует избрать президента, его спросили, кого бы он выбрал. - “Царя”, - гласил ответ. Судя по многим свидетельствам, солдаты не понимают, что происходит, что означает революция”[15]. В брошюре писателя В.Г. Короленко, ставшей одним из “бестселлеров” 1917 года, также упоминается о подобном восприятии Февраля: “И простые люди спрашивают в тревоге: откуда пришла гроза, что сделалось там, в столицах, может ли земля быть без царя, и кто же теперь будет править?”[16]. Многим современникам, похоже, было сложно представить себе государство “без царя”.

Подобное отношение к царю мы встречаем и в некоторых делах об оскорблении императорской фамилии в годы Мировой войны: “Нам нужен выборный царь”, “Государя нужно выбирать из высших людей, на несколько лет, как выбирают старост”[17]. После Февраля в сводках военной цензуры мы встречаем аналогичные выдержки из солдатских писем: “Мы хотим демократическую республику и царя-батюшку на три года”; “Хорошо было бы, если бы нам дали республику с дельным царем”; “Царя свергли с престола, теперь новое правительство, ничего, хорошее, жить можно, а когда выберут царя, да получше - еще лучше будет”. Один из цензоров сообщал: “Почти во всех письмах крестьян высказывается желание видеть во главе России царя. Очевидно, монархия - единственный способ правления, доступный крестьянским понятиям”[18].

Возможно, чиновники военной цензуры были консервативно настроены и подбирали примеры в соответствии со своими политическими пристрастиями. Вряд ли все крестьяне и солдаты-крестьяне, высказывавшиеся так в марте и апреле 1917 года о царе, были убежденными монархистами (как видим, некоторые солдаты хотели ограничить срок правления “царя”, говорили о его избрании и переизбрании). Скорее, понятия “государство” и “царство” они рассматривали как синонимы, им трудно было представить государство без “государя”, авторитетного главы государства. Известно, что часто солдаты отказывались присягать Временному правительству, само упоминание о “государстве” в тексте присяги рассматривалось как контрреволюционная проповедь монархизма. Солдаты при этом кричали: “У нас нет государства, а есть республика”[19]. Но если упоминания о “хорошем”, “правильном” и “дельном” “царе”, который должен возглавить республику, не всегда могут служить доказательством монархизма, то они все же указывают на авторитарно-патриархальную традицию персонифицирования верховной власти, которая сохранялась и в условиях кажущегося “господства” демократической идеологии. Можно говорить о том, что в основе политической культуры солдат и крестьян лежал идеал мудрого и эффективного правителя. Этот архетип могли оформлять самые разные идеологии, включая и демократические (во всех значениях этого слова).

Границы между историческими периодами весьма условны, порой мы преувеличиваем значение революционных периодов. Невозможно, разумеется, утверждать, что Февраль не был отрицанием “старого мира”. Но революционный процесс многомерен. Радикальная революция, запрещая, подавляя, табуируя язык монархии, вместе с тем консервировала некоторые формы монархистской ментальности, которые могли быть присущи сторонникам самых разных политических взглядов. Показательно, что в условиях радикальной антимонархической революции без всякого силового принуждения в России возникает культ демократического “вождя народа”, культ А.Ф. Керенского. Этот культ уникального вождя-спасителя, опиравшийся одновременно и на традицию революционного подполья, и на российскую военную и монархическую традицию, во многом предвосхищал культы вождей советского периода.

Еще более осторожно следует противопоставлять Февраль и Октябрь. Сам культ великой революции, установившийся в стране, революции, которая была одновременно и целью, и средством, способствовал радикализации ситуации, а в конце концов и сползанию к гражданской войне. В глазах многих современников Октябрь наследовал и развивал язык и символику Февраля, и именно это делало для них режим большевиков легитимным.
 

1) Smith S. Writing the History of the Russian Revolution after the Fall of Communism // Europe-Asia Studies. 1994. Vol. 46. ¹ 4. Ð. 563-578.
2) Государственный архив Российской федерации. Ф. 1792. Оп. 1. Д. 2. Л. 80 об., 133-135 об.; Ф. 1779. Оп. 2. Д. 1. Ч. 2. Л. 33-34.
3) Корнаков П.К. Символика и ритуалы революции 1917 г. // Анатомия революции: 1917 год в России: Массы, партии, власть. СПб., 1994. С. 358—359.
4) Изгоев А. О буржуазности // Вестник партии народной свободы. 1917. № 1. С. 8-9.
5) Федотов Г.П. Собр. соч. М., 1996. Т. 1. С. 101.
6) Кине-журнал. 1917. № 11/16. С. 137; Сине-фоно. 1917. № 11/12. С. 31, 64, 97, 120.
7) См. главу “Гибель думской монархии. Временное правительство и его реформы” в кн.: Власть и реформы. От самодержавной к советской России. СПб., 1996. С. 643-678 (автор - В.Ю. Черняев).
8) Арсеньев Н.А. Краткий политический словарь для всех. М., 1917. С. 9; Толковник политических слов и политических деятелей. Пг., 1917. С. 22.
9) Фюре Ф. Прошлое одной иллюзии. М., 1998. С. 32-33.
10) Биржевые ведомости. 1917. 22 апреля / 5 мая.
11) Арцыбашев М. Записки писателя. М., 1917. Вып. 1. С. 11.
12) Первый день Всероссийского Учредительного собрания. Пг., 1918. С. 36, 45.
13) Pitcher H. Witnesses of the Russian Revolution. London, 1994. P. 177; Public Record Office, War Office, 158/964; Buchanan G. My Mission to Russia and Other Diplomatic Memories. London; N.Y.; Toronto; Melbourne, 1923. Vol. 2. P. 128.
14) [Навотный] Ф. [Пропаганда] // Hoover Institution Archives, B. Nikolaevsky Collection. Box 149. File 3.
15) Buchanan G. My Mission to Russia... Vol. 2. P. 86, 114. Также см. с. 111, 128, 216-217; Robien L. de. The Diary of a Diplomat in Russia, 1917-1918. London, 1969. P. 24; War, Revolution and Peace in Russia: The Passages of Frank Golder, 1914-1927. Stanford, 1992. P. 46.
16) Короленко В.Г. Падение царской власти (Речь простым людям о событиях в России). М., 1917. С. 4.
17) Российский государственный исторический архив. Ф. 1405. Оп. 521. Д. 476. Л.133, 474.
18) Российский государственный военно-исторический архив. Ф.2003. Оп. 1. Д. 1494. Л. 14; Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 152. Оп. 1. Д. 98. Л. 34.
19) См.: Оськин Д.П. Записки прапорщика. М., 1931. С. 110-111; Gourko B. War and Revolution in Russia, 1917. N.Y., 1919. P. 326-327.
Опубликовано в журнале: Неприкосновенный запас 2002, 2(22)

Источник: ЖУРНАЛЬНЫЙ ЗАЛ.
 Карта сайта

Анонсы




Персоны

АВЕРИНЦЕВ АРАБОВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ АСТАФЬЕВ АХМАТОВА АХМАДУЛИНА АДЕЛЬГЕЙМ АЛЛЕГРИ АЛЬБИНОНИ АЛЬФОНС АЛЛЕНОВА АКСАКОВ АРЦЫБУШЕВ АДРИАНА БУНИН БЕХТЕЕВ БИТОВ БОНДАРЧУК БОРОДИН БУЛГАКОВ БУТУСОВ БЕРЕСТОВ БРУКНЕР БРАМС БРУХ БЕЛОВ БЕРДЯЕВ БЕРНАНОС БЕРОЕВ БРЭГГ БУНДУР БАХ БЕТХОВЕН БОРОДИН БАТАЛОВ БИЗЕ БРЕГВАДЗЕ БУЗНИК БЛОХ БЕХТЕРЕВА БУОНИНСЕНЬЯ БРОДСКИЙ БАСИНСКИЙ БАТИЩЕВА БАРКЛИ БОРИСОВ БУЛЫГИН БОРОВИКОВСКИЙ БЫКОВ БУРОВ БАК ВАРЛАМОВ ВАСИЛЬЕВА ВОЛОШИН ВЯЗЕМСКИЙ ВАРЛЕЙ ВИВАЛЬДИ ВО ВОЗНЕСЕНСКАЯ ВИШНЕВСКАЯ ВОДОЛАЗКИН ВОЛОДИХИН ВЕРТИНСКАЯ ВУЙЧИЧ ГАЛИЧ ГЕЙЗЕНБЕРГ ГЕТМАНОВ ГИППИУС ГОГОЛЬ ГРАНИН ГУМИЛЁВ ГУСЬКОВ ГАЛЬЦЕВА ГОРОДОВА ГЛИНКА ГРАДОВА ГАЙДН ГРИГ ГУРЕЦКИЙ ГЕРМАН ГРИЛИХЕС ГОРДИН ГРЫМОВ ГУБАЙДУЛИНА ГОЛЬДШТЕЙН ГРЕЧКО ГОРБАНЕВСКАЯ ГОДИНЕР ГРЕБЕНЩИКОВ ДЮЖЕВ ДЕМЕНТЬЕВ ДЕСНИЦКИЙ ДОВЛАТОВ ДОСТОЕВСКИЙ ДРУЦЭ ДЕБЮССИ ДВОРЖАК ДОНН ДУНАЕВ ДАНИЛОВА ДЖОТТО ДЖЕССЕН ЖУКОВСКИЙ ЖИДКОВ ЖУРИНСКАЯ ЖИЛЛЕ ЖИВОВ ЗАЛОТУХА ЗОЛОТУССКИЙ ЗУБОВ ЗАНУССИ ЗВЯГИНЦЕВ ЗОЛОТОВ ИСКАНДЕР ИЛЬИН КАБАКОВ КИБИРОВ КОЛЛИНЗ КОНЮХОВ КОПЕРНИК КУБЛАНОВСКИЙ КУРБАТОВ КУЧЕРСКАЯ КУШНЕР КАПЛАН КОРМУХИНА КУПЧЕНКО КОРЕЛЛИ КИРИЛЛОВА КОРЖАВИН КОРЧАК КОРОЛЕНКО КЬЕРКЕГОР КРАСНОВА ЛИПКИН ЛОПАТКИНА ЛЕВИТАНСКИЙ ЛУНГИН ЛЬЮИС ЛЕГОЙДА ЛИЕПА ЛЯДОВ ЛОСЕВ ЛИСТ ЛЕОНОВ МАЙКОВ МАКДОНАЛЬД МАКОВЕЦКИЙ МАКСИМОВ МАМОНОВ МАНДЕЛЬШТАМ МИРОНОВ МОТЫЛЬ МУРАВЬЕВА МОРИАК МАРТЫНОВ МЕНДЕЛЬСОН МАЛЕР МУСОРГСКИЙ МОЦАРТ МИХАЙЛОВ МЕРЗЛИКИН МАССНЕ МАХНАЧ МЕЛАМЕД МИЛЛЕР МОЖЕГОВ МАКАРСКИЙ МАРИЯ НАРЕКАЦИ НЕКРАСОВ НЕПОМНЯЩИЙ НИКОЛАЕВА НАДСОН НИКИТИН НИВА ОКУДЖАВА ОСИПОВ ОРЕХОВ ОСТРОУМОВА ОБОЛДИНА ОХАПКИН ПАНТЕЛЕЕВ ПАСКАЛЬ ПАСТЕР ПАСТЕРНАК ПИРОГОВ ПЛАНК ПОГУДИН ПОЛОНСКИЙ ПРОШКИН ПАВЛОВИЧ ПЕГИ ПЯРТ ПОЛЕНОВ ПЕРГОЛЕЗИ ПЁРСЕЛЛ ПАЛЕСТРИНА ПУЩАЕВ ПАВЛОВ ПЕТРАРКА ПЕВЦОВ ПАНЮШКИН ПЕТРЕНКО РАСПУТИН РЫБНИКОВ РАТУШИНСКАЯ РАЗУМОВСКИЙ РАХМАНИНОВ РАВЕЛЬ РАУШЕНБАХ РУБЛЕВ РЕВИЧ РУБЦОВ РАТНЕР РОСТРОПОВИЧ РОДНЯНСКАЯ СВИРИДОВ СЕДАКОВА СЛУЦКИЙ СОЛЖЕНИЦЫН СОЛОВЬЕВ СТЕБЛОВ СТУПКА СКАРЛАТТИ САРАСКИНА САРАСАТЕ СОЛОУХИН СТОГОВ СОКУРОВ СТРУВЕ СИКОРСКИЙ СУИНБЕРН САНАЕВ СИЛЬВЕСТРОВ СОНЬКИНА СИНЯЕВА СТЕПУН ТЮТЧЕВ ТУРОВЕРОВ ТАРКОВСКИЙ ТЕРАПИАНО ТРАУБЕРГ ТКАЧЕНКО ТИССО ТАВЕНЕР ТОЛКИН ТОЛСТОЙ ТУРГЕНЕВ ТАРКОВСКИЙ УЖАНКОВ УМИНСКИЙ ФУДЕЛЬ ФЕТ ФЕДОСЕЕВ ФИЛЛИПС ФРА ФИРСОВ ФАСТ ФЕДОТОВ ХОТИНЕНКО ХОМЯКОВ ХАМАТОВА ХУДИЕВ ХЕРСОНСКИЙ ХОРУЖИЙ ЦВЕТАЕВА ЦФАСМАН ЧАЛИКОВА ЧУРИКОВА ЧЕЙН ЧЕХОВ ЧЕСТЕРТОН ЧЕРНЯК ЧАВЧАВАДЗЕ ЧУХОНЦЕВ ЧАПНИН ЧАРСКАЯ ШЕВЧУК ШУБЕРТ ШУМАН ШМЕМАН ШНИТКЕ ШМИТТ ШМЕЛЕВ ШНОЛЬ ШПОЛЯНСКИЙ ШТАЙН ЭЛГАР ЭПШТЕЙН ЮРСКИЙ ЮДИНА ЯМЩИКОВ